Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.
Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, гордости за достижения родного края.
Оборудование: мультимедийный проектор, 10 компьютеров, экран.
Материалы к уроку: презентация, электронные задания для учащихся, карточки с текстами для учащихся, билеты.
Ход урока.
1. Слово учителя. Объявление темы и целей урока.
Придя в школу, вы встретили очень много непонятного, незнакомого! Под руководством учителя вы начали знакомиться с удивительным миром - миром русского языка. Самое трудное ждёт вас впереди, в старших классах. Некоторые загадки русского языка вы уже изучили, и сегодня мы совершим путешествие по одному из государств огромного и интересного мира “Русский язык” - по государству “Синтаксис”. В пути вам пригодятся знания и умения, полученные на уроках.
СЛАЙД 1.
На чём же мы отправимся в путь? А давайте построим сами средство передвижения. Поможет нам в этом ваша домашняя подготовка (домашнее задание к данному уроку заключалось в том, чтобы по толковому словарю С.И. Ожегова найти значения предложенных слов).
2. Лексическая пятиминутка.
Угадайте слово по его лексическому значению и правильно запишите его в тетрадь.
- Пассажирская платформа на железнодорожной станции. (Перрон ) СЛАЙД 2.
- Транспортное средство, движущееся по рельсам. (Вагон) СЛАЙД 3.
- Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве. (Пассажир) СЛАЙД 4.
- Специалист по вождению поезда. (Машинист) СЛАЙД 5.
- Документ, удостоверяющий право пользования чем-либо. (Билет) СЛАЙД 6.
3. Устный опрос по понятиям темы.
Чтобы нам отправится в путь, нужно приобрести билет. И вам опять помогут ваши знания.
За правильный ответ вы получаете билет на наш волшебный поезд.
Вопросы:
- Что такое предложение?
- Какие группы членов предложения вам известны?
- Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Какими бывают предложения по интонации?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Какими бывают предложения по количеству основ?
- Назовите виды сложных предложений.
- Что такое однородные члены предложения?
Билеты получены, все готовы к путешествию. Какие же станции ждут нас впереди? СЛАЙД 7.
Начнём путешествие?
4. Обобщение знаний. СЛАЙД 8
Первая станция - станция “Основная”. Подберите однокоренные слова к данному слову.
С чем нам предстоит работать на этой станции?
Что такое грамматическая основа предложения?
Вам нужно выписать из предложенных предложений два предложения и выделить в этих предложениях грамматическую основу.
Будьте очень внимательны. (Один ученик индивидуально выполняет полный синтаксический разбор четвёртого предложения).
На вокзале как-то раз встала очередь у касс.
Скорый поезд набирает ход.
На детской железной дороге работают дети.
Мой дядя машинист.
Проверка задания. (Ученики говорят вслух, учитель выделяет на слайде)
С заданием справились прекрасно. Наш поезд продолжает движение.
И на пути новая станция - “Простые или сложные”. (СЛАЙД 9).
Задание на этой станции вы будете выполнять на компьютере (Приложение 2). У вас на листе находятся две схемы и предложения. Ваша задача: распределить данные предложения по столбикам. Какие предложения вы отнесёте в первый столбик? Какие - во второй?
Побежал он на перрон, сел в отцепленный вагон.
Быстро все билеты взяли и на поезд побежали.
Проводник ушёл, и мальчик поспешно направился к себе вкупе.
Мы смотрели в окно вагона, за которым мелькали различные станции.
Проверка выполненного задания. (СЛАЙД 9).
Впереди станция “Физкультурная”. (СЛАЙД 10).
Полпути пройдено, надо немного отдохнуть. Выйдите из-за парт и приготовьтесь выполнять то, что я буду говорить.
Все дышите!
Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь!
Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен - из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к заданиям готов.
Следующая станция “Схематическая”.
Вашему вниманию будут представлены схемы предложений, но эти схемы поссорились со знаками препинания. Помирите их, пожалуйста. Запишите в тетради правильный вариант схемы.
1 .Простое предложение с обобщающим словом.
2.Предложение с обращением.
З.Предложение с прямой речью.
4. Сложное предложение.
(СЛАЙД 11). Самопроверка.
С заданием справились верно.
А на следующей станции “Соответствий” новое задание: вам нужно списать предложения, расставив знаки препинания, в порядке расположения схем. (СЛАЙД 12).
А с платформы говорят “Это город Ленинград”.
На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные.
Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?
Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 12). Устная проверка
Станция “Тематическая”. (СЛАЙД 13).
Ребята, путешествуя по станциям, мы анализировали разные предложения. Все эти предложения были связаны с темой “поезда”. Посмотрите ещё раз на все предложения, встреченные вами по пути. Как вы думаете, почему 4 из них выделены другим цветом?
Скорый поезд набирает ход.
На детской железной дороге работают дети
.Мы смотрели в окно вагона.
Юные железнодорожники детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.
А с платформы говорят: “Это город Ленинград”.
Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?
На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные.
Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.
(Эти предложения связаны одной темой “Детские железные дороги”).
Впереди последняя станция “Итоговая”.
У вас на карточках записаны эти предложения и ещё несколько предложений.
Посмотрите внимательно на эти предложения, прочитайте их.
- Какие виды предложений по цели высказывания встретились?
- А почему поставлена запятая в третьем предложении?
- Почему в последнем предложении нет запятой перед союзом И?
- Есть ли среди этих предложений сложные предложения?
Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст.
А работают на детской железной дороге дети.
Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.
Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?
Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.
Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.
Проверка.
Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?
Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. (СЛАЙД 14).
А работают на детской железной дороге дети. (СЛАЙД 15).
Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. (СЛАЙД 16).
Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 17).
5 .Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по государству Синтаксис, мы прибыли на
конечную станцию.
(СЛАЙД 18).
Мы путешествовали по разным станциям. В нашем путешествии вы не только проявили себя как грамотные, внимательные путешественники, но и узнали много интересного.
Дети делятся впечатлениями об уроке.
6. Домашнее задание.
Контрольные вопросы в учебнике, подобрать или придумать примеры к вопросам.
Я благодарю вас за урок.