Конспект урока по теме "Синтаксис сложноподчиненного предложения"

Разделы: Русский язык


Подготовка к уроку:

  1. Необходимо подготовить для каждого ученика тексты заданий, таблицы для повторения (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
  2. Написать на доске ответы к заданию №1 (см. Приложение 1)
  3. Написать на доске слова для запоминания ударений.

ХОД УРОКА

1. Вступление. Работаем с темой урока.

– Как вы понимаете значение слов «синтаксис», «сложное предложение»?
– Что мы будем повторять на уроке?

2. Вспомните, в каких заданиях ЕГЭ встречаются СПП?

Ответы учащихся:

  • найти грамматические ошибки – А 6;
  • определить вид предложения – А 10,
  • знаки в СПП – А 26,27,
  • вид СПП – В 6.

– Анализ результатов ЕГЭ прошлого года показывает, что наиболее трудными являются задания:

А 10 – 45% ошибочных ответов,
А 6 – 40% ошибочных ответов,
В 6 – 30 % ошибочных ответов.

– Сегодня на уроке мы работаем над совершенствованием тех умений, которые помогут правильно выполнить эти задания.

3. На доске записано предложение. Дайте его характеристику.

Короткие и крутые, как будто выталкиваемые снизу, они дыбились на высоту до двадцати пяти футов и, как лохматые великаны, с яростью обрушивались друг на друга, дробясь и обдавая людей солёными брызгами.

– Почему даны такие разные ответы? Давайте вспомним алгоритм действий при выполнении подобных заданий:

Учитель фиксирует ответы на доске:

  • Найти все грамматические основы.
  • Определить простое предложение или сложное.
  • Отличить союзное предложение от бессоюзного.
  • Определить сложносочинённое предложение, СПП или предложение с разными видами связи.
  • Определить вид придаточного.
  • Вспомнить правило постановки знаков.

– Предложение, записанное на доске, было простым. Как можно усложнить задание по определению характеристики предложения?

  • Простое предложение можно осложнить однородными или обособленными членами.
  • Добавить вводное слово или предложение.
  • В сложном предложении может быть несколько видов связи.

4. Проверим наши умения. Выполним первое задание (см. Приложение 1).

– Укажите характеристику предложения, подчеркните грамматические основы. Знаки препинания не расставлены.

Проводится самопроверка. Ответы записаны на доске. Грамматические основы называются.

– Определите, какое из умений у вас недостаточно сформировано?

5. Мы повторяли СПП предложения с одним придаточным, но в речи встречаются и более сложные конструкции. Давайте вспомним СПП с несколькими придаточными и выполним второе задание (см. Приложение 1).

– Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к подсказке (см. Приложение 2).

Задание выполняется по вариантам. Ответы 1 и 2 вариантов одинаковые, поэтому проводится взаимопроверка. Все ошибочные ответы обсуждаются.

6. Орфоэпическая разминка.

– Выполним задание 3 (см. Приложение 1)

Необходимо составить предложения по схеме и прочитать получившиеся предложения.
В этом задании важно правильно поставить ударение. Учитель обязательно произносит слова и обращает внимание на правильную постановку ударения, для лучшего запоминания можно написать их на доске и выделить ударные гласные.

премирОванный
нормирОванный
обеспЕчение
медикамЕнтами
оптОвые
нет шАрфов
договОры
в бутИках
проданА
каталОг
атлАсная ткань
Августовский
бАнтов
квартАл

Возможные варианты ответов.

  • Хотя мы получили оптовые партии товара во втором квартале, договоры не подписаны до сих пор, поэтому нормированное обеспечение медикаментами сократится и число премированных сотрудников уменьшится.
  • Хотя в бутиках большой выбор шарфов и бантов из атласной ткани, нужная мне модель, которую я видела в августовском каталоге, уже продана.
  • Перечисляя задания ЕГЭ, в которых встречаются СПП, мы не упомянули часть С, а ведь в сочинении мы часто используем сложные предложения. Обратимся к наиболее распространённым ошибкам при построении сложных предложений, чтобы избежать подобных в собственном тексте. Задания такого типа встречаются также и в А 6.

Рассмотрим таблицу (см. Приложение 3).

Учитель комментирует каждый пункт таблицы.

Выполним задание 4 (см. Приложение 1).

Проверка осуществляется устно, фронтально. Ученики читают предложения исправленными, объясняют, в чём заключалась ошибка. Можно проверить только несколько предложений, а остальные оставить для домашней работы.

7. Вернёмся к началу урока. На доске записаны те умения, которые необходимы для правильного выполнения заданий, связанных со сложными предложениями. Оцените свои достижения.

– Какое из умений необходимо совершенствовать вам?
– Запишите над чем вам необходимо поработать на следующих уроках и дома.
– Обратите внимание, что сегодня мы не расставляли знаки препинания в сложных предложениях, не определяли вид придаточных. Это мы повторим на следующих уроках.

8. Домашнее задание должно быть дифференцированным, чтобы ученики могли выбрать упражнение в зависимости от того, что им нужно повторить.

Список литературы.

  1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.