Цели урока:
- эстетическое и художественное воспитание учащихся;
- активизация и пополнение знаний учащихся в области живописи;
- развивать речь учащихся, умение общаться;
- дать ключевые знания для написания сочинения нетрадиционной формы;
- побудить учеников к творчеству
Оборудование:
- Репродукции картин Репина, Сурикова, Брюллова, Леонардо да Винчи и др.
- Выставка книг по искусству.
- Портрет Леонардо да Винчи.
- Эпиграфы.
Домашняя подготовительная работа к уроку:
- подготовка сообщений о биографии Леонардо да Винчи;
- работа с толковым словарём.
Эпиграфы.
Искусство – зеркало
Искусство – зеркало,
И отразится в нём всё то,
Что нынешним у нас зовётся днём,
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне,
Слова стихотворений,
Волненье скульптора,
Певучий взлёт смычка –
Так сохраняет наш день
Для сотен поколений картина,
Музыка и точная строка.
Куба
(Перевод с немецкого Л. Гинзбурга)
…Не появись в своё время П..М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех больших и малых картин, которые сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М.В. Нестеров)
Ход урока
Начало.
Рассказ учащегося о Государственной Третьяковской галерее.
Учитель. (В руках учителя книга с репродукциями картин)
Мы открываем книжку с картинками. Или лучше так: мы “открываем” картинки в книжке. Картинки в книжке – самое главное. Это не просто картинки. Это картины, которые хранятся во многих музеях и галереях нашей страны. Их создали замечательные художники: Репин, Айвазовский, Брюллов, Суриков, Леонардо да Винчи и другие. Мы рассматриваем картинки – учимся смотреть картины. Мы знакомимся с людьми, с видами природы, с предметами, которые нас окружают, с событиями, которые происходили и происходят в мире. Но мы видим людей, природу, предметы, события на картинах такими, какими изобразили их художники.Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Холст пока – белый, чистый. Художник хочет написать картину. Мы говорим: красками – пишут. А карандашом, пером – рисуют. Что ни пишет художник, он старается, чтобы всё на холсте выходило – как живое. От этого и слово такое – живопись. А художник, который работает красками,- живописец.
Давайте заглянем в словарь урока и посмотрим, что означают эти слова.
(Подготовленный учащийся даёт толкование слов)
Живопись – (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
Живописец – художник, занимающийся живописью.
Учитель.
Все художники разные. Каждый художник по-своему видит мир вокруг и по-своему показывает его на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы художников о мире, в котором мы живём. Мы узнаём много нового. И по- новому узнаём то, что мы знали прежде. Живопись помогает нам увидеть мир зоркими глазами живописцев. И от этого наши глаза становятся зорче.
- Давайте заглянем в мастерскую к юному живописцу, посмотрим, что у него за мастерская и что он делает.
(Рассматриваем картину И.И. Фирсова “Юный живописец”.)
- Что у него за мастерская?
Мягкий свет льётся в окно. На столе у окна – белая гипсовая скульптура. Рядом – манекен: кукла с подвижным туловищем, подвижными руками и ногами.
Учитель.
Давайте заглянем в словарь урока и посмотрим, что означают эти слова.
(Подготовленный учащийся даёт толкование слов)
Скульптура – искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки.
Манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа платьев.
Художник то согнёт куклу, то выпрямит, то поднимет ей руку, то снова опустит. Разглядывая куклу – манекен, он учится передавать разные движения человека.
Над столом две картины. На одной изображена красиво одетая женщина с гитарой. На другой – уголок леса или парка.
Перед юным живописцем – треногая деревянная подставка: мольберт.
(Смотрим словарь урока.)
Мольберт - подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картину.
Подрамник – деревянные планки, на которых натянут холст, окажутся под рамой. От этого и название – подрамник.
На мольберте – холст, натянутый на деревянный подрамник. Когда картина будет закончена, её вставят в раму. В левой руке у живописца – кисти и палитра.
Палитра - небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски.
На ней смешивают краски. А в отверстие просовывают большой палец, чтобы удобнее было держать. Краски тут же, в ящике, на полу. В правой руке у живописца одна, нужная сейчас для работы кисть. Он захватывает кистью с палитры нужную краску и переносит на холст.
