Контрольно-обобщающий урок по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • проверить знания учащихся по теме;
  • активировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;
  • продолжить работу по восприятию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образеприлагательного.

В.Даль.

Ход урока

Интрига.

I. Чтение учителем строк:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков).

- О чем эта загадка?

Обращение к эпиграфу урока, записанному на доске.

Мотивация.

- Как понять смысл этого высказывания?

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Самостоятельная работа (дифференцирована).

  • Учащиеся I уровня выполняют тест (распечатка у каждого);
  • Учащиеся II уровня работают с текстом (распечатка у каждого):

Образ.

Пробуждение.

Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.

И те кто были им вызваны пробужденные вдруг подали свои чистые никем не напуганные голоса.

(По М. Алексееву).

Задания:

Воспоминание.

  1. Расставить недостающие знаки препинания.
  2. Определить тип и стиль текста.
  3. Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы.
  4. Объяснить орфограмму причастий, встретившихся в тексте.
  5. Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).
  6. Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы.
  7. Произвести морфологический разбор слов: прикрепленного, вызваны.
  8. Произвести морфологический разбор причастия (по выбору).

Анализ.

Учащиеся III уровня (распечатка на столах) работают в парах (Учебником «Теория» можно пользоваться).

Расцветайте, расцветающие,
Увядайте, увядающие,
Догорай, объятое огнем, -
Мы спокойны, не желающие,
Лучших дней не ожидающие,
Жизнь и смерть равно встречающие
С отуманенным лицом.

Ф. Сологуб.

  1. Прочитайте текст. Определить, где нужны логические ударения, короткие и более длинные паузы.
  2. Какое впечатление произвело стихотворение?
  3. Выписать все причастия, определить, какое это причастие (действительное или страдательное). Укажите время. Обозначьте суффиксы.
  4. Образуйте краткую форму страдательного причастия.
  5. Объяснить правописание не с причастиями.
  6. На правописание каких слов, на ваш взгляд, следует обратить внимание?
  7. Произвести пунктуационный анализ текста.
  8. Подчеркните все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?

Упражнение 733 (учебник под редакцией В.В.Бабайцевой).

Домашнее задание. I и II уровни.

  1. Привести примеры причастий из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. (7-10 примеров). Графически объясните написание суффиксов и окончаний в этих причастиях.
  2. Найти и выписать 3 предложения с причастным оборотом. Составить схемы. III уровень Упражнение 732.

Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:

  1. Закопать (прошедшее время).
  2. Засорить (прошедшее время).
  3. Хранить (страдательное, Настоящее время).
  4. Скакать (настоящее время).
  5. Сделать (прошедшее время).
  6. Срастись (прошедшее время).
  7. Спрятать (прошедшее время).
  8. Нестись (прошедшее время).
  9. Делать (страдательное, настоящее время).

Правильно вписав слова вы прочтете в выделенном столбце часть речи этих слов.

Приложение 1 (Тест)