Наглядность :
- Картина И.Левитана “Золотая осень”.
- Карточки, иллюстрации.
- Дидактический материал.
План
1. Что знать : | Что уметь: |
главные члены предложения , второстепенные члены предложения , обращения . | уметь разбирать предложения , отличать части речи и члены предложения, выделять в тексте обращения |
Словарь:
- осенний н
- беззвучно з
- изредка /из окна/, низкие, поздняя, желтые
Эпиграф : Красота спасает мир.
Ход урокаУчитель : Мы сегодня с вами отправляемся в первое путешествие в мир красоты, в мир природы. А т.к. на дворе осень, значит мы и начинаем с осени. Мы побываем у художников, поэтов, послушаем музыку, повстречаемся с рыцарями. Нередко осень считают грустной, унылой порой : часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели писатели, поэты, художники. /Это в сопровождении музыки Чайковского “Времена года”/. Послушайте рассказ “Вишневая ветка” В. Путилина.
Задание : запомните понравившееся словосочетание или предложение об осени.
Вопросы :
- Какие предложения об осени вы запомнили ?
- Словосочетания?
Запишем предложения :
Тихо, беззвучно в осеннем лесу.
Совсем багровым стал дуб. (багровый – красный)
Пожелтели березы.
- Каковы признаки осени?
Беззвучно в лесу
Небо синее
Воздух прозрачный.
Задание : А сейчас любители поэзии расскажут стихотворения (3 человека читают стихотворения об осени).
Послушайте :
Как же осенью природа меняет свой наряд?
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чёло.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло?
- Почему дохнул? – Почему обожгло?
Вывод : Мороз, как и огонь может обжечь.
Задание : Списать текст, разобрать синтаксические предложения : 1 ряд – 1, 2 – 2, 3 – 4.
- Проверяется у доски.
Вывод : Поэзия – это мир
прекрасного.
А может ли поэзия связана с живописью?
- Посмотрите картину Левитана “Золотая осень”.
- Послушайте текст “Золотая осень”
- Приготовьтесь к пересказу текста.
Задание : Запись под диктовку отрывка из текста.
Слева от реки поднимаются вверх одетые в желтый свет осени березы. А справа от реки задумались грустные деревья. На берегу стоит одинокая золотая березка.
- Проверка текста справа – налево, от последнего слова к первому.
- Выписать из текста слова, соответствующие 4552
Код : | 1 – подлежащие 3 – дополнение |
2 – сказуемое 4 – определение 5 – обстоятельство |
Проверка : желтый, справа, одиноко, стоит.
Задание : А сейчас турнир рыцарей.
- Отгадывают кроссворд на грамматическую тему.
- Кто знает больше пословиц про осень.
Вывод : Как вы думаете, становится ли человек красивым, если рядом видит красоту?
Запись предложения : Человек
становится красивым, если рядом видит красоту.
Задание : Послушайте стихотворение “Улетают гуси” Ладонщикова и подумайте, есть ли в тексте то, о чем мы ещё не говорили.
Потянулись гуси
на далекий юг.
Голоса их грустные
Ловит чуткий слух.
Пролетают мимо
Стороны лесной.
Возвращайтесь, милые,
Будем ждать весной.
- Что называется обращением?
- Как на письме выделяется обращение?
- Приведите примеры.
Задание : Самостоятельная работа (по вариантам указать те предложения, в которых есть обращение) карточка на каждого.
1, 0, 1. Ребята давайте жить дружно.
2. Ребята собрались в поход.
3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?
4.Подкралась осень незаметно.
5.Добро пожаловать скворец.
3, 0, 1. Не трещите морозы в заповедном бору.
2. К утру мороз крепчал.
3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4. Муравьи санитары леса.
5. Догорай костер дотла.
5, 0, 1. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
2. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.
3. Песню это пронесем друзья по свету.
4. Друзья познаются в беде.
5. Прощай любимый город.
Вывод : Обращение к плану “Что знать и уметь”. Что узнали за урок?
Оценки :
Д/з : написать сочинение – миниатюру “Золотая осень”.