Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
- развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
Оформление доски:
Записано:
- обобщить, систематизировать…
- закрепить умение….
- развивать…
Словарные слова:
- толерантность
- иммиграция
- эмиграция
Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися
II. Опрос.
Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:
1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 1
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется НН?
- Дикови…ое происшествие
- Багря…ые закаты
- Дровя…ой склад
- Беше...ый ритм
- Ветре...ая девушка
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется Н?
- Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
- В своих делах она была безукоризнен..а.
- В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
- В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
III. Работа учащихся с новыми словарными словами.
Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):
Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?
- Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
- В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
- Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
- Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 4 записаны слова:
- ОксюмОрон
- НедопонЯвший
- ЗасОрит
- ИспОднизу
Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.
VII. Закрепление.
1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. коноплян..ый 4. торжествен..ый 2. курин..ый 5. румян..ый 3. оловян..ый
Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. стеклян..ый 4. серебрян..ый 2. деревян..ый 5. ветрен..ый 3. прян..ый
В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. безветрен..ый 4. полотнян..ый 2. багрян.ый 5. овчин..ый 3. времен..ый
(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)
2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.
Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
- Смотрел рассеян..о.
- Облака рассеян..ы.
- Девочка рассеян..а.
- Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
- Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
- Работа комиссии хорошо организован..а.
- Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).
- Смотрел рассеянно (наречие).
- Облака рассеяны (краткое причастие).
- Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
- Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
- Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
- Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
- Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
Приложение 2 Текст В. Лакшина “Весь в письмах”.
Ответы. Приложение 3.
Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.
План.
- Прочитать текст.
- Записать первые впечатления от прочтения текста (мысли, ассоциации, вызванные текстом).
- Тема текста (выделить предмет изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
- Проблема (проблематика текста; сформулировать проблемы, поставленные автором, показать, как автор решает их).
- Идея (отразить основную мысль текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
- Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).
Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.
IX. Итоги урока.
- Достиг ли урок цели?
- Какие знания и умения закрепили на уроке?
X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.