Русский язык
-
Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008
Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Деловые бумаги" 2008
Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека, о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. На уроке русского языка в 9-м классе по теме "Деловые бумаги" учащиеся углубляют свои знания об особенностях официально-делового стиля.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе "Морфемы. Морфемика" 2008
Учащиеся в игровой форме знакомятся с новым названием частей слова, узнают, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы, совершенствуют умение находить составные части слов.
-
Урок русского языка в 8-м классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова "Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения»" 2008
Урок межпредметного обобщения и систематизации, завершающий изучение материала "Односоставные предложения" в 8-ом классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова, призван помочь детям почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе.
-
Урок для 6-го класса по русскому языку. Тема: "Общеупотребительные и диалектные слова" 2008
Целью настоящего урока является знакомство с новым понятием, уместностью-неуместностью употребления диалектных слов в устной и письменной речи, в художественном стиле, умение пользоваться толковым словарём для определения сферы употребления того или иного слова.
-
Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка" 2008
Мастер-класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передаёт свой опыт слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы. Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия.
-
Конспект занятия: "Дифференциация парных гласных" 2008
В данном конспекте логопедического занятия представлена коррекционно-логопедическая работа по устранению акустической дисграфии. Форма занятия может быть фронтальной и подгрупповой и базируется на современных в логопедии требованиях.
-
Доклад к семинару "Особенности преподавания русского языка в системе личностного ориентированного подхода" 2008
В докладе, представленном на областном семинаре по русскому языку, описан опыт использования личностно ориентированных технологий, базирующихся на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема "Диалог" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 5-м классе по учебнику Ладыженской по теме "Диалог".
-
Через технологию развития критического мышления – к креативному письму 2008
Творческая реализация способностей учащегося возможна в системе дополнительного образования. Задача автора креативного сочинения – показать собственное видение мира, субъективность ощущений, уникальность своего мышления.
-
Описание опыта работы по развитию инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников 2008
Развивать творческую речевую деятельность на уроках русского языка можно, используя языковые и речевые задачи; лингвистические загадки, сказки, эксперименты; обобщающие схемы и опорные конспекты; творческие речевые задачи и упражнения. Программа "Речь" позволит создать условия для формирования личности учеников, способных к самостоятельной творческой деятельности.
-
Учебная программа элективного курса в 10-м классе "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" 2008
Содержание программы элективного курса "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" направлено на освоение основных видов практической стилистики, печатного дела, информационных технологий. Уроки проводят учителя русского языка и информатики. Занятия построены таким образом, что закрепление пройденного материала по русскому языку и информатике проводится с использованием компьютера.
-
Урок занимательной грамматики в 1-м классе 2008
Предлагаемый урок занимательной граматики проводился в 1-м классе в середине ноября. На уроке дети повторили все изученные буквы, отгадывали загадки, рисовали подарки буквам. Такие уроки помогают прививать интерес к изучению русского языка, вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, развивать творческие способности детей.
-
Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" 2008
Интегрированный урок "Капустник" разработан для учащихся 6-х классов. Урок освоения практических навыков квашения капусты, закрепления материала по теме "Календарно-обрядовый фольклор". Обращение к старинным русским обрядам, национальным традициям превратили урок в праздник.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо как вид речевой деятельности" 2008
С целью формирования понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, а также ознакомления с правилами написания писем личного характера проводится этот урок, построенный на анализе эпизодов рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
-
Правописание букв -е- – -и- в чередующихся корнях, 5-й класс 2008
Представленное учебное занятие в 5-м классе по русскому языку направлено на формирование как предметной компетентности, а также правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности, так и общепредметной компетентности (умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, умение использовать модельно-схематические средства при работе с учебным материалом, рефлексивные умения, умение сотрудничать друг с другом).
-
Урок русского языка по теме "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению «Легко ли быть молодым?»" 2008
Цель урока – на основе анализа текста подготовить учащихся к домашнему сочинению. В ходе урока учащиеся отрабатывают не только умения анализировать предложенный текст, формулировать его тему, проблему, но и комментировать ее, определять позицию автора, излагать собственное мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт, учатся правильно формулировать свои мысли, используя предлагаемые образцы-клише, а также пословицы, поговорки и крылатые выражения.
-
Урок русского языка по теме "Синтаксис", 11-й класс 2008
Урок по теме "Синтаксис" проводится по технологии развития критического мышления. Цель урока - обобщение знаний о синтаксисе. На стадии вызова используется прием "кластер", позволяющий выявить имеющиеся знания. На стадии осмысления учащиеся сравнивают свою схему со схемой, составленной учителем, находят ошибки и ставят индивидуальные цели изучения раздела. На стадии рефлексии выполняются практические задания. Параллельно с этой темой звучит духовно-нравственная тема - тема души. Текст, предложенный для анализа, рассказывает о различиях в представлениях разных народов о душе.
