Факультатив как одна из форм активизации познавательного интереса учащихся к русскому языку

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Свободное владение родным языком - надежная опора каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Именно поэтому в средней школе русский язык как учебный предмет занимает одно из видных мест. Его образовательно-воспитательное и практическое значение огромно. Овладевая литературным языком, ученик получает возможность успешно изучать все другие предметы и тем самым расширить свои знания об окружающей действительности.

Зная из опыта, что многие учащиеся относят уроки русского языка к числу неинтересных, считая русский язык сводом скучных и трудных для запоминания правил, с первых уроков целенаправленно добиваюсь того, чтобы ученики поняли, что знание родного языка - дело трудное, но посильное.

Развить любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогает факультатив «Решение лингвистических задач».

Словесные игры представляют собой разное комбинирование букв или звуков, что нередко приводит к забавным превращениям слов. Знакомство с такого рода комбинациями хотя бы в виде игры имеет важное значение в общем процессе изучения языка. Дело в том, что так называемое чутьё языка проявляется не только в схватывании, улавливании тончайших оттенков смысловых значений слов и грамматических форм, но также и в чувствовании такой стороны языка, как его звучащая материя. Человек не может быть безразличен к звукам речи, он должен не просто слышать их, но и как бы «прощупать», испытать их в разных сочетаниях и композициях, безусловно, в связи, в единстве со смысловыми значениями слов. Это стремление испытать слово на звук, на звучание явственно сказывается в процессе стихотворчества, особенно у поэтов, которые стремятся, чтобы поэтическое слово воспринималось не только логикой, мыслью, разумом, но и чтоб оно было чувственно осязаемо, «весомо» и «зримо», как говорил В. Маяковский («Как делать стихи». Художественная литература, 1953, с. 466). В результате такого рода поисков поэт иногда, как отмечал ещё в своё время Н. А. Некрасов, «одним образом. Одним счастливым звуком… улавливает жизнь в самых её внутренних движениях» (Полн. Собр. Соч., т. 9. М., Гослитиздат, 1950, с. 670).

В какой-то мере аналогичные желания испытать слова на звук присущи и детям. Впервые сталкиваясь с необъятным миром слов, ребёнок хочет знать не только то, что обозначается ими, но и как они звучат в разных своих компонентах (Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М., Гослитиздат, 1962, с. 106 -108).

В восприятии современного человека ощущение звукового состава слова тесно связано с графическим обозначением его на письме. Глубокое осознание этого единства оказывает самое положительное влияние и на орфографические навыки.

Проделывая различные комбинации с буквами в составе слова, ребёнок убеждается, что буквенный состав слова постоянен, что замена одной буквы на другую в метаграммах (бок-бык-бук) или перестановка букв в анаграмме (марка-рамка) и др. неизбежно приводят к изменению смысла слова, а в определённых контекстуальных окружениях – и к общей бессмыслице высказывания. Сказанное может быть отнесено к простым написаниям (вол-бол-дол), где буквы соответствуют звукам, и к другим, где уже нет такого соответствия (бог-бок, валы-волы). В последнем случае ученик видит, что смыслоразличительную функцию здесь выполняют уже не звуки, а буквы.

Познакомившись с указанными играми, дети будут активнее участвовать в них и на других внеклассных занятиях.

Программа разработана для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы, ориентированных на получение углублённых знаний по русскому языку.

Вид курса: предметный, подготовительный.

Цель курса: подготовка учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.

Задачи:

  • выявить уровень знаний, навыков и умений учащихся по конкретным темам школьного курса русского языка;
  • создать условия для овладения учащимися более высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Курс «Решение лингвистических задач» примыкает к основному школьному курсу русского языка и вместе с тем дополняет его рассмотрением ряда вопросов, знание которых необходимо для подготовки школьников к участию в конкурсах по предмету.

Программа включает основные разделы грамматики русского языка:

  • «Фонетика»;
  • «Лексика и фразеология»;
  • «Состав слова и словообразование»;
  • «Морфология»;
  • «Синтаксис и пунктуация»;
  • «Культура речи».

Данная программа предусматривает организацию учителем самостоятельной работы учащихся, проведение контроля знаний.

Курс включает в себя как теоретические, так и практические занятия.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • целостность.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся в системе:

  • получат более глубокие знания по данному курсу;
  • приобретут навыки грамотного письма;
  • овладеют нормами речевой грамотности.

