Цели урока:
- Познакомить учащихся в ходе коллективной исследовательской работы с предложением-периодом как особым видом сложного предложения, его строением, интонационным и пунктуационным оформлением.
- Показать стилистические возможности предложения-периода.
- Повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому слову.
Ход урока
1.Сообщение темы и целей урока.
2. Коллективная исследовательская работа.
1) На экран проецируется предложение:
Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов)
2) Выполнить задания:
- Записать предложение, объяснить пропущенные буквы.
- Как поняли выражение “на вершине Ивана Великого”?
- Подберите синоним к слову панорама.
- Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части предложения в составе сложного.
- Каков интонационный рисунок этого предложения?
- Постановку какого знака вы пока не можете объяснить? (Тире)
3. Обобщение по результатам исследовательской работы.
Предложение, подобное тому, что мы записали, называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением.
Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения.
Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной.
Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире.
4. Закрепление материала.
1) Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
а). Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок.
б). Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите.
в). Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясните постановку тире.
2) Найдите период в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (глава 4, строфа 13), спишите его, найдите части периода. Объясните стилистическую функцию этого периода. Произведите пунктуационный разбор предложения.
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив…сколько мог!
3. Конструирование предложения. Завершите предложение так, чтобы первая часть периода состояла из 3 частей. Учтите, что лексическое наполнение предложения-периода должно гармонировать с этим средством эмоциональной речи.
Если мы стали грамотными и воспитанными, если мы научились дружить и дорожить…, если мы поняли, что от нас зависит…,- то всем этим мы обязаны … .
4. “Проба пера”
Периодическая речь часто используется в стихах для детей. Она может быть очень простой, ясной:
Если мороз надышал на стекло,
Если от снега кустам тяжело,
Если на маме пуховая шаль, -
Значит, на улице месяц февраль.
(Е. Трутнева)
- Попробуйте сочинить стихотворение-период на тему “Весна”.
Пример:
Если солнце светит ярко,
Если в шубе уже жарко,
Если людям не до сна, -
Значит, к нам пришла весна.
5. Итоги урока.
6. Задание на дом:
Написать в прозе или в стихах предложение-период с временными или условными придаточными, передав в нем свои чувства – радости, восхищения и т. п. Сделать интонационный, синтаксический и пунктуационный разборы предложения.
Использованная литература.
- Н. Кожина. Стилистика русского языка. М. Просвещение. 1993
- Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. Секреты стилистики. М. Айрис. 1996
- С. Н. Иконников. Стилистика в курсе русского языка. М. Просвещение. 1979