Урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
  • развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
  • воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.

Задачи урока:

  • создать условия для усвоения правила употребления Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
  • сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Приложение-презентация

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Проверка домашнего задания – 10 мин.

- Ребята, что мы изучали на предыдущем уроке русского языка?

(Правописание сложных имён прилагательных.)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.

1. Индивидуальная работа 4 учащихся по карточкам на местах.

2. Опрос учащихся у доски.

К доске вызываются 2 учащихся.

Первый рассказывает об употреблении дефиса в именах прилагательных, второй – о том, какие прилагательные пишутся слитно. Учащиеся должны   привести примеры на данное правило.

Остальные учащиеся в случае необходимости дополняют или исправляют ответы товарищей.

3. “Орфографическая дуэль” (распределительный диктант).

Задание классу:

I группа учащихся записывает прилагательные, которые пишутся слитно, II группа – через дефис. (Работа выполняется 2 учащимися на внешней стороне крыльев доски так, чтобы она была не видна остальным учащимся.)

Рыжеволосый, военно-морской, научно-популярный, сероглазый, древнерусский, жёлто-коричневый, северо-западный, сельскохозяйственный, русско-английский, трёхэтажный.

По окончании работы проводится проверка у учащихся, работавших на доске, находятся ошибки, одновременно дети находят ошибки в своих работах.

III. Подготовка к восприятию нового материала -3 мин.

Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

- Запишем предложение:

В окно заглядывает грустное осеннее солнце.

  • Произведите синтаксический разбор предложения.
  • Какой троп использован в нём? (эпитет “грустное солнце”)
  • Какой частью речи он выражен? (прилагательным)
  • Назовите второе прилагательное (осеннее).
  • Назовите способ образования этого слова (суффиксальный).

Почему в нём пишется НН?

IV. Сообщение темы и целей урока – 1 мин (слайд № 1).

- В русском языке существует большая группа прилагательных, в которых необходимо писать то одну, то две НН. Чтобы научиться разграничивать такие прилагательные и правильно их записывать, мы с вами совершим путешествие в Город Грамотеев (слайд № 2).

- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием станций. На каждой станции вам

предстоит выполнить задание. Ваш сосед по парте будет фиксировать количество допущенных вами ошибок и указывать их в маршрутном листе. Чем меньше ошибок, тем больше у вас шансов добраться в Город Грамотеев.

- Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь!

V. Изучение нового материала – 4 мин.

- Первая станция – “Теоретическая” (слайд №3).

1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу.

-Каким способом и от слов какой части речи образованы прилагательные на левой стороне таблицы? Назовите ещё прилагательные с суффиксами –АН ---ЯН-. На что они указывают? (На материал.)

- Прочитайте прилагательные с суффиксом –ИН. Назовите ещё прилагательные с суффиксом –ИН. На что они указывают? (На отношение к животному.)

- Сделайте вывод о том, какие прилагательные пишутся с одной Н.

- Рассмотрите прилагательные на правой стороне таблицы. Как и от слов какой части речи они образованы?

Сделайте вывод о написании прилагательных с НН.

2. Работа с правилом. Знакомство с обозначением условия выбора изученной орфограммы.

- Проверьте себя (слайд №4).

3. Работа с опорным конспектом.

- Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (слайд №5).

4. Работа в парах.

- А теперь расскажите друг другу о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и выставьте соответствующий балл в маршрутном листе.

VI. Физкультминутка - 2 мин.

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

1. В пословице “Острый язык – дарование, а длинный – наказание” имеется прилагательное с НН – длинный.

2. В пословице “Старинная пословица не на ветер молвится” есть прилагательное с Н.

3. В пословице “Дома и глиняная чаша мила” имеется прилагательное с НН.

VI. Закрепление изученного – 16 мин.

- Мы прибываем на станцию “Практическая”.

1. Дифференцированные задания – 3 мин.

- Здесь вы сможете проверить свои умения применять знание правила на письме.

Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради (слайд № 6).

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы (слайд № 7). В маршрутном листе укажите только количество ошибок.

2. Игра “Четвёртый лишний” (слайд № 8) – 2 мин.

- Станция “Игровая”.

-Устно вставьте пропущенные буквы и найдите “четвёртое лишнее”.

- Проверьте правильность выполнения задания (слайд № 9).

3. Тест – 2 мин.

- Станция “Тестовая” (слайд № 10).

- Произведите проверку и укажите количество ошибок (слайд № 11).

4. Диагностическая работа – 8 мин.

- Станция “Народная мудрость” (слайд № 12).

- Выполним задания (устно и письменно в тетрадях).

- Произведите проверку работы (слайд № 13), заполните маршрутные листы.

VII. Итоги урока – 3 мин.

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в Город Грамотеев. Все

достигли поставленной цели (слайд №14).

Подведём его итоги (слайд № 15).

- А теперь подсчитайте количество ошибок в ваших маршрутных листах.

Назовём самых грамотных ребят.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание – 1 мин.

Из фразеологического словаря выпишите 5 фразеологизмов, в которых встречаются слова на изученное правило, обозначьте

условия выбора орфограммы, составьте с ними предложения.

Используемый УМК

1. М.М.Разумовская. “Программа “Русский язык. 5- 9 класс”. М.: “Дрофа”, 2002.

2. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. “Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений” - М.: “Дрофа”, 2006.

Приложение-презентация