Русский язык
-
Проектный метод на уроке русского языка с применением мультимедийных презентаций. Развитие речи. Рассуждение-размышление. 7-й класс 2008
Данный материал представляет собою учебный проект, в котором ученикам созданы условия для самостоятельного планирования, определения действий, методов и способов реализации задуманного, что не противоречит задачам личностно-ориентированной педагогики, в которой значим не только результат, но и сам процесс учения.
-
Урок русского языка на тему "Правописание приставок на -З, -С" 2008
В ходе урока дети учатся сравнивать, применять на практике изученные правила, анализировать, выделять из текста слова с новой орфограммой, комментировать в соответствии с алгоритмом рассуждения новые и уже известные орфограммы.
-
Употребление прилагательных в речи. "Меткие, озаряющие слова" (А.С. Пушкин) 2008
Научить ребенка понимать и чувствовать слово, исследуя его в художественном тексте, уметь выразить себя в речи при помощи различных стилистических средств очень важно. Особая роль отводится эпитетам. Анализ функций прилагательных в творениях мастеров слова, различные стилистические «эксперименты» дают возможность школьникам наблюдать за тем, какими разнообразными изобразительными и выразительными возможностями обладают эпитеты, украшая речь, делая её яркой и красочной.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Сложное предложение. Прямая речь" 2008
На уроке использованы два подхода: логический и ассоциативно- образный, соединяется логос и образ, используя мультимедиатехнологии. Работа опирается на то, что сведения об окружающем мире через органы чувств поступают в оба полушария мозга, однако полученные впечатления абстрактно анализируются только в левом полушарии, а правое полушарие производит эмоциональное воздействие на человека.
-
Применение проектно-исследовательского обучения на уроках русского языка 2008
С модернизацией системы образования возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью.
-
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке 2008
Урок проведён в 10-м классе. Носит обобщающий характер, но в то же время углубляет знания учащихся по теме. Большое внимание уделяется отработке дикции, обогащению словарного запаса. Так как класс носит статус социально-экономического, то слова, взятые для словарной работы, касаются экономической, финансовой сферы.
-
Урок развития речи на тему "Что такое текст" (с использованием ИКТ) 2008
В статье приведен пример использования на уроке развития речи информационно- коммуникативных технологий (презентационная технология). Презентация позволяет обогатить наглядность урока, активизировать ассоциативное мышление школьников.
-
Своеобразие отбора лексики при изображении осени в лирике Ф.И. Тютчева. Интегрированный урок (русский язык + литература), 1-й курс колледжа на базе 11-х классов 2008
Интегрированный урок, в ходе которого на основе работы с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева об осени повторяются сведения по лексике и расширяются знания студентов о связи творчества автора с традициями западной и русской поэзии, о влиянии их на развитие лирики.
-
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе "Рыцари русского слова" 2008
Уроки русского языка могут помочь вернуть интерес школьников к красоте и богатству слова. Усиление практической направленности в обучении стимулирует познавательную активность учащихся, умение работать с различными источниками информации, способствует обогащению духовного мира школьников.
-
Однородные члены предложения. Урок-обобщение в 8-м классе 2008
Цель урока – обобщение и закрепление знаний по теме «Однородные члены предложения» перед контрольной работой – графическим диктантом, контрольной или зачётом. На уроке применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Это позволяет в рамках одного урока проверить степень усвоенности темы почти у всего класса.
-
Урок русского языка "Лингвостилистический анализ стихотворения В.С. Высоцкого "Расстрел горного эха" 2008
Цели: провести лингвостилистический анализ стихотворения; выяснить, с помощью каких языковых средств автору удалось нарисовать картину вторжения войны в мирную жизнь; подготовить учащихся к написанию домашней работы по теме урока.
-
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи»" (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ) 2008
Материал урока адресован учителю, работающему в старших классах, поскольку его можно использовать на уроках русского языка при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Текст притчи мал по объему, но интересен по содержанию. Работая с ним, можно закрепить основные навыки анализа.
-
Диалог с "обидой" на занятиях по русскому языку 2008
В статье представлен конспект урока по русскому языку, посвященный концептуальному анализу лексико-семантического поля "Обида" по одноименному рассказу В.Набокова. Раскрыто современное понимание концепта и основные научные трактовки этого понятия. Представлены этапы концептуального анализа на примере рассказа В.Набокова, выявлены общеязыковые и индивидуально-авторские толкования концепта "Обида". Занятие сопровождается мультимедийной презентацией материалов.
-
Авторский элективный курс "Изобразительно-выразительные средства речи" (программа) 2008
Представлена авторская программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса. Курс систематизирует сведения курса 5–9-го класса, учит находить и анализировать средства выразительности речи, помогает учащимся с определением профиля для старшей школы, готовит к выпускному экзамену (в новой форме – части 2 и 3) , развивает аналитические и творческие способности. Программа содержит цели, задачи, рабочую версию модулей курса, принципы работы в модулях.
