Свободное владение родным языком - надежная опора каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Именно поэтому в средней школе русский язык как учебный предмет занимает одно из видных мест. Его образовательно-воспитательное и практическое значение огромно. Овладевая литературным языком, ученик получает возможность успешно изучать все другие предметы и тем самым расширить свои знания об окружающей действительности.
Зная из опыта, что многие учащиеся относят уроки русского языка к числу неинтересных, считая русский язык сводом скучных и трудных для запоминания правил, с первых уроков целенаправленно добиваюсь того, чтобы ученики поняли, что знание родного языка - дело трудное, но посильное.
Развить любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогает факультатив «Решение лингвистических задач».
Словесные игры представляют собой разное комбинирование букв или звуков, что нередко приводит к забавным превращениям слов. Знакомство с такого рода комбинациями хотя бы в виде игры имеет важное значение в общем процессе изучения языка. Дело в том, что так называемое чутьё языка проявляется не только в схватывании, улавливании тончайших оттенков смысловых значений слов и грамматических форм, но также и в чувствовании такой стороны языка, как его звучащая материя. Человек не может быть безразличен к звукам речи, он должен не просто слышать их, но и как бы «прощупать», испытать их в разных сочетаниях и композициях, безусловно, в связи, в единстве со смысловыми значениями слов. Это стремление испытать слово на звук, на звучание явственно сказывается в процессе стихотворчества, особенно у поэтов, которые стремятся, чтобы поэтическое слово воспринималось не только логикой, мыслью, разумом, но и чтоб оно было чувственно осязаемо, «весомо» и «зримо», как говорил В. Маяковский («Как делать стихи». Художественная литература, 1953, с. 466). В результате такого рода поисков поэт иногда, как отмечал ещё в своё время Н. А. Некрасов, «одним образом. Одним счастливым звуком… улавливает жизнь в самых её внутренних движениях» (Полн. Собр. Соч., т. 9. М., Гослитиздат, 1950, с. 670).
В какой-то мере аналогичные желания испытать слова на звук присущи и детям. Впервые сталкиваясь с необъятным миром слов, ребёнок хочет знать не только то, что обозначается ими, но и как они звучат в разных своих компонентах (Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М., Гослитиздат, 1962, с. 106 -108).
В восприятии современного человека ощущение звукового состава слова тесно связано с графическим обозначением его на письме. Глубокое осознание этого единства оказывает самое положительное влияние и на орфографические навыки.
Проделывая различные комбинации с буквами в составе слова, ребёнок убеждается, что буквенный состав слова постоянен, что замена одной буквы на другую в метаграммах (бок-бык-бук) или перестановка букв в анаграмме (марка-рамка) и др. неизбежно приводят к изменению смысла слова, а в определённых контекстуальных окружениях – и к общей бессмыслице высказывания. Сказанное может быть отнесено к простым написаниям (вол-бол-дол), где буквы соответствуют звукам, и к другим, где уже нет такого соответствия (бог-бок, валы-волы). В последнем случае ученик видит, что смыслоразличительную функцию здесь выполняют уже не звуки, а буквы.
Познакомившись с указанными играми, дети будут активнее участвовать в них и на других внеклассных занятиях.
Программа разработана для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы, ориентированных на получение углублённых знаний по русскому языку.
Вид курса: предметный, подготовительный.
Цель курса: подготовка учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.
Задачи:
- выявить уровень знаний, навыков и умений учащихся по конкретным темам школьного курса русского языка;
- создать условия для овладения учащимися более высоким уровнем знаний, умений и навыков.
Курс «Решение лингвистических задач» примыкает к основному школьному курсу русского языка и вместе с тем дополняет его рассмотрением ряда вопросов, знание которых необходимо для подготовки школьников к участию в конкурсах по предмету.
Программа включает основные разделы грамматики русского языка:
- «Фонетика»;
- «Лексика и фразеология»;
- «Состав слова и словообразование»;
- «Морфология»;
- «Синтаксис и пунктуация»;
- «Культура речи».
Данная программа предусматривает организацию учителем самостоятельной работы учащихся, проведение контроля знаний.
Курс включает в себя как теоретические, так и практические занятия.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- систематичность;
- целостность.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся в системе:
- получат более глубокие знания по данному курсу;
- приобретут навыки грамотного письма;
- овладеют нормами речевой грамотности.
Содержание курса.
Курс рассчитан на 34 занятия по 40 минут.
