Вид урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-практикум.
Обучающие задачи.
Организация деятельности учащихся по
обобщению и систематизации знаний в рамках темы: “Особенности
обособления приложений:
Воспитательные.
- создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
- формирование любви к своему краю;
- воспитание чувства гордости за свой класс.
Развивающие:
- формирование умения преодолевать трудности в учении;
- развитие навыков выразительного чтения;
- развитие внимания;
- формирование умения применять логические операции (сравнение, систематизация, обобщение).
Ход урока
I. Организация внимания учащихся.
II. Информирование учащихся о дидактической цели урока.
Учащимся предлагается самостоятельно выявить цели урока, записать их на доске и в тетрадях. Цели, выявленные учащимися: знать особенности обособления приложения в текстах; уметь находить обособленные приложения в текстах; уметь выделять обособленные приложения интонацией при произнесении и запятыми на письме.
III. Стимулирование реакции учащихся.
Учащиеся знакомятся с результатами теста, выполненного на прошлом уроке. Учитель предлагает на практическом занятии получить более высокий балл.
IV. Повторение. Формирование умения на репродуктивном уровне.
1. Принцип “демонстрация + объяснение”.
- Составьте предложение с приложением, выделите приложение на письме и интонационно.
- Что такое приложение?
(Определение, выраженное существительным,
согласованным с определяемым словом в падеже)
Прочитайте ваши предложения, выделяя
интонационно приложение.
2. Организация отработки умения в упрощенных условиях (искусственное упрощение задания).
- Запишите в тетрадях предложения, которые вы видите на доске. Вставьте необходимые буквы. Найдите и обозначьте приложения.
a) Сергеев шахтер х_р_шо знал эту штольню.
Сергеев, шахтер, хорошо знал эту
штольню.
б) Как бы мне р_бине к дубу перебрат_ся.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться.
в) Каждый из нас как воспитан_ый человек должен… . – закончите предложение.
Каждый из нас, как воспитанный человек, должен… .
3. Работа с сигнальными карточками.
- Приготовьте сигнальные карточки, с помощью цифр объясните условия обособления приложений:
- приложение при личном местоимении;
- приложение после определяемого слова;
- приложение с союзом как, имеющее добавочное действие.
Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Николай Островский). (1)
Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (3)
Мелкий дождик, предвестник осени, кропит землю. (Максим Горький). (2).
Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов-Микитов). (2)
Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Лев Толстой). (1)
Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (А. Гончаров). (3)
Муж ее, Путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме. (Л. Толстой). (2)
V. Организация самостоятельной практики. Тестирование.
VI. Переход к поисковой, продуктивной фазе.
Конструирование предложений (домашнее задание).
- Дома было необходимо составить предложения по определенных схемам. Тема – Норильск.
(Учащиеся зачитывают предложения. Класс проверяет правильность, оригинальность).