Русский язык
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных" 2008
Представленный урок русского языка по теме "Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных" проводился в 10-м профильном филологическом классе. Программа русского языка Н.Г. Гольцовой.
-
Урок-практикум по теме "Деепричастие" в 7-м классе 2008
По типу урок обобщения и систематизации изученного. Форма проведения - урок-практикум, в основе которого лежит повторение и обобщение знаний о деепричастии. Через творческие упражнения идет закрепление орфографических умений и навыков, развиваются умения правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. Учащиеся делают вывод , что деепричастия способствуют тому, чтобы наша речь была более точной, выразительной.
-
Урок в 5-м классе по теме "Графика. Алфавит" 2008
По типу урок комбинированный, где используются различные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На уроке используются задания, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление.
-
Урок развития речи для учащихся 9-го класса "Использование различных стилей в художественном произведении" 2008
Цель урока: формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Искусство вести дискуссию, или Истина рождается в споре" 2008
Урок русского языка призван научить выпускников правильно вести дискуссию. Умение дискутировать необходимо каждому образованному человеку. Умело вести дискуссию - значит ясно и четко формулировать тезис, выстраивать доказательства в соответствии с законами логического мышления, убедительно доказывать свою точку зрения, правильно вести себя во время спора.
-
Методическое пособие "Все о приставках" 2008
Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.
-
Лабораторная работа по русскому языку по теме "НЕ с разными частями речи", 7-й класс 2008
На данном уроке применяются словесные приёмы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные приёмы (иллюстрации), практические приёмы (лабораторная, практическая, самостоятельные работы). На уроке осуществляется углублённо-ассоциативная отработка важнейших понятий, составляется сопоставительная таблица правописания "не" с разными частями речи. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.
-
Урок русского языка в 10-м классе 2008
Данный материал содержит описание урока русского языка (урока развития речи) в 10 классе. Тема урока: "Работа по тексту". Урок рассчитан на 2 часа. На первом уроке идет совместная подготовка к сочинению, т.е. работа по тексту: выявление темы, проблемы текста, формулировка и умение комментировать эту проблему. Работа идет по критериям 1 и 2 части С ЕГЭ по русскому языку. На втором уроке ребята уже самостоятельно работают по тексту, выявляют тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её. Выдвигается некая условная формула, клише по выявлению проблемы текста в так называемых "трудных" текстах. На уроке используется ИКТ: интерактивная доска, слайды.
-
Работа над ошибками как средство преодоления неграмотности 2008
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспешностью.
-
Использование компьютера на уроках русского языка 2008
Cистематическое и целенаправленное использования ПК на уроках русского языка в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, развитию стойкого интереса учащихся к русскому языку.
-
Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка 2008
Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Привлечение элементов НЛП в изучение орфографии делает возможным понимание и осознание материала детей с различными типами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков); позволяет заинтересовать учащихся, сделать обучение нетрадиционным и интересным.
-
Урок русского языка по теме "Роль местоимения в речи", 9-й класс (для специальных коррекционных школ VIII вида) 2008
Данный урок разработан по программе обучения русскому языку умственно отсталых учащихся в коррекционных школах VIII вида. Данная категория детей имеет особенности развитии всех психических процессов, поэтому урок адаптирован под их особенное восприятие, внимание, память, мышление. Особой задачей урока является развитие речи, обогащение словарного запаса данных учащихся, коррекция грамматического строя речи.
-
Элективный курс. 11-й класс. Деловая речь 2008
Представленный элективный курс, преследует практическую цель - научить выпускников грамотно составлять и оформлять различные деловые бумаги, используемые в разнообразных сферах человеческой деятельности: общественно-политической, производственной и др. Для этого учащимся необходимо усвоить признаки официально-делового стиля, познакомиться с его разновидностями, жанрами, уяснить языковые особенности. Особое внимание, в процессе изучения курса, уделяется административно-канцелярскому подстилю. Изучаются структурные части, графическое оформление, правила составления и т.п. различных документов.
-
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка 2008
Практика показывает, что технология проблемного диалога является результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности; за счёт стимуляции познавательной мотивации она позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся на уроках. Преподаватель, использующий в своей деятельности развивающие образовательные технологии, может внести свой посильный вклад в повышение мотивации изучения русского языка, уровня владения русским языком представителями молодого поколения, в формирование самостоятельной, ответственной, компетентной, толерантной личности.
-
Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка 2008
В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры, и методическая система обучения языку должна последовательно реализовать включение в школьный курс национально-культурного компонента. Разработанная программа формирования языковой личности школьника направлена на усвоение ценностных основ национальной культуры на уроках русского языка. В программе ставятся важные цели и задачи, связанные с воспитанием патриотизма, нравственно-этических норм, гражданской позиции, а также с формированием языковой культуры учащихся на этнокультурном материале.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия 2008
Урок построен по следующей схеме: работа с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова над значением слова «недоросль». Большое внимание уделено тренировочной работе по правописанию частицы “не” с различными частями речи, что является одновременно подготовкой к словарному диктанту. Тренировочные упражнения, при выполнении которых формируются навыки по применению изученного пунктуационного правила. Основное внимание направлено на обогащение речи учащихся новыми для них союзами, а также на упражнения, отрабатывающие нормы построения тех и других предложений.
