Урок русского языка в 9-м классе "Предложение-период"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся в ходе коллективной исследовательской работы с предложением-периодом как особым видом сложного предложения, его строением, интонационным и пунктуационным оформлением.
  2. Показать стилистические возможности предложения-периода.
  3. Повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому слову.

Ход урока

1.Сообщение темы и целей урока.

2. Коллективная исследовательская работа.

1) На экран проецируется предложение:

Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов)

2) Выполнить задания:

  1. Записать предложение, объяснить пропущенные буквы.
  2. Как поняли выражение “на вершине Ивана Великого”?
  3. Подберите синоним к слову панорама.
  4. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части предложения в составе сложного.
  5. Каков интонационный рисунок этого предложения?
  6. Постановку какого знака вы пока не можете объяснить? (Тире)

3. Обобщение по результатам исследовательской работы.

Предложение, подобное тому, что мы записали, называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением.

Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения.

Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной.

Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире.

4. Закрепление материала.

1) Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

а). Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок.

б). Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите.

в). Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясните постановку тире.

2) Найдите период в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (глава 4, строфа 13), спишите его, найдите части периода. Объясните стилистическую функцию этого периода. Произведите пунктуационный разбор предложения.

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив…сколько мог!

3. Конструирование предложения. Завершите предложение так, чтобы первая часть периода состояла из 3 частей. Учтите, что лексическое наполнение предложения-периода должно гармонировать с этим средством эмоциональной речи.

Если мы стали грамотными и воспитанными, если мы научились дружить и дорожить…, если мы поняли, что от нас зависит…,- то всем этим мы обязаны … .

4. “Проба пера”

Периодическая речь часто используется в стихах для детей. Она может быть очень простой, ясной:

Если мороз надышал на стекло,
Если от снега кустам тяжело,
Если на маме пуховая шаль, -
Значит, на улице месяц февраль.
                                (Е. Трутнева)

- Попробуйте сочинить стихотворение-период на тему “Весна”.

Пример:

Если солнце светит ярко,
Если в шубе уже жарко,
Если людям не до сна, -
Значит, к нам пришла весна.

5. Итоги урока.

6. Задание на дом:

Написать в прозе или в стихах предложение-период с временными или условными придаточными, передав в нем свои чувства – радости, восхищения и т. п. Сделать интонационный, синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

Использованная литература.

  1. Н. Кожина. Стилистика русского языка. М. Просвещение. 1993
  2. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. Секреты стилистики. М. Айрис. 1996
  3. С. Н. Иконников. Стилистика в курсе русского языка. М. Просвещение. 1979