Цели:
- дать представление о роли имен прилагательных в речи;
- обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов;
- формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- научить использовать прилагательные при описании природы.
Оборудование:
- медиапроектор (отрывок из художественного произведения И.Соколова-Микитова).
- медиапроектор (репродукция картины С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда”).
- сигнальные карточки.
- медиапроектор (стихотворение О.Головко).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Тема, цель урока.
- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играют эти слова в нашей речи.
3. Работа с эпиграфом.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа. (Н.Чернышевский)
- Ребята, в чем смысл высказывания?
- М.Горький говорил, что “ язык- инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть”. В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко
- Ребята, что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает?
- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.
4. Работа с медиапроектором (отрывок из произведения И.Соколова-Микитова)
На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них… листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями.
-Чего в нем не хватает? Вставьте в текст имена прилагательные (работа в парах)
- Сравните с авторским текстом.
На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями.
- Не правда ли, красивая картина представилась нам.
- Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
5. Игра
- В художественных текстах часто используются антонимы- прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антоним.
- А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написано слово. Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним, встаете и произносите его.
- Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный ,хмурый)
- Богатый (бедный, нищий)
- Новый (старый, древний, старинный)
- Горячий (ледяной, холодный)
- Близкий (далекий, дальний)
- Безобразный (красивый, прекрасный)
- Высокий (маленький, низенький, низкорослый)
- Грубый (вежливый,деликатный нежный, ласковый)
- Красивый (безобразный, уродливый)
- Молодой (старый)
- Мягкий (твердый, жесткий)
- Нежный (грубый)
- А что же такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов)
- Я показываю цвет, а вы подбираете синоним.
- Фиолетовый (баклажановый, сиреневый)
- Красный (багровый, алый, огненный, кровавый, пурпурный)
- Желтый (золотой, солнечный, янтарный)
- Синий (бирюзовый, небесный, васильковый)
- Зеленый (изумрудный)
- Коричневый (кофейный, шоколадный)
- А теперь подберите к ним сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета.
6. Анализ стихотворения
- Употребления им. прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое 4 слово- это прилагательное.
Я думаю, что стихотворение И.А. Бунина докажет это.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?
- Выпишите словосочетания “прил.+ сущ.”
- Определите лексическое значение слова пестрый.
- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?
7. Физкультминутка.
8. Работа по картине
- Художник с помощью цвета создает образ. Красный, желтый цвета передают радость, хорошее настроение, а более темные - грусть, печаль. Но сочетание контраста - особая красота. Посмотрите внимательно на репродукцию картины С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда”. Какие цвета использует автор?
- Что изображено на картине?
- Попробуйте передать свои впечатления от этого осеннего дня. Напишите сочинение-миниатюру. (чтение 2-3 работ в конце урока)
9. Итог урока
- В конце урока мы вновь обращаемся к стихотворению О.Головко (чтение). Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (вывод делают ученики)
10. Выставление и комментирование оценок
11. Домашнее задание
Упр.250 (зад.4,5.6), стр.105.