Цели урока:
- обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
- развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Задачи урока:
- создать условия для усвоения правила употребления Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Проверка домашнего задания – 10 мин.
- Ребята, что мы изучали на предыдущем уроке русского языка?
(Правописание сложных имён прилагательных.)
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.
1. Индивидуальная работа 4 учащихся по карточкам на местах.
2. Опрос учащихся у доски.
К доске вызываются 2 учащихся.
Первый рассказывает об употреблении дефиса в именах прилагательных, второй – о том, какие прилагательные пишутся слитно. Учащиеся должны привести примеры на данное правило.
Остальные учащиеся в случае необходимости дополняют или исправляют ответы товарищей.
3. “Орфографическая дуэль” (распределительный диктант).
Задание классу:
I группа учащихся записывает прилагательные, которые пишутся слитно, II группа – через дефис. (Работа выполняется 2 учащимися на внешней стороне крыльев доски так, чтобы она была не видна остальным учащимся.)
Рыжеволосый, военно-морской, научно-популярный, сероглазый, древнерусский, жёлто-коричневый, северо-западный, сельскохозяйственный, русско-английский, трёхэтажный.
По окончании работы проводится проверка у учащихся, работавших на доске, находятся ошибки, одновременно дети находят ошибки в своих работах.
III. Подготовка к восприятию нового материала -3 мин.
Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся выполняет работу у доски.)
- Запишем предложение:
В окно заглядывает грустное осеннее солнце.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Какой троп использован в нём? (эпитет “грустное солнце”)
- Какой частью речи он выражен? (прилагательным)
- Назовите второе прилагательное (осеннее).
- Назовите способ образования этого слова (суффиксальный).
Почему в нём пишется НН?
IV. Сообщение темы и целей урока – 1 мин (слайд № 1).
- В русском языке существует большая группа прилагательных, в которых необходимо писать то одну, то две НН. Чтобы научиться разграничивать такие прилагательные и правильно их записывать, мы с вами совершим путешествие в Город Грамотеев (слайд № 2).
- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием станций. На каждой станции вам
предстоит выполнить задание. Ваш сосед по парте будет фиксировать количество допущенных вами ошибок и указывать их в маршрутном листе. Чем меньше ошибок, тем больше у вас шансов добраться в Город Грамотеев.
- Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь!
V. Изучение нового материала – 4 мин.
- Первая станция – “Теоретическая” (слайд №3).
1. Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу.
-Каким способом и от слов какой части речи образованы прилагательные на левой стороне таблицы? Назовите ещё прилагательные с суффиксами –АН ---ЯН-. На что они указывают? (На материал.)
- Прочитайте прилагательные с суффиксом –ИН. Назовите ещё прилагательные с суффиксом –ИН. На что они указывают? (На отношение к животному.)
- Сделайте вывод о том, какие прилагательные пишутся с одной Н.
- Рассмотрите прилагательные на правой стороне таблицы. Как и от слов какой части речи они образованы?
Сделайте вывод о написании прилагательных с НН.
2. Работа с правилом. Знакомство с обозначением условия выбора изученной орфограммы.
- Проверьте себя (слайд №4).
3. Работа с опорным конспектом.
- Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (слайд №5).
4. Работа в парах.
- А теперь расскажите друг другу о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и выставьте соответствующий балл в маршрутном листе.
VI. Физкультминутка - 2 мин.
- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.
Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.
- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.
Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
1. В пословице “Острый язык – дарование, а длинный – наказание” имеется прилагательное с НН – длинный.
2. В пословице “Старинная пословица не на ветер молвится” есть прилагательное с Н.
3. В пословице “Дома и глиняная чаша мила” имеется прилагательное с НН.
VI. Закрепление изученного – 16 мин.
- Мы прибываем на станцию “Практическая”.
1. Дифференцированные задания – 3 мин.
- Здесь вы сможете проверить свои умения применять знание правила на письме.
Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради (слайд № 6).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы (слайд № 7). В маршрутном листе укажите только количество ошибок.
2. Игра “Четвёртый лишний” (слайд № 8) – 2 мин.
- Станция “Игровая”.
-Устно вставьте пропущенные буквы и найдите “четвёртое лишнее”.
- Проверьте правильность выполнения задания (слайд № 9).
3. Тест – 2 мин.
- Станция “Тестовая” (слайд № 10).
- Произведите проверку и укажите количество ошибок (слайд № 11).
4. Диагностическая работа – 8 мин.
- Станция “Народная мудрость” (слайд № 12).
- Выполним задания (устно и письменно в тетрадях).
- Произведите проверку работы (слайд № 13), заполните маршрутные листы.
VII. Итоги урока – 3 мин.
- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в Город Грамотеев. Все
достигли поставленной цели (слайд №14).
Подведём его итоги (слайд № 15).
- А теперь подсчитайте количество ошибок в ваших маршрутных листах.
Назовём самых грамотных ребят.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание – 1 мин.
Из фразеологического словаря выпишите 5 фразеологизмов, в которых встречаются слова на изученное правило, обозначьте
условия выбора орфограммы, составьте с ними предложения.
Используемый УМК
1. М.М.Разумовская. “Программа “Русский язык. 5- 9 класс”. М.: “Дрофа”, 2002.
2. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. “Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений” - М.: “Дрофа”, 2006.