Задачи урока:
- проверить качество усвоения теоретических знаний учащихся о союзе, о делении союзов на группы и по значению;
- формировать навык различения предложений с однородными членами и ССП с союзом и;
- развивать навык интонационного и пунктуационного оформления различных союзных конструкций.
Оформление урока: на доске написан эпиграф урока, на листах написаны буквы алфавита.
Язык должен быть прост и изящен.
А.П.Чехов
Язык – инструмент, едва ли он не труднее самой скрипки.
П.А.Вяземский
Учитель: Внимание! Сегодня мы играем в игру “Алфавит”. Главное условие игры – активность, внимательность, творчество. Начинаем!
Блиц-опрос
А |
противительный союз (А) |
Б |
вид синтаксической связи (бессоюзная) |
В |
союз, состоящий из 6 слов (во что бы то ни стало) |
Г |
то, что связывают союзы (грамматические основы) |
Д | Словарная работа “Диктант наоборот” |
Из словаря учебника выписать 8 слов тематической группы, составить с ними предложения с 1, 2, 3 союзами И. |
|
Тематические группы: “Профессии”, “Качества человека”, “Мир животных”. Союз условия (если). Дайте совет с союзом если. |
|
Е |
|
Ё |
СУПЕР-ВОПРОС: в течение 30 секунд расскажите все, что помните о союзе. |
Ж |
Назовите союзы, в которых есть эта буква. (тоже, также) Как их правильно писать? |
Индивидуальная работа по карточкам. |
|
З |
Вставьте словечко: |
Явились ………….. Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. |
|
В предложениях верно поставьте знаки: |
|
Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, прошел поезд. |
|
Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо. |
|
И |
Задания этой буквы представлены в двух уровнях: |
1. Запишите схему предложения с союзом И (предложение, где есть запятая и предложение, где запятая не ставится) |
|
2. Проверка заранее предложенной работы по индивидуальному образовательному маршруту. (Приложение 1) |
|
Й |
СУПЕР-ВОПРОС |
Назовите женские имена, состоящие из союзов: (Аида, Ида, Ада) |
|
К |
Конструктор |
Допишите предложения, определите вид союза: |
|
Наступила весна…………. |
|
На солнце нельзя взглянуть……. |
|
Весною сердце поет……… |
|
Л |
Логическая минутка |
Восстановите пословицы. Определите что их объединяет. |
|
Сам погибай,… |
|
Труд кормит,…. |
|
М |
Морфологический разбор союзов |
1вариант – когда, |
|
2 вариант – оттого что. |
|
Н, О |
Двойной вопрос. |
Назовите слово одновременно являющееся союзом и местоимением (он, Но) |
|
П, Р, С |
Прошу рисовать схемы: (Графический диктант) |
1) У мамы добрые и ласковые |
|
2) В ее сердце никогда не гаснет любовь, потому оно не остается равнодушным |
|
3) Мамочка, как я люблю тебя! |
|
Т |
Три в одном. Вспомните союзы, состоящие из 3 слов. Запишите их. Устно составьте с ними предложения. |
У |
Устали? Улыбнитесь! Удвойте ваши силы! Минутка релаксации. |
Ф |
Объясните значение фразеологизмов. Помните, запятой нет! |
Ни рыба ни мясо. |
|
Ни то ни сё. |
|
Ни к селу ни к городу. |
|
Ни туда ни сюда. |
|
Ни свет ни заря. |
|
Ни ответа ни привета. |
|
Х |
Назовите союзы-хамелеоны (и = да, и = но). |
Ц |
Цепочка: составьте схему на тему “Виды союзов”. |
Ч |
В чем отличие написания союза чтобы и местоимения что с частицей бы. |
Ш, Щ, Ь, Ы, Ъ |
“5 вопросов без ответов”. Вопросы написаны на индивидуальных карточках. |
1. Союзы, состоящие из одного слова…. |
|
2. Союзы не являются…. |
|
3. Союзы связывают…. |
|
4. По значению делятся…. |
|
5. Сочинительные союзы делятся на разряды…. |
|
6. Подчинительные союзы делятся на разряды…. | |
Э | Это итоги (рефлексия) |
Я узнал…. | |
Нужно повторить…. | |
Мой совет…. | |
Ю | Домашнее задание. |
1) Упражнение 329 | |
2) Составить тест по теме “Союз” | |
3) подготовить сырный диктант с дырками (текст с пропусками на тему “Путешествие вокруг света с кусочком сыра” | |
Я | Завершают урок слова учителя: |
“Я желаю ясности мыслей, яркости событий, хорошего настроения. | |
Спасибо за урок” |