Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Особенности обособления приложений"

Разделы: Русский язык


Вид урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-практикум.

Обучающие задачи.

Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: “Особенности обособления приложений:

  • закрепление знаний учащихся об условиях обособления приложений;
  • формирование умения находить обособленные приложения в тексте;
  • закрепление пунктуационных навыков;
  • диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.

Воспитательные.

  • создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
  • формирование любви к своему краю;
  • воспитание чувства гордости за свой класс.

Развивающие:

  • формирование умения преодолевать трудности в учении;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • развитие внимания;
  • формирование умения применять логические операции (сравнение, систематизация, обобщение).

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

II. Информирование учащихся о дидактической цели урока.

Учащимся предлагается самостоятельно выявить цели урока, записать их на доске и в тетрадях. Цели, выявленные учащимися: знать особенности обособления приложения в текстах; уметь находить обособленные приложения в текстах; уметь выделять обособленные приложения интонацией при произнесении и запятыми на письме.

III. Стимулирование реакции учащихся.

Учащиеся знакомятся с результатами теста, выполненного на прошлом уроке. Учитель предлагает на практическом занятии получить более высокий балл.

IV. Повторение. Формирование умения на репродуктивном уровне.

1. Принцип “демонстрация + объяснение”.

  • Составьте предложение с приложением, выделите приложение на письме и интонационно.
  • Что такое приложение?

(Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже)

  • Прочитайте ваши предложения, выделяя интонационно приложение.

2. Организация отработки умения в упрощенных условиях (искусственное упрощение задания).

  • Запишите в тетрадях предложения, которые вы видите на доске. Вставьте необходимые буквы. Найдите и обозначьте приложения.

a) Сергеев шахтер х_р_шо знал эту штольню.
Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню.

б) Как бы мне р_бине к дубу перебрат_ся.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться.

в) Каждый из нас как воспитан_ый человек должен… . – закончите предложение.

Каждый из нас, как воспитанный человек, должен… .

3. Работа с сигнальными карточками.

- Приготовьте сигнальные карточки, с помощью цифр объясните условия обособления приложений:

  • приложение при личном местоимении;
  • приложение после определяемого слова;
  • приложение с союзом как, имеющее добавочное действие.

Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Николай Островский). (1)

Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (3)

Мелкий дождик, предвестник осени, кропит землю. (Максим Горький). (2).

Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов-Микитов). (2)

Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Лев Толстой). (1)

Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (А. Гончаров). (3)

Муж ее, Путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме. (Л. Толстой). (2)

V. Организация самостоятельной практики. Тестирование.

VI. Переход к поисковой, продуктивной фазе.

Конструирование предложений (домашнее задание).

- Дома было необходимо составить предложения по определенных схемам. Тема – Норильск.

(Учащиеся зачитывают предложения. Класс проверяет правильность, оригинальность).

VII. Выводы по уроку. Анализ учащимися своей деятельности на уроке, промежуточного тестирования.

VIII. Домашнее задние.

Приложение