-
Урок-соревнование по русскому языку 2008
Игра - это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризующийся высокой познавательной заинтересованностью. Психологический механизм игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Игровая деятельность на уроках русского языка способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательных навыков, применению знаний, умений и навыков в практической деятельности, формированию общеучебных умений и навыков.
-
Открытый урок по теме "Правописание НЕ и НИ в приставках отрицательных наречий" 2008
Урок построен на исследованиях школьников по теме урока. Обучающиеся работают в группах, которые представлены как исследовательские лаборатории. Работа в группах снижает тревожность, позволяет воспитывать в ребятах умение сотрудничать. К концу урока решены все задачи, которые школьники поставили сами в начале урока.
-
Урок русского языка по теме "Итоговое повторение в 5-м классе" 2008
Согласно Концепции модернизации российского образования одним из условий создания нового качества образования является разработка системы объективной независимой оценки общеобразовательной подготовки школьников через введение ЕГЭ. Одной из основных задач ЕГЭ является получение информации об уровне и качестве подготовки выпускников по всем предметам, в том числе и по русскому языку. Поэтому одной из основных задач современного учителя является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Данный урок относится к урокам темы "Повторение". Его можно проводить в 5 классе в конце учебного года или в начале 6 класса
-
Интегрированный урок (ИЗО + русский язык) "Описание игрушки" 2008
Урок-знакомство с видом народного искусства - работой мастеров по росписи деревянной матрешки. Во время уроков идет подготовка к сочинению «Описание игрушки». В конце урока учащиеся выполняют практическую работу над эскизами матрешки и описывают созданную матрешку. Урок нацелен на развитие творческого воображения.
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Как "очеловечить" лигвистичекое понятие 2008
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Есть множество способов сделать "удобоваримыми" лингвистические понятия, и один из самых эффективных – призвать на помощь творческие способности детей, предоставить им возможность проявить нестандартность мышления. Создание лингвистических сказок, выполнение других творческих заданий способствуют развитию речи детей, более глубокому усвоению изучаемого материала. Сама система данной работы стимулирует творческую фантазию детей, которая у них неистощима.
-
Воспитательное значение текста на уроках русского языка 2008
Обращение к истокам культурного, исторического опыта является характерным свойством языкового сообщества. Объектом внимания могут стать как отдельные факты, извлекаемые из глубины истории, так и целые пласты культуры народа. В языковой обиход вновь возвращаются культурологические и соответствующие лингвистические элементы, возрождаемые в силу тех или иных причин (потребность художественной литературы, социальная необходимость, желание автора), знаменующих определенные сдвиги общественного сознания. Отражение этих процессов в лингвистическом зеркале естественно и закономерно.
-
Урок по русскому языку на тему "Стили речи" 2008
Предлагаемый урок на тему "Стили речи", с одной стороны, позволяет систематизировать и обобщить известный материал из курса пятых, девятых классов, а с другой стороны, на основе использования технологии "Кластери" лингвистически грамотно применять его в процессе анализа текстов различных стилей.
-
Методическая разработка урока "Междометие как часть речи" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с междометием, как особой частью речи, его значением в языке.
-
Урок словесности "Милая моя родина" 2008
Урок словесности "Милая моя родина" проведен в 6-м классе лицея после изучения темы "Описание места". На уроке учащиеся совершают заочную экскурсию на родину В.М. Шукшина в село Сростки. Анализируют описание природы в цикле рассказов "Из детских лет Ивана Попова". В заключительной части конспекта урока приводится материал, который можно использовать как дидактический на последующих уроках русского языка.
-
Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы) 2008
Представлен конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для 5–6-х классов по теме "Аукцион орфограмм".
-
Тема урока "Гласные в суффиксах -ек, -ик" 2008
Учащиеся знакомятся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек, -ик. Урок способствует развитию у учеников способности в совершенствовании культуры своей речи, логического мышления, орфографической зоркости.
-
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Повторение. Простое предложение" 2008
Цель урока: систематизировать полученные знания; выработка навыков, умений при разборе предложения; научить понимать прекрасное.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе 2008
Данный материал – это обобщение опыта работы по внедрению в учебный процесс информационных технологий. В работе представлен опыт создания и использования презентаций на уроках русского языка. Приводится теоретический материал по созданию и примеры применения их на разных этапах урока. В работе даны фрагменты презентаций «Строение слова», «Алфавит», « Звуки речи», «Разделительные Ъ и Ь», « Контрольная работа по разделу « Лексика», а также предлагается разработка медиа - урока по теме « Тропы».