Содержание курса.

Курс рассчитан на 34 занятия по 40 минут.

Тема Время Дата
1.

1 четверть

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

40 минут  
2. Конкурс «Грамотей». 40 минут  
3. Лексикография. Словари русского языка. 40 минут  
4. Лингвистические словари русского языка.

(см. Приложение 1)

40 минут  
5. Практическое занятие с толковым словарём С. И. Ожегова (Лексическое значение слова). 40 минут  
6. Практическое занятие с толковым словарём С. И. Ожегова (Многозначные слова, омонимы). 40 минут  
7. Практическая работа со словарём синонимов. 40 минут  
8-9.

2 четверть

Практическая работа со словарём антонимов.

40 минут

40 минут

 
10-11. Практическая работа с фразеологическим словарём. 40 минут

40 минут

 
12-13. Практическая работа с орфоэпическим словарём. 40 минут

40 минут

 
14-15. Конкурс «Грамотей». 40 минут

40 минут

 
16-17.

3 четверть

Лингвистические задачи с буквами и словами.

40 минут

40 минут

 
18-19. Забавные превращения слов. Логогрифы. 40 минут

40 минут

 
20-21. Забавные превращения слов. Метаграммы. 40 минут

40 минут

 
22-23. Забавные превращения слов. Шарады. 40 минут

40 минут

 
34-25. Забавные превращения слов. Анаграммы. 40 минут

40 минут

 
26-27.

4 четверть

Забавные превращения букв. Омонимы.

40 минут

40 минут

 
28-29. Забавные превращения букв. Паронимы. 40 минут

40 минут

 
30-31. Забавные превращения букв. Палиндромы. 40 минут

40 минут

 
32-33. Конкурс «Грамотей». 40 минут

40 минут

 
34. Итоговое занятие.

Своя игра. «Забавные превращения букв». (см. Приложение 2).

Подведение итогов.

40 минут  

Для проведения занятий используются задания занимательного характера, которые вызывают интерес учащихся еще и потому, что они знают: это творчество самого учителя.

Когда ребята видят, что учитель пытается что-то создать сам, то и у них появляется желание творить, которое потом переносится на любые формы творческих работ и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

Главное - включить ребят в интересный процесс познания, на деле воплощать идеи педагогики сотрудничества, формы работы рождаются в сотворчестве с учениками, их родителями. Так, вместе с детьми придуманы игры: «Почему? Зачем? Как?», «Чудеса в решете», «Великолепная семерка», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Из волшебного сундучка», «Кот в мешке», «Заморочки из бочки», «Чудесные превращения букв и слов», «Биржа знаний» и многие другие. Сначала ребята с увлечением подбирали из газет, журналов, книг по занимательной грамматике необходимый для проведения этих игр дидактический материал, а теперь уже сами составляют и шарады, и анаграммы, и логогрифы, и метаграммы, придумывают вопросы, основанные на омонимии, многозначности слов. Весь накопленный материал учащиеся систематизировали, а родители помогли детям оформить необходимую наглядность для проведения игр. Словесные игры, составленные учащимися факультатива и оформленные в виде презентаций, с успехом используют на своих уроках и для проведения внеклассных мероприятий учителя как среднего звена, так и начальных классов.

Ученики 5 - 7 классов принимают активное участие в разнообразных интеллектуальных конкурсах наравне со старшеклассниками: научно-практических конференциях, региональных конкурсах, фестивале научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Литература для подготовки и проведения факультатива «Решение лингвистических задач»:

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Русский язык. М., Просвещение.
  2. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка, в двух частях. Москва, Просвещение.
  3. В. Г. Ветвицкий. Занимательное языкознание. Москва, Просвещение.
  4. Е. Г. Ковалевская. История слов. Москва, Просвещение.
  5. А. К. Бирих, В. М. Мокиенко. Слово о русском языке. Москва, Русский язык.
  6. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. З. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград, Просвещение.
  7. Д. Кобяков. Слова и люди. Алтайское книжное издательство, 1976
  8. Т. Л. Служевская. Уроки русской словесности. С.-П.,1997
  9. Н. Данитевская, Л. Дускаева. Русская грамматика в таблицах и тестах в двух частях. Пермь, 2005
  10. Л. Дускаева, О. Протопопова. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2000
  11. Авторский дидактический материал.