Урок-игра "Союз" (обобщение), 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Задачи урока:

  • проверить качество усвоения теоретических знаний учащихся о союзе, о делении союзов на группы и по значению;
  • формировать навык различения предложений с однородными членами и ССП с союзом и;
  • развивать навык интонационного и пунктуационного оформления различных союзных конструкций.

Оформление урока: на доске написан эпиграф урока, на листах написаны буквы алфавита.

Язык должен быть прост и изящен.

А.П.Чехов

Язык – инструмент, едва ли он не труднее самой скрипки.

П.А.Вяземский

Учитель: Внимание! Сегодня мы играем в игру “Алфавит”. Главное условие игры – активность, внимательность, творчество. Начинаем!

Блиц-опрос

А

противительный союз (А)

Б

вид синтаксической связи (бессоюзная)

В

союз, состоящий из 6 слов (во что бы то ни стало)

Г

то, что связывают союзы (грамматические основы)

Д Словарная работа “Диктант наоборот”

Из словаря учебника выписать 8 слов тематической группы, составить с ними предложения с 1, 2, 3 союзами И.

Тематические группы: “Профессии”, “Качества человека”, “Мир животных”. Союз условия (если). Дайте совет с союзом если.

Е

Ё

СУПЕР-ВОПРОС: в течение 30 секунд расскажите все, что помните о союзе.

Ж

Назовите союзы, в которых есть эта буква. (тоже, также) Как их правильно писать?

Индивидуальная работа по карточкам.

З

Вставьте словечко:

Явились …………..
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

В предложениях верно поставьте знаки:

Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, прошел поезд.

Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

И

Задания этой буквы представлены в двух уровнях:

1. Запишите схему предложения с союзом И (предложение, где есть запятая и предложение, где запятая не ставится)

2. Проверка заранее предложенной работы по индивидуальному образовательному маршруту. (Приложение 1)

Й

СУПЕР-ВОПРОС

Назовите женские имена, состоящие из союзов: (Аида, Ида, Ада)

К

Конструктор

Допишите предложения, определите вид союза:

Наступила весна………….

На солнце нельзя взглянуть…….

Весною сердце поет………

Л

Логическая минутка

Восстановите пословицы. Определите что их объединяет.

Сам погибай,…

Труд кормит,….

М

Морфологический разбор союзов

1вариант – когда,

2 вариант – оттого что.

Н, О

Двойной вопрос.

Назовите слово одновременно являющееся союзом и местоимением (он, Но)

П, Р, С

Прошу рисовать схемы: (Графический диктант)

1) У мамы добрые и ласковые

2) В ее сердце никогда не гаснет любовь, потому оно не остается равнодушным

3) Мамочка, как я люблю тебя!

Т

Три в одном. Вспомните союзы, состоящие из 3 слов. Запишите их. Устно составьте с ними предложения.

У

Устали? Улыбнитесь! Удвойте ваши силы! Минутка релаксации.

Ф

Объясните значение фразеологизмов. Помните, запятой нет!

Ни рыба ни мясо.

Ни то ни сё.

Ни к селу ни к городу.

Ни туда ни сюда.

Ни свет ни заря.

Ни ответа ни привета.

Х

Назовите союзы-хамелеоны (и = да, и = но).

Ц

Цепочка: составьте схему на тему “Виды союзов”.

Ч

В чем отличие написания союза чтобы и местоимения что с частицей бы.

Ш, Щ, Ь, Ы, Ъ

“5 вопросов без ответов”. Вопросы написаны на индивидуальных карточках.

1. Союзы, состоящие из одного слова….

2. Союзы не являются….

3. Союзы связывают….

4. По значению делятся….

5. Сочинительные союзы делятся на разряды….

6. Подчинительные союзы делятся на разряды….
Э Это итоги (рефлексия)
Я узнал….
Нужно повторить….
Мой совет….
Ю Домашнее задание.
1) Упражнение 329
2) Составить тест по теме “Союз”
3) подготовить сырный диктант с дырками (текст с пропусками на тему “Путешествие вокруг света с кусочком сыра”
Я Завершают урок слова учителя:
Я желаю ясности мыслей, яркости событий, хорошего настроения.
Спасибо за урок”