№ | Тема | Время | Дата |
1. |
1 четверть Вводное занятие. Цели и задачи курса. |
40 минут | |
2. | Конкурс «Грамотей». | 40 минут | |
3. | Лексикография. Словари русского языка. | 40 минут | |
4. | Лингвистические словари русского языка. | 40 минут | |
5. | Практическое занятие с толковым словарём С. И. Ожегова (Лексическое значение слова). | 40 минут | |
6. | Практическое занятие с толковым словарём С. И. Ожегова (Многозначные слова, омонимы). | 40 минут | |
7. | Практическая работа со словарём синонимов. | 40 минут | |
8-9. |
2 четверть Практическая работа со словарём антонимов. |
40 минут 40 минут |
|
10-11. | Практическая работа с фразеологическим словарём. | 40 минут 40 минут |
|
12-13. | Практическая работа с орфоэпическим словарём. | 40 минут 40 минут |
|
14-15. | Конкурс «Грамотей». | 40 минут 40 минут |
|
16-17. |
3 четверть Лингвистические задачи с буквами и словами. |
40 минут 40 минут |
|
18-19. | Забавные превращения слов. Логогрифы. | 40 минут 40 минут |
|
20-21. | Забавные превращения слов. Метаграммы. | 40 минут 40 минут |
|
22-23. | Забавные превращения слов. Шарады. | 40 минут 40 минут |
|
34-25. | Забавные превращения слов. Анаграммы. | 40 минут 40 минут |
|
26-27. |
4 четверть Забавные превращения букв. Омонимы. |
40 минут 40 минут |
|
28-29. | Забавные превращения букв. Паронимы. | 40 минут 40 минут |
|
30-31. | Забавные превращения букв. Палиндромы. | 40 минут 40 минут |
|
32-33. | Конкурс «Грамотей». | 40 минут 40 минут |
|
34. | Итоговое занятие.
Своя игра. «Забавные превращения букв». (см. Приложение 2). Подведение итогов. |
40 минут |
Для проведения занятий используются задания занимательного характера, которые вызывают интерес учащихся еще и потому, что они знают: это творчество самого учителя.
Когда ребята видят, что учитель пытается что-то создать сам, то и у них появляется желание творить, которое потом переносится на любые формы творческих работ и на уроках русского языка, и на уроках литературы.
Главное - включить ребят в интересный процесс познания, на деле воплощать идеи педагогики сотрудничества, формы работы рождаются в сотворчестве с учениками, их родителями. Так, вместе с детьми придуманы игры: «Почему? Зачем? Как?», «Чудеса в решете», «Великолепная семерка», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Из волшебного сундучка», «Кот в мешке», «Заморочки из бочки», «Чудесные превращения букв и слов», «Биржа знаний» и многие другие. Сначала ребята с увлечением подбирали из газет, журналов, книг по занимательной грамматике необходимый для проведения этих игр дидактический материал, а теперь уже сами составляют и шарады, и анаграммы, и логогрифы, и метаграммы, придумывают вопросы, основанные на омонимии, многозначности слов. Весь накопленный материал учащиеся систематизировали, а родители помогли детям оформить необходимую наглядность для проведения игр. Словесные игры, составленные учащимися факультатива и оформленные в виде презентаций, с успехом используют на своих уроках и для проведения внеклассных мероприятий учителя как среднего звена, так и начальных классов.
Ученики 5 - 7 классов принимают активное участие в разнообразных интеллектуальных конкурсах наравне со старшеклассниками: научно-практических конференциях, региональных конкурсах, фестивале научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Литература для подготовки и проведения факультатива «Решение лингвистических задач»:
- М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Русский язык. М., Просвещение.
- А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка, в двух частях. Москва, Просвещение.
- В. Г. Ветвицкий. Занимательное языкознание. Москва, Просвещение.
- Е. Г. Ковалевская. История слов. Москва, Просвещение.
- А. К. Бирих, В. М. Мокиенко. Слово о русском языке. Москва, Русский язык.
- В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. З. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград, Просвещение.
- Д. Кобяков. Слова и люди. Алтайское книжное издательство, 1976
- Т. Л. Служевская. Уроки русской словесности. С.-П.,1997
- Н. Данитевская, Л. Дускаева. Русская грамматика в таблицах и тестах в двух частях. Пермь, 2005
- Л. Дускаева, О. Протопопова. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2000
- Авторский дидактический материал.