Подготовка к уроку:
- Необходимо подготовить для каждого ученика тексты заданий, таблицы для повторения (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
- Написать на доске ответы к заданию №1 (см. Приложение 1)
- Написать на доске слова для запоминания ударений.
ХОД УРОКА
1. Вступление. Работаем с темой урока.
– Как вы понимаете значение слов «синтаксис»,
«сложное предложение»?
– Что мы будем повторять на уроке?
2. Вспомните, в каких заданиях ЕГЭ встречаются СПП?
Ответы учащихся:
- найти грамматические ошибки – А 6;
- определить вид предложения – А 10,
- знаки в СПП – А 26,27,
- вид СПП – В 6.
– Анализ результатов ЕГЭ прошлого года показывает, что наиболее трудными являются задания:
А 10 – 45% ошибочных ответов,
А 6 – 40% ошибочных ответов,
В 6 – 30 % ошибочных ответов.
– Сегодня на уроке мы работаем над совершенствованием тех умений, которые помогут правильно выполнить эти задания.
3. На доске записано предложение. Дайте его характеристику.
Короткие и крутые, как будто выталкиваемые снизу, они дыбились на высоту до двадцати пяти футов и, как лохматые великаны, с яростью обрушивались друг на друга, дробясь и обдавая людей солёными брызгами.
– Почему даны такие разные ответы? Давайте вспомним алгоритм действий при выполнении подобных заданий:
Учитель фиксирует ответы на доске:
- Найти все грамматические основы.
- Определить простое предложение или сложное.
- Отличить союзное предложение от бессоюзного.
- Определить сложносочинённое предложение, СПП или предложение с разными видами связи.
- Определить вид придаточного.
- Вспомнить правило постановки знаков.
– Предложение, записанное на доске, было простым. Как можно усложнить задание по определению характеристики предложения?
- Простое предложение можно осложнить однородными или обособленными членами.
- Добавить вводное слово или предложение.
- В сложном предложении может быть несколько видов связи.
4. Проверим наши умения. Выполним первое задание (см. Приложение 1).
– Укажите характеристику предложения, подчеркните грамматические основы. Знаки препинания не расставлены.
Проводится самопроверка. Ответы записаны на доске. Грамматические основы называются.
– Определите, какое из умений у вас недостаточно сформировано?
5. Мы повторяли СПП предложения с одним придаточным, но в речи встречаются и более сложные конструкции. Давайте вспомним СПП с несколькими придаточными и выполним второе задание (см. Приложение 1).
– Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к подсказке (см. Приложение 2).
Задание выполняется по вариантам. Ответы 1 и 2 вариантов одинаковые, поэтому проводится взаимопроверка. Все ошибочные ответы обсуждаются.
6. Орфоэпическая разминка.
– Выполним задание 3 (см. Приложение 1)
Необходимо составить предложения по схеме и
прочитать получившиеся предложения.
В этом задании важно правильно поставить
ударение. Учитель обязательно произносит слова и
обращает внимание на правильную постановку
ударения, для лучшего запоминания можно написать
их на доске и выделить ударные гласные.
премирОванный нормирОванный обеспЕчение медикамЕнтами оптОвые нет шАрфов договОры |
в бутИках проданА каталОг атлАсная ткань Августовский бАнтов квартАл |
Возможные варианты ответов.
- Хотя мы получили оптовые партии товара во втором квартале, договоры не подписаны до сих пор, поэтому нормированное обеспечение медикаментами сократится и число премированных сотрудников уменьшится.
- Хотя в бутиках большой выбор шарфов и бантов из атласной ткани, нужная мне модель, которую я видела в августовском каталоге, уже продана.
- Перечисляя задания ЕГЭ, в которых встречаются СПП, мы не упомянули часть С, а ведь в сочинении мы часто используем сложные предложения. Обратимся к наиболее распространённым ошибкам при построении сложных предложений, чтобы избежать подобных в собственном тексте. Задания такого типа встречаются также и в А 6.
Рассмотрим таблицу (см. Приложение 3).
Учитель комментирует каждый пункт таблицы.
Выполним задание 4 (см. Приложение 1).
Проверка осуществляется устно, фронтально. Ученики читают предложения исправленными, объясняют, в чём заключалась ошибка. Можно проверить только несколько предложений, а остальные оставить для домашней работы.
7. Вернёмся к началу урока. На доске записаны те умения, которые необходимы для правильного выполнения заданий, связанных со сложными предложениями. Оцените свои достижения.
– Какое из умений необходимо совершенствовать
вам?
– Запишите над чем вам необходимо поработать на
следующих уроках и дома.
– Обратите внимание, что сегодня мы не
расставляли знаки препинания в сложных
предложениях, не определяли вид придаточных. Это
мы повторим на следующих уроках.
8. Домашнее задание должно быть дифференцированным, чтобы ученики могли выбрать упражнение в зависимости от того, что им нужно повторить.
Список литературы.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.