- Что он делает?
- Да, он пишет портрет девочки.
Что такое портрет?
(Смотрим словарь урока.)
Портрет – это изображение человека на картине или Фотографии.
Мы про эту девочку ничего не знаем и, наверное, никогда не узнаем. Она жила так давно! Около триста лет назад.
- Ребята, вы уже хорошо знакомы с творчеством многих русских художников. Узнаёте их картины.
- А слышали ли вы когда-нибудь такое имя – Леонардо да Винчи?
- Давайте послушаем наших искусствоведов, которые расскажут нам о Леонардо да Винчи.
Сообщение учащихся.
(Ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Леонардо да Винчи.)
Леонардо да Винчи (итал. 15.04.1452 – 02.05.1519 гг.) – один из величайших представителей итальянского искусства эпохи Возрождения. Живописец, скульптор, музыкант, архитектор и учёный. Родился близ Флоренции в семье Пьеро да Винчи, нотариуса. Заметив чрезвычайные способности сына к живописи, отец отдал его в учение к художнику Андреа Верроккио. Около 1472 года Леонардо оставил мастерскую Верроккио и стал работать самостоятельно. Он работал медленно и оставил много неоконченных работ. Самые главные картины: “Мадонна в скалах”, “Джоконда” (Мона Лиза), “Тайная вечеря”. Умер во Франции.
- Посмотрите на репродукцию картин Леонардо да Винчи. Особое внимание обратите на портрет Моно Лизы.
- Что понравилось?
- Послушайте Моно Лизы.
Учитель читает текст Ал. Алтаева “Улыбка Моно Лизы”.
Текст. Улыбка Моно Лизы.
Поздняя ночь опускается на улицы Флоренции. Город делается похож на огромный корабль без огней.
“Я расскажу вам прекрасную сказку”, - говорит Леонардо. Моно Лиза уютно располагается в кресле, готовится слушать.
И Леонардо начинает: “Выросли в одной семье три сына. Однажды старший срубил дерево, обтесал его и сделал из него женщину. Средний украсил деревянную скульптуру дорогими камнями и хорошей шёлковой одеждой.
А младший понимал, что говорят деревья и птицы. Он знал ход небесных светил и умел петь чудесные песни.
Своей песней он вдунул душу в деревянную девушку. Она улыбнулась и вздохнула. Тогда каждый из братьев предложил красавице стать его женой.
Девушка ответила: …”
Задание. Напишите, что, на ваш взгляд, ответила девушка.
(После завершения творческой работы, учитель читает продолжение текста.)
Продолжение текста.
Девушка ответила: ‹‹Ты меня создал – ты будешь мне отцом. Ты сделал меня богатой – ты будешь мне братом. А ты вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни. Ты будешь мне мужем”.
Леонардо кончил сказку и взглянул на Моно Лизу. Что сделалось с её лицом? Оно точно озарилось светом. Глаза сияли. Лучом солнца блеснула загадочная мягкая улыбка.
И этот луч не исчез, не канул в Лету (кануть в Лету – быть забытым, бесследно исчезнуть), а дошёл до нас. Он и сейчас светит с картины великого Леонардо да Винчи и заставляет людей замирать около неё в восхищении.
(По Ал. Алтаеву.)
Ал. Алтаев – псевдоним Маргариты Владимировны Рокотовой-Ямщиковой. Она прожила долгую жизнь, соединила в себе два века русской культуры и умерла в возрасте 87 лет. Её книги говорят о величии человеческой мысли и будят в читателе любовь к истории и культуре мира.Её герои – люди самого различного направления ума и таланта. Писатель словно предлагаем модель человечества гениев, создаёт прекрасное общество мудрецов и героев, художников и учёных.
(Учитель читает с разрешения авторов лучшие сочинения. Объясняет, почему решила выделить именно эти работы.)
Вывод учителя по уроку.
Старалась похвалить многих, не критиковала пока не кого. Ведь это первые опыты свободного творчества. Естественно, что у многих они не удачны. Верю, что успех придёт к моим ученикам.