Цели:
- Развитие связной речи учащихся.
- Совершенствовать и обогащать устную и письменную речь учащихся.
- Развивать мышление школьников путём подобранных заданий.
- Воспитывать умение работать в группах.
- Воспитывать умение планировать групповую работу, оценивать работу товарищей.
- Воспитывать навыки коммуникабельности и взаимовыручки.
- Прививать интерес к изучаемому предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебники,
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Организационный момент.
II. Слово учителя:
Ребята! Вы знаете, что такое музей? Вы любите ходить в музей? Почему? А вы знаете, что в мире существует великое множество музеев? Есть художественные музеи, во Франции существуют музеи: колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз. Существует даже настоящий музей шоколада. Мы с вами сегодня отправимся в музей одежды. Но экскурсия наша будет необычная. Во-первых, мы побываем в музее, не выходя из кабинета. Во-вторых, этот музей мы создадим сами. Но мы не будем только наблюдателями. Наша задача сегодня научится описывать одежду. Для этого мы вспомним правописание слов на тему “одежда”, познакомимся с новыми словами, поработаем над развитием речи, пополним свой словарный запас.
Музей одежды огромен. Сегодня мы сможем посетить лишь некоторые из его залов:
- “Русская национальная одежда”
- “Одежда в литературе”
- “Карнавальный костюм”
- “Современная одежда”
К началу нашего путешествия мы должны подготовиться.
III. ПОВТОРЕНИЕ.
ВОПРОСЫ ГРУППАМ:
- Какие типы текстов вы знаете?
- Что такое повествование?
- Что такое описание?
- В текстах какого стиля чаще всего встречается описание?
(Учащиеся совещаются, учитель задаёт вопрос, отвечает та группа, у которой этот вопрос).
На доске открываются опорные схемы:
ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ…
ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК + ПРИЗНАК + ПРИЗНАК…
Группам выдаются тексты. Нужно определить тип текста. Доказать.
IV. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1). Разминка-установка.
(На доске записывается слово “Гардероб”. Даётся лексическое толкование этого слова. Учащиеся записывают в тетрадь).
ЗАДАНИЕ:
За 1 минуту записать детали мужской одежды (мальчики), детали женской одежды (девочки).
Записи озвучиваются. Учитель записывает слова на доске, дети проверяют.
(Самопроверка).
А теперь начинаем экскурсию по залам музея.
2). “РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА”
Два ученика делают сообщение из истории русской национальной одежды:
- У русской национальной одежды - многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
- Русская национальная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная, траурная, а также по возрасту, семейному положению.
- Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной ткани, украшенная вышивкой.
- Костюм крестьянина состоял из ПОРТКОВ и РУБАХИ из домотканого холста. Верхней одеждой служили ЗИПУН или КАФТАН.
- Основными частями женского народного костюма были РУБАХА, ПЕРЕДНИК, САРАФАН, НАГРУДНИК.
Верхней одеждой была ЗАПОНА – накладная накидка из грубого холста. Самым нарядным женским головным убором был КОКОШНИК – цельный, украшенный жемчугом.
За время сообщения учащиеся записывают в тетрадь названия одежды. Проверяют друг у друга (взаимопроверка).
Группам дается задание: по картинке описать русский национальный костюм. (У каждой группы - своя картинка, один ученик от каждой группы озвучивает задание).
3). “ОДЕЖДА В ЛИТЕРАТУРЕ”.
Задание группам:
По описанию одежды узнайте литературного героя.
(Работа с учебником: “Русская речь” стр. 116, упр. 276. Текст читает учитель).
“Одета в РУБАХУ длинную, синюю с широкими рукавами и без ПОЯСА. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах ШТАНЫ и БАШМАЧКИ, а на башмачках другие с высокими каблучками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова не покрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный”.
Вопрос: подумайте, для чего писатель показывает, во что одет герой произведения?
4). “КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ”.
Задание группам:
Прочитайте описание костюма. Ответьте на вопрос: изменится ли тон повествования после второго прочтения текста?
(Работа с учебником: стр. 116 упр. 277).
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5). “СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА”.
Каждой группе было дано опережающее домашнее задание: придумать и защитить проект – модель одежды.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
1 группа: СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА (ФУТБОЛЬНАЯ ФОРМА).
2 группа: ОДЕЖДА ДЛЯ ОТДЫХА.
3 группа: ШКОЛЬНАЯ ФОРМА.
4 группа: КОСТЮМ ДЛЯ ТОРЖЕСТВА.
(Демонстрация одежды сопровождается музыкой).
Выполнение задания оценивают учащиеся.
VI. ИТОГИ УРОКА.
Итак, мы с вами завершили экскурсию в музей одежды. Вы все очень хорошо поработали. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Было ли вам интересно? Прошу тех, кого увлек урок, нарисовать в тетради солнышко, а тех, кому было что-то непонятно – вопросительный знак.
Оценки учащимся выставляет учитель.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учебник “Русская речь”: стр. 117, упр.281В.
На “4”, “3” - выполнить задание 1-го абзаца.
На “5” - задания 1-го и 2-го абзаца.