Русский язык
-
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы 2008
Любовь к своей Родине проявляется и в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в соблюдении этических и коммуникативных норм. Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героизм, патриотизм, самоотверженность нашли отражение в поэтических произведениях о войне.
-
Применение групповой формы работы на уроках русского языка 2008
В своей работе я использую разные формы и приемы работы с учащимися. Одна из таких форм, которую я применяю, – групповая работа. Групповая работа дает возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе).
-
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе) 2008
Своеобразие, оригинальность односоставных предложений заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена предложения указывает на то, что особенно важно для говорящего: действие или название явлений. Многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку. Возможным это стало потому, что они музыкальны, мелодичны и лаконичны. И во многом это заслуга односоставных предложений.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения с главным членом сказуемым" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения с главным членом сказуемым".
-
Урок русского языка (6-й класс) по теме "Правописание суффиксов существительных (-чик – -щик, -ек – -ик), правописание О или Е после шипящих" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Правописание суффиксов существительных (-чик-/-щик-, -ек-/-ик-, правописание О или Е после шипящих в суффиксах существительных)".
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (при изучении русского языка по учебнику под редакцией М.Разумовской) 2008
Данный урок — один из уроков в системе изучения второстепенных членов предложения в 8-м классе по учебнику под редакцией М.Разумовской. Представлены многие элементы системы работы учителя.
-
Комплексный анализ в 9-м классе (урок) 2008
Главной задачей современного обучения в школе является не только получение школьниками необходимой суммы знаний, умений, навыков, но и применение их на практике. На решение этой задачи и направлена деятельность учащихся на данном уроке. Работа по программам позволяет учителю организовать разноуровневую деятельность школьников, сравнительный анализ произведений, атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Материал урока предоставляет школьникам возможность развивать речь, что особо актуально в настоящее время, когда коммуникативная функция языка утрачивается и словарный запас уменьшается.
-
Урок-игра "Крылатые выражения" 2008
Дети в любом возрасте любят играть. Урок нацелен на углубление знаний учащихся посредством использования игрового материала. На уроке используются разные методы работы: инсценирование, работа с энциклопедической литературой, с иллюстрациями, готовятся сообщения детей о происхождении некоторых фразеологических оборотов, выставка словарей. Дети разделены на команды, что позволяет увеличить активность каждого ребёнка, пробудить интерес к данной теме.
-
Из опыта подготовки учащихся к сочинению – описанию картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима") 2008
Данный урок проводится в 5-м классе по программе М.М. Разумовской после изучения темы «Когда слово употребляется в переносном значении» с целью закрепления навыков написания сочинения-описания по картине и выработки умения употреблять слова в переносном значении в письменной речи.
-
Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка 2008
В преподавании русского языка особое значение приобретает воспитание интереса к предмету у каждого ребенка. Особенно это важно, когда ты работаешь в многонациональной школе, где русский язык является вторым родным языком. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты.
-
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5-м классе "Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное предложение" 2008
В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны: показать знания словарных слов; знать алгоритм синтаксического разбора сложного предложения; уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении; сопоставлять структуры предложений разных типов; формировать первичные навыки построения схем; уметь конструировать сложные предложения по схемам; сравнивать сложные предложения и простые; систематизировать полученные знания; развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.
-
Урок-исследование по русскому языку "Правописание приставок при-, пре-" 2008
Данный урок рассчитан на учащихся 5-х классов. Он способствует активизации умственной деятельности школьников, развитию внимания, памяти, речи и направлен на систематизацию знаний по разделам русского языка: морфология, морфемика, орфография, лексика. На уроке актуализируются знания учащихся по теме "Правописание приставок пре- при-", организуется коллективная работа учащихся и учителя при составлении опорной схемы к уроку, проводится самостоятельная исследовательская работа по изучению орфограммы. Дети сами, решая проблемные вопросы, работая в группе, выделяют их существенные признаки. Данный урок-игра может быть использован учителем, работающим с любыми программами, так как он развивает у детей память, быстроту реакции, сообразительность, смекалку, воображение.
-
"Односоставные предложения" (деловая игра) 2008
Деловая игра проводится в 8-м классе для обобщения материала, изученного по теме. Анализ специальным образом составленного текста о Святом благоверном князе Михаиле Ярославиче Тверском позволяет не только закрепить навык определения типа односоставного предложения, но и отработать различные виды разбора; способствует воспитанию интереса к истории Тверского края.
-
Программа факультативного курса "Деловой этикет" (10–11-й класс) 2008
Формирование культуры делового этикета – актуальная задача сегодняшнего дня, и чем более массовый и организованный характер она приобретет в школе, тем скорее наше общество перейдет на более цивилизованный уровень общения. Программа рассчитана на учащихся 10–11-х классов, материал изучается на более высоком уровне, в соответствии со спецификой возрастного и психологического развития старших школьников и их интересами.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Алфавит" (азбука) 2008
Урок для 5-м класса компенсирующего обучения. Особое внимание на уроке уделено работе с текстом, учащиеся устно воспроизводили текст, а затем выписывали необходимую информацию. На уроке был использован дифференцированный подход, на некоторых этапах занятия ребята работали по группам. В словарной работе был применён элемент занимательности (разгадывание кроссворда), а при объяснении нового материала - чтение стихотворения подготовленным учеником. Итог урока был подведён при помощи приёма - "дописать предложение" - с использованием опорных слов.