-
Урок "Как живешь, наречие?" 2008
Обобщающий урок русского языка помимо контрольных упражнений должен включать зрительные ассоциации. Я представляю урок по теме "Как живёшь, наречие?", в котором использую презентацию. При проведении подобных уроков повышается мотивация к изучению родного языка, оттачивается орфографическая зоркость.
-
Урок с применением компьютерных технологий "Обособленные определения", 8-й класс 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока по русскому языку по теме "Обособленные определения". В статье в качестве иллюстрации используются картины Герасимова, Баулина.
-
Урок-презентация "Сложносочиненные предложения", 9-й класс 2008
Урок русского языка с применением компьютерных технологий помогает учащимся расширить и закрепить знания о сложносочиненном предложении; усовершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП.
-
Сочинение-рассуждение "Пугачев и Гринев. Друзья или враги?" 2008
Данный урок по развитию речи проводится в 8-м классе после изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для подготовки к домашнему сочинению с использованием составных сказуемых.
-
Словари – наши друзья и помощники, 5-й класс 2008
Работая в пятых классах, я заметила, что многие учащиеся имеют слабое представление о словарях, не умеют с ними работать, поэтому на уроках русского языка и литературы всегда нахожу время для работы с различными словарями, что обеспечивает речевое развитие, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством нравственного воспитания.
-
Интегрированный урок на тему "Число и имя числительное", 6-й класс 2008
Представлен конспект интегрированного урока в 6-м классе на тему "Число и имя числительное...".
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение" 2008
Данный урок является вводным. Он позволяет не только дать точное определение понятия "обращение", но научить находить обращения в предложении, употреблять их в своей речи. Разработанный урок позволяет вовлечь учащихся в работу, благодаря созданию проблемной ситуации. Ребята не получают готовых знаний, они сами должны путём наблюдений прийти к их открытию. В конце проводится самостоятельная работа.
-
Лексика. Фразеология. Лексикография (с использованием информационно-коммуникативных технологий) 2008
Урок русского языка разработан для учащихся 10-го класса и направлен на повторение основных лексических понятий, на совершенствование языкового чутья. Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, мультимедийная презентация) помогают усвоить за урок больше материала. Урок разработан с учетом дифференцированного подхода.
-
Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий 2008
Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы А.И. Власенкова по русскому языку для 10–11-х классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису.
-
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Роль имен прилагательных в речи" 2008
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме: "Роль имен прилагательных в речи" дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц. Данный урок по развитию речи позволяет освоить композиционную (в частности, анализ) работу с текстом.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имена существительные общего рода" 2008
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имена существительные общего рода" знакомит учащихся с именами существительными общего рода, учит отличать их от существительных мужского рода, называющих лиц по профессии, должности, роду занятий; развивает речь учащихся, обогащая новыми словами – существительными общего рода; воспитывает интерес и любовь к родному языку.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики в 11-м классе по теме "Повторение орфографии, пунктуации и лексики" 2008
Представленный конспект урока русского языка в 11-м классе (интегрированный с информатикой) по теме "Повторение орфографии, пунктуации и лексики" проводится в компьютерном классе, где все учащиеся имеют доступ к машинам. Учитель русского языка проверяет навыки работы с текстом (деление на смысловые фрагменты - абзацы), орфографическую и пунктуационную грамотность, а также некоторые знания по теме "Лексика"; учитель информатики - умение работать в текстовом редакторе. Учащиеся получают оценки сразу по двум предметам.
-
Рабочая программа элективного курса "Компас в мире слов (работа со словарями)" 2008
Представлена рабочая программа элективного курса "Компас в мире слов (работа со словарями)". Одно из требований, предъявляемых к выпускнику школы, - умение свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Предлагаемая рабочая программа элективного курса "Компас в мире слов" позволяет наиболее подробно познакомить учащихся с разными видами словарей, выработать умение осознанно пользоваться словарями разных видов, повысить общую культуру учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью Ь" 2008
План-конспект урока русского языка в 5-м классе, на котором решаются следующие задачи: систематизация знаний о роли мягкого знака в русском языке; разучивание новых словарных слов с помощью семантических образов; формирование умения устанавливать связи между категориально изолированными понятиями и создавать сложные семантические конструкции; анализ текста с точки зрения стилевой принадлежности; активизация творческого мышления.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Обобщение изученного материала по теме «Наречие»" 2008
Представлен конспект урока русского языка, проведенного в 7-м классе традиционной системы обучения, построенного с использованием упражнений для подготовки к итоговой аттестации.
-
Открытый урок по русскому языку в 11-м классе. Отработка типовых заданий текста единого государственного экзамента по русскому языку 2008
Открытый урок по русскому языку в 11-м классе по теме «Отработка типовых заданий теста единого государственного экзамена по русскому языку» формирует навыки выбора правильного ответа на типовые задания с последующей его аргументацией.