Цели:
- проверить знания учащихся по теме;
- активировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;
- продолжить работу по восприятию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образеприлагательного.
В.Даль.
Ход урока
Интрига.
I. Чтение учителем строк:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.(П. Чесноков).
- О чем эта загадка?
Обращение к эпиграфу урока, записанному на доске.
Мотивация.
- Как понять смысл этого высказывания?
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Самостоятельная работа (дифференцирована).
- Учащиеся I уровня выполняют тест (распечатка у каждого);
- Учащиеся II уровня работают с текстом (распечатка у каждого):
Образ.
Пробуждение.
Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.
И те кто были им вызваны пробужденные вдруг подали свои чистые никем не напуганные голоса.
(По М. Алексееву).
Задания:
Воспоминание.
- Расставить недостающие знаки препинания.
- Определить тип и стиль текста.
- Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы.
- Объяснить орфограмму причастий, встретившихся в тексте.
- Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).
- Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы.
- Произвести морфологический разбор слов: прикрепленного, вызваны.
- Произвести морфологический разбор причастия (по выбору).
Анализ.
Учащиеся III уровня (распечатка на столах) работают в парах (Учебником «Теория» можно пользоваться).
Расцветайте, расцветающие,
Увядайте, увядающие,
Догорай, объятое огнем, -
Мы спокойны, не желающие,
Лучших дней не ожидающие,
Жизнь и смерть равно встречающие
С отуманенным лицом.Ф. Сологуб.
- Прочитайте текст. Определить, где нужны логические ударения, короткие и более длинные паузы.
- Какое впечатление произвело стихотворение?
- Выписать все причастия, определить, какое это причастие (действительное или страдательное). Укажите время. Обозначьте суффиксы.
- Образуйте краткую форму страдательного причастия.
- Объяснить правописание не с причастиями.
- На правописание каких слов, на ваш взгляд, следует обратить внимание?
- Произвести пунктуационный анализ текста.
- Подчеркните все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?
Упражнение 733 (учебник под редакцией В.В.Бабайцевой).
Домашнее задание. I и II уровни.
- Привести примеры причастий из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. (7-10 примеров). Графически объясните написание суффиксов и окончаний в этих причастиях.
- Найти и выписать 3 предложения с причастным оборотом. Составить схемы. III уровень Упражнение 732.
Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:
- Закопать (прошедшее время).
- Засорить (прошедшее время).
- Хранить (страдательное, Настоящее время).
- Скакать (настоящее время).
- Сделать (прошедшее время).
- Срастись (прошедшее время).
- Спрятать (прошедшее время).
- Нестись (прошедшее время).
- Делать (страдательное, настоящее время).
Правильно вписав слова вы прочтете в выделенном столбце часть речи этих слов.