-
Комбинированный урок русского языка по теме "Корни с чередованием -е- – -и-" 2008
Урок русского языка (2 часа) включен в рабочую программу по учебной дисциплине "Русский язык" для национальных групп 1-го курса педагогического колледжа. На данном уроке проводятся межпредметные связи: русская литература, методика преподавания языка (использование приемов работы над словом). Внутрипредметные связи представлены предварительным изучением чередования гласных в корне слова, последующим знакомством других тем орфографии. Материал занятия расширяет кругозор студента национального отделения, развивает речь. Формы работы на уроке позволяют проявить индивидуальность, самостоятельность при подготовке.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + английский язык + информатика) по теме "Культура письма" 2008
Данный урок разработан учителем русского языка и литературы, информатики и английского языка для учащихся 11-х классов. Основная цель урока состоит в систематизации полученных знаний по русскому языку, английскому языку и информатике. Подготовленный материал представлен краткой теоретической и практической частью, использован исследовательский метод решения нетиповых ситуаций в парно-групповой работе.
-
Уроки письма в формировании основных образовательных компетенций 2008
Положительную успешность в жизни необходимо формировать уже в раннем детстве или, в крайнем случае, в школе. Роль учителя - создать для ребенка ситуацию успеха, вовремя уловить тот момент, когда ученик дошел до своего уровня сложности и у него уже начинают опускаться руки, или наступает чувство разочарования в том или ином деле, падает к нему интерес. Вот здесь важно предложить новое, как продолжение и развитие уже освоенного материала. В данный момент можно не только поставить новые цели, но и подсказать новые приемы работы, естественным образом развить те успехи, которые ребенок уже достиг, превращая их в ощутимую по результатам победу.
-
Урок развития речи в 8-м классе. Написание сочинения-стихотворения "Какой я вижу зиму" (с использованием компьютерной презентации) 2008
Овладеть поэтическим словом трудно, но выразить себя и своё видение окружающего мира через слово интересно.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка" (повторение по теме "Словообразование" и "Орфография") 2008
Урок по русскому языку по теме «Путешествие по стране Русского языка». Ученики закрепляют полученные умения и навыки на предыдущих уроках по данной теме, повышают грамотность письма.
-
Конкурс-игра для 3–6-х классов "Наши старые знакомые – фразеологизмы" 2008
Одна из наиболее актуальных проблем современной школы – низкий уровень развития речи учащихся. Зачастую родители «перекладывают» воспитательные функции на телевизор и компьютер, книга и живое общение отходят на второй план. Отсюда последствия – словарный запас снижен, речь детей бедна и необразна. Цель предлагаемого занятия – обогащение словарного запаса детей, привитие интереса, любви к «живому» слову.
-
Методическая разработка по русскому языку "Учись быстро, интересно, успешно"" 2008
Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Сложно говорить о полном переходе на модульную систему ежедневного учебного процесса (должно быть разработано особое расписание и режим учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об использовании некоторых элементов модульной технологии на уроках русского языка.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающее повторение по теме "Причастие" 2008
Каждый этап урока соответствует программе передач. Новости - введение даты через «Народный календарь», темы урока, работа с эпиграфом. Пресс-экспресс – учащиеся – дикторы освещают информацию по теме. Реклама – задание «Четвертый лишний». Непутёвые заметки – знакомство с городом "Причастие". Используется комментированное письмо, работа по ключу, приём «Светофор», словарный диктант, «Грамматическое лото». Итоги – написание синквейна.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обстоятельства" 2008
Главной задачей урока является формирование навыка нахождения обстоятельств в устной и письменной речи. Большое значение придается активизации мыслительных процессов; учитель пытается развивать эмоциональную сферу ребенка, дополняя учебные материалы презентациями детей. Технология коллективного самостоятельного обучения позволяет создавать атмосферу творчества.
-
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка 2008
Статья, посвященная методам и формам организации контроля на уроках русского языка. Подробно разбираются традиционные методы контроля, анализируется вопрос формирования учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. Приводятся примеры специальных уроков, направленных на формирование контрольных и оценочных действий
-
Урок по русскому языку в 6-м классе "О суффиксах имен существительных" 2008
Урок по русскому языку, посвященный суффиксам. Ученики повторяют и обобщают знания учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании, знания о составе слова, его значимых частях.