Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся

Разделы: Русский язык


Наш «великий и могучий русский язык» сейчас находится в состоянии кризиса. Академик Ю.В.Рождественский отмечает, что «современное состояние языка плохое. Это заметно в падении речевой культуры, исчезновении личной переписки, неразработанности новой документной системы и во многих других направлениях». [1]

Неслучайно в 1996 году была принята Федеральная целевая программа «Русский язык», которая поставила вопросы развития русского языка на уровень важнейших государственных задач.

В этой программе говорится, что в языке и обществе развиваются процессы, которые негативно сказываются на состоянии русского языка:

  • сокращаются сферы функционирования языка на территории бывшего СССР;
  • отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечают потребностям современного общества;
  • возникли серьёзные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах. Эти и другие проблемы приобретают острый характер, что побуждают к принятию на государственном уровне срочных мер для их разрешения. [1]

одной из таких мер является издание новых стандартов по русскому языку. Они ориентированы на формирование четырех видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе языка, реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;
  • приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности [8]

Ответственные задачи возлагаются на школу, на уроки русского языка и литературы. Именно школа может и должна внести свой вклад в спасение русского языка. И с позитивных изменений в языке начнется возрождение страны, потому что язык – важнейшее свидетельство состояния душ народа. [1]

Процесс обучения должен быть сориентирован на развитие ученика как целостной личности, субъекта жизни.

Субъект жизни тем и отличается от объекта жизни, что он – активен самостоятельно, умеет творчески решать проблемы, понимает ценность и смысл своих действий, ответственен за их последствия.

Субъект не мечется по жизни, не плывет по течению, поддаваясь искушениям необременительных «приработков». Он умеет выбирать, руководствуясь спокойно осмысленными ценностями предполагаемых действий и их результатов. Он активен со смыслом, который умеет извлекать из полученных знаний, в первую очередь – себя. И только через себя для всех остальных. [6]

Учитель в данной ситуации является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом, помощником.

Решению этих задач способствуют активные методы и приемы обучения.

В своей работе мы используем логические опорные схемы.

Опорные схемы – это логическое изложение теоретического материала, основанное на ключевых словах и понятиях, раскрывающих тему текста.

Главная задача – достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала. Обучение при помощи логических схем помогает справиться с этой задачей. Одновременно решается вторая задача – освобождается время на практические занятия. [7]

Какие положительные стороны этого вида работы можно отметить? Во-первых, включаются в работу все стороны механической и логической памяти; во-вторых, школьник учится работать с научными текстами, выделяя главное; в-третьих, развивается логическое мышление; в-четвертых, - творческие способности; в-пятых, - устная монологическая речь.

Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) содержит в себе следующие методы:

метод крупноблочного введения теоретических знаний. Данный метод основывается на принципе укрупнения дидактического материала, объединенного в блоки родственных знаний;

метод опорных схем с опорными сигналами. Применяется для облегчения понимания и запоминания учебного материала. В качестве опорных сигналов используются аббревиатуры, сокращения слов, знаки. Например, СПП (сложноподчиненное предложение); ССЧ (словосочетание); ПГС (простое глагольное сказуемое), Х – главное слово. [7]

Система работы включает в себя: нетрадиционное планирование темы с опорной схемой по ней; комплекс материалов для учителя и учащихся по изучению тем и проверка знаний.

Опорные схемы разрабатываются в соответствии с логикой языка.

  1. Весь материал изучается по принципу перехода от общего к частному.
  2. Вся система построения опорной схемы унифицирована.

Символы, аббревиатуры применяются во всех курсах русского языка.

Вопросы самопроверки, задания, творческие работы, тесты позволяют организовать различные виды работ по изучению, закреплению, проверке знаний. Ученики могут самостоятельно контролировать усвоение понятий и отдельных вопросов в течение всей темы.

Лист самооценки раздается каждому ученику перед началом изучения темы. В него включены следующие компоненты: термины, контрольные вопросы, задания на сообразительность [7]

Данная методика позволяет включать в работу всех учащихся, концентрировать и удерживать внимание, а возврат к элементам логической схемы в сжатом и развернутом виде усиливает зрительно-словесную связь. Окончательное усвоение материала закрепляется после двух-трехкратного воспроизведения схемы с одновременным проговариванием текста.

Сначала идет быстрое «прочтение» в сжатой форме всего материала темы. Затем идет медленное повторное движение от элемента к элементу. Внимание поддерживается введением в рассказ новых сведений. Здесь ученик более свободно следит за рассказом, делая записи, зарисовывая элементы опорной схемы. И, наконец, работа в «парах» или индивидуально по закреплению усвоенного материала. [7]

Используя данную методику, мы работу с опорными схемами разделили на этапы:

I. Логические схемы создаются совместно с учениками. Ребята читают теоретический материал, выделяют основную мысль в тексте, определяют ключевые слова. Сначала мы берем отдельные темы, позже переходим к блокам. Цель этой деятельности – научить выделять главное тексте, систематизировать материал и логически связно и грамотно его изложить. Например, в 5 классе по теме: «Окончание. Форма слова» мы построили схему на определение части слова:

Далее идет процесс проговаривания: вслед за учителем, в парах, индивидуально.

В качестве контроля используются тестовые задания или индивидуальные карточки.

Можно предложить карточки с заданиями: Восстановите логическую цепочку. Приведите 5 примеров разных частей речи, выдели в них окончание. От одного слова образуй его формы.

II. Составление схем по блокам тем совместно с учителем, чуть позже работа выполняется самостоятельно.

Выполняя эту работу, у учащихся развивается логическое мышление, устная логическая речь, творческие способности, ученик оперирует научными понятиями. Школьник учится самостоятельно получать знания.

На всех этапах работы с теоретическим материалом идет его закрепление. И завершаем урок самооценкой. Самооценка – важный этап урока, так как ребенок учится объективно оценивать свои возможности, что очень важно в жизни любого человека.

Работа оценивается по следующим критериям:

  • как понял теоретический материал;
  • и полном объеме выполнил классную работу;
  • были ли ошибки при выполнении практической части;
  • были ли ошибки при устных ответах.

Таким образом, избирая данную форму работы с теоретическим материалом, мы способствуем развитию понятия о языке как развивающейся системы, его устройстве и функциях; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формированию способностей к анализу и оценке языковых явлений.

Список литературы:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Методические рекомендации. – М. «Дрофа», 2001.
  2. Галимова Л.Н. Язык – игра – творчество // РЯШ, - -2001. - №5.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – Издательство «Каро», С-П.2006.
  4. Коротаева О.М. О ситуации успеха в учебной деятельности // РЯШ, - 2003. - № 1.
  5. Кульневич С.И., Лакоценина Т.П. Современный урок – Издательство «Учитель». 2005.
  6. Ладыженская Т.А. Учимся составлять опорный конспект // РЯШ, - 2001. - №5
  7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Совеременный урок. Часть 5. Инновационные уроки – Издательство «Учитель» 2007.
  8. Черепанова А.Н. Роль «языкового портфеля» //РЯШ, - 2003. – №1.