-
Урок русского языка в 4-м классе 2008
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в 4-м классе проходит в форме путешествия по острову "Наречие". Такая форма помогает активизировать учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности в рамках темы. На уроке используются презентация и тестирование на компьютере (компьютерное обучение как форма самостоятельной работы); закрепляются умения в распознавании наречий в тексте, навык правописания наречий и разбора их по составу, осуществляется самоконтроль.
-
Конспект урока русского языка "Путешествие в зимний лес" 2008
Этот урок способствовал обогащению и активизации словарного запаса учащегося. Разнообразные творческие задания направлены на развитие воображения, мышления обучающихся, пробуждают в них наблюдательность, развивают речь.
-
Урок развития речи по русскому языку (7-й класс). Как стать победителем школы в разных видах спорта 2008
Урок направлен на формирование творческих способностей учащихся. В процессе работы извлекали и преобразовывали информацию из разных источников; готовились к сочинению-рассуждению. Урок проводился с компьютерной поддержкой.
-
Анализ текста В.П. Астафьева "Постскриптум" как основной вид работы при подготовке к экзаменам 2008
Урок "Анализ текста В.П. Астафьева "Постскриптум" как основной вид работы при подготовке к экзаменам", рассчитан на двухчасовую работу с текстами разных авторов и является продолжением занятий, направленных на осмысление авторского замысла, определение темы, идеи, стиля, жанра, языковых средств выразительности, на вычленение типологической структуры текста, на формирование умений озаглавливать предложенную прозаическую миниатюру. Содержание урока способствует углублению стилистико-семантического восприятия произведения художественной литературы, формированию коммуникативной компетенции учащихся, моделированию исследовательского мышления, а также развитию культуры диалогического общения. Каждый этап урока побуждает детей мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, способствует развитию познавательных навыков учащихся.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Наречие" 2008
Основные задачи урока руского языка - повторить, обобщить и провести контроль знаний по теме "Повторение и обобщение знаний по теме "Наречие".
-
Урок русского языка "Подготовка к изложению и сочинению-рассуждению" 2008
Роль учителя русского языка и литературы в школьном образовании переоценить невозможно. В наше время эта роль возросла многократно. А в связи с необходимостью подготовки к новой форме аттестации девятиклассников, которая расширяет диапазон проверяемых умений и навыков, перед учителем стоит задача подготовить учащихся к написанию изложения, сочинения-рассуждения, выполнению тестовых заданий по тексту. Урок предоставляет преподавателю широкие возможности для подготовки детей к новой форме аттестации, для формирования их способности ориентироваться в потоке разных сведений, определять тему и идею текста, понимать подтекст, находить позицию автора, т.е. полностью "вычерпывать" смысл текста, воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных" 2008
Представленный урок проводится в форме игры-путешествия в город Грамотеев. В ходе игры, двигаясь от станции к станции, учащиеся должны изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, научиться применять его на письме. На уроке использована презентация слайдов по теме, позволившая значительно расширить круг заданий, выполненных учащимися.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений" 2008
Представленный урок по теме "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений" является первым в большой теме "Местоимение", на изучение которой в 6-м классе отводится 22 часа, из них 3 часа - уроки развития речи. Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на уроке.
-
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" 2008
Урок представлен в виде игры-путешествия, сопровожден презентацией. Подбор станций и заданий для учащихся позволяет повторить основные понятия темы (грамматическая основа, второстепенные члены, виды предложений) и закрепить пунктуационные правила. На уроке используется дидактический материал о детской железной дороге г. Красноярска.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Особенности обособления приложений" 2008
Опыт преподавания русского языка по технологии полного усвоения является актуальным, так как в педагогической и методической литературе этот вопрос недостаточно освещен. Данный опыт позволяет решать следующие задачи: формировать у учащихся систематизированные знания по русскому языку; активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения; развивать логическое мышление; формировать устойчивый интерес учащихся к предмету; развивать самоорганизацию учащихся.
-
"Топонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся" 2008
В организации исследовательской работы по русскому языку особо выделяются направления лингвистического краеведения: диалектология и ономастика. Исследования по ономастике, способствуя разгадке тайн прошлого, дают ценный материал для выяснения целого ряда вопросов истории языка и самого народа. Изучение топонимических единиц региона остаётся одной из важнейших задач отечественного языкознания.
-
Описание одежды, костюма 2008
Уроки развития речи ценны, прежде всего, тем, что учащиеся умеют возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Нетрадиционные формы урока способствуют формированию интереса школьников к предмету, развитию, совершенствованию и обогащению устной и письменной речи учащихся. Групповая работа воспитывает умение планирования, оценки и самооценки, формирует навыки коммуникабельности школьников.
-
Урок-игра "Союз" (обобщение), 7-й класс 2008
Урок-обобщение по теме "Союз" разработан для учащихся 7-го класса и представляет собой игру по образу телевизионной игры "Алфавит". В материал урока включены вопросы на знание теоретического материала о союзе как служебной части речи, задания, направленные на развитие теоретического мышления учащихся, задания повышенной сложности, практические упражнения конструктивного характера. Урок имеет четкую структуру, переход от задания к заданию сопровождается сигналом: звонок, свисток или другим.
-
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10–11-й классы 2008
Данные дидактические материалы предназначены для использования на уроках проверки знаний в 10–11-х классах, целью которых является контроль уровня усвоения материала и подготовка к единому государственному экзамену. Задания составлены по аналогии с заданием блока В на экзамене. Выполняя задания, учащиеся записывают ответ в бланки, идентичные бланкам блока В. Таким образом они учатся правильно заполнять их.