Открытый урок в 6-м классе "Речевой этикет". Тема: "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений"

Разделы: Русский язык


Ход урока

Вступительное слово учителя начинается с постановки целей урока:

- Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним правила вежливого общения.

Но сначала проверим домашнее задание:

- Какие местоимения называются личными?

- Почему они называются личными?

- Каковы особенности склонения личных местоимений?

Вспомним местоимения второго лица. Назовите их.

Только ли для множественного числа употребляется местоимение “вы”? Действительно, местоимение “вы” - это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия:

ТЫ-общение и ВЫ-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение “ты”, а с другими мы можем общаться, используя местоимение только “вы”.

От чего это зависит? Ты - или вы-общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку “ты”, а в другой “вы”? (Ученики приводят примеры).

Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на “ты” или на “вы”.

Работа с материалом, записанным на доске:

Т…атр открывается!
К началу всё готово!
Б…леты предл..гаются
За вежливое слово.

- Ка(сс, с)а, выдай мне б…лет!
- Ваше вежл…вое слово!
- (У) меня такого нет.
- Ах, (у) вас такого нет?
(Не) получите б…лет!

Спишите, вставляя пропущенные буквы, и раскройте скобки. Подчеркните местоимения зелёной пастой, укажите, каким членом предложения они являются, надпишите падежи.

Какое из местоимений указывает на принадлежность?

На какой вопрос оно отвечает?

Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? Чья? Чьи?

Сможете ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными?

Сверим нашу формулировку с учебником.

Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)

Когда мы пользуемся местоимениями ты, твой - Вы, Ваш?

Обратимся к таблице.

Употребление местоимений Вы, Ваш уместно: Употребление местоимений ты, твой уместно:
1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату; 1) по отношению к хорошо знакомому адресату;
2) в официальной обстановке общения; 2) в неофициальной обстановке общения;
3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату;
4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, по положению) адресату. 4) по отношению к равному и младшему адресату.

Обратимся к записанному нами четверостишию.

Вежливым ли было обращение к кассиру?

Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения “У кассы” (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).

Какую форму обращения вы использовали? Какие местоимения вам понадобились?

Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

Две пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Работа с текстом на доске:

Вежл…вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр..щением было Ваша светлость, Ваша честь…

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их зелёной пастой.

Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают?

Как изменяются притяжательные местоимения?

Просклоняйте: ваша большая корзина, твой голубой шарф.

А теперь обратим внимание на образцы поздравлений:

Дорогой Миша!

Поздравляем тебя с Новым годом!

Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе!

Твои друзья Никита и Денис.

Уважаемая Нина Михайловна!

С Днём 8 Марта Вас поздравляет седьмой класс!

Ваши ученики.

Дорогая бабушка!

Поздравляем тебя с днём рождения!

Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!

Крепко целуем.

Твои внуки Лиля и Саша.

Беседа о правильном оформлении поздравления.

Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Нина Михайловна…

Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, любимая мама… Дальше следует само поздравление: поздравляю с днём рождения, поздравляю с Новым годом… Далее обязательны пожелания: традиционно желают здоровья, успехов в работе или учёбе, счастья…. Местоимения Вы, Ваш, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.

Подведение итогов:

-Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенности употребления местоимений ты(твой) – Вы (Ваш)?

Для работы дома учащимся предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений. Оформить поздравление на самодельной открытке.