Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательная: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.

Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, гордости за достижения родного края.

Оборудование: мультимедийный проектор, 10 компьютеров, экран.

Материалы к уроку: презентация, электронные задания для учащихся, карточки с текстами для учащихся, билеты.

Ход урока.

1. Слово учителя. Объявление темы и целей урока.

Придя в школу, вы встретили очень много непонятного, незнакомого! Под руководством учителя вы начали знакомиться с удивительным миром - миром русского языка. Самое трудное ждёт вас впереди, в старших классах. Некоторые загадки русского языка вы уже изучили, и сегодня мы совершим путешествие по одному из государств огромного и интересного мира “Русский язык” - по государству “Синтаксис”. В пути вам пригодятся знания и умения, полученные на уроках.

СЛАЙД 1.

На чём же мы отправимся в путь? А давайте построим сами средство передвижения. Поможет нам в этом ваша домашняя подготовка (домашнее задание к данному уроку заключалось в том, чтобы по толковому словарю С.И. Ожегова найти значения предложенных слов).

2. Лексическая пятиминутка.

Угадайте слово по его лексическому значению и правильно запишите его в тетрадь.

    1. Пассажирская платформа на железнодорожной станции. (Перрон ) СЛАЙД 2.
    2. Транспортное средство, движущееся по рельсам. (Вагон) СЛАЙД 3.
    3. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве. (Пассажир) СЛАЙД 4.
    4. Специалист по вождению поезда. (Машинист) СЛАЙД 5.
    5. Документ, удостоверяющий право пользования чем-либо. (Билет) СЛАЙД 6.

3. Устный опрос по понятиям темы.

Чтобы нам отправится в путь, нужно приобрести билет. И вам опять помогут ваши знания.

За правильный ответ вы получаете билет на наш волшебный поезд.

Вопросы:

  1. Что такое предложение?
  2. Какие группы членов предложения вам известны?
  3. Какими бывают предложения по цели высказывания?
  4. Какими бывают предложения по интонации?
  5. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  6. Какими бывают предложения по количеству основ?
  7. Назовите виды сложных предложений.
  8. Что такое однородные члены предложения?

Билеты получены, все готовы к путешествию. Какие же станции ждут нас впереди? СЛАЙД 7.

Начнём путешествие?

4. Обобщение знаний. СЛАЙД 8

Первая станция - станция “Основная”. Подберите однокоренные слова к данному слову.

С чем нам предстоит работать на этой станции?

Что такое грамматическая основа предложения?

Вам нужно выписать из предложенных предложений два предложения и выделить в этих предложениях грамматическую основу.

Будьте очень внимательны. (Один ученик индивидуально выполняет полный синтаксический разбор четвёртого предложения).

На вокзале как-то раз встала очередь у касс.
Скорый поезд набирает ход.
На детской железной дороге работают дети.
Мой дядя машинист.

Проверка задания. (Ученики говорят вслух, учитель выделяет на слайде)

С заданием справились прекрасно. Наш поезд продолжает движение.

И на пути новая станция - “Простые или сложные”. (СЛАЙД 9).

Задание на этой станции вы будете выполнять на компьютере (Приложение 2). У вас на листе находятся две схемы и предложения. Ваша задача: распределить данные предложения по столбикам. Какие предложения вы отнесёте в первый столбик? Какие - во второй?

Побежал он на перрон, сел в отцепленный вагон.
Быстро все билеты взяли и на поезд побежали.
Проводник ушёл, и мальчик поспешно направился к себе вкупе.
Мы смотрели в окно вагона, за которым мелькали различные станции.

Проверка выполненного задания. (СЛАЙД 9).

Впереди станция “Физкультурная”. (СЛАЙД 10).

Полпути пройдено, надо немного отдохнуть. Выйдите из-за парт и приготовьтесь выполнять то, что я буду говорить.

Все дышите!
Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь!
Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен - из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров и к заданиям готов.

Следующая станция “Схематическая”.

Вашему вниманию будут представлены схемы предложений, но эти схемы поссорились со знаками препинания. Помирите их, пожалуйста. Запишите в тетради правильный вариант схемы.

1 .Простое предложение с обобщающим словом.

2.Предложение с обращением.

З.Предложение с прямой речью.

4. Сложное предложение.

(СЛАЙД 11). Самопроверка.

С заданием справились верно.

А на следующей станции “Соответствий” новое задание: вам нужно списать предложения, расставив знаки препинания, в порядке расположения схем. (СЛАЙД 12).

А с платформы говорят “Это город Ленинград”.

На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 12). Устная проверка

Станция “Тематическая”. (СЛАЙД 13).

Ребята, путешествуя по станциям, мы анализировали разные предложения. Все эти предложения были связаны с темой “поезда”. Посмотрите ещё раз на все предложения, встреченные вами по пути. Как вы думаете, почему 4 из них выделены другим цветом?

Скорый поезд набирает ход.

На детской железной дороге работают дети.

Мы смотрели в окно вагона.

Юные железнодорожники детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.

А с платформы говорят: “Это город Ленинград”.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные.

Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.

(Эти предложения связаны одной темой “Детские железные дороги”).

Впереди последняя станция “Итоговая”.

У вас на карточках записаны эти предложения и ещё несколько предложений.

Посмотрите внимательно на эти предложения, прочитайте их.

- Какие виды предложений по цели высказывания встретились?

- А почему поставлена запятая в третьем предложении?

- Почему в последнем предложении нет запятой перед союзом И?

- Есть ли среди этих предложений сложные предложения?

Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст.

А работают на детской железной дороге дети.

Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.

Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.

Проверка.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. (СЛАЙД 14).

А работают на детской железной дороге дети. (СЛАЙД 15).

Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. (СЛАЙД 16).

Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 17).

5 .Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по государству Синтаксис, мы прибыли на

конечную станцию.

(СЛАЙД 18).

Мы путешествовали по разным станциям. В нашем путешествии вы не только проявили себя как грамотные, внимательные путешественники, но и узнали много интересного.

Дети делятся впечатлениями об уроке.

6. Домашнее задание.

Контрольные вопросы в учебнике, подобрать или придумать примеры к вопросам.

Я благодарю вас за урок.