Цели:
- обобщение и систематизация знаний о деепричастии;
- развитие умений применять знания на практике;
- формирование интереса к предмету, нравственности, развитие культуры речи.
Оборудование:
- таблица “Знать – уметь”.
- перфокарты “Деепричастный оборот”
- дидактические карточки
- портрет Гоголя
- карточки для словарной работы
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с целью урока, видами работ.
III. Практическая часть.
1. Учитель обращает внимание ребят на текст записанный на доске:
“- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки! Таких свиток еще на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! Я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы”. (Отрывок из повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя).
Задание:
1) Найти в тексте деепричастие, доказать, что это
деепричастие (отвечает на вопрос что делая?
Обозначает добавочное действие)
2) Выписать их.
2. Признаки каких частей речи совмещены у деепричастия? (глагола и наречия)
Работа на карточках.
Задание:
Один из глаголов заменить деепричастиями.
1. Весело зачирикали и запрыгали воробьи.
2. Туристы не стали дожидаться восхода солнца и двинулись в путь.
3. Сильный ветер гнул ветки деревьев и срывал увядшие листья.
3. Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
Задание: Один учащийся работает у доски с карточкой:
Образовать деепричастие
Совершенного вида: | Несовершенного вида: |
Глядеть – | Подумать – |
Сбегать – | Завидовать – |
Прокричать – | Спешить – |
Остальные выполняют упражнение 174 с.76 (два первых и три последних),
Проверка работы.
4. А сейчас, ребята, запишем под диктовку несколько предложений.
1) Не имея терпения , ни чему не научишься.
2) Сделав зло, не жди добра.
Задание:
- Найти деепричастия.
- Определить их вид.
- Какую орфограмму, связанную с написанием
деепричастия, вы встретили в этом предложении?
- Кто может рассказать о знаках препинания в этих
предложениях?
Дом. задание: упр. 176 (с 1 по 3 включительно)
А чтобы вы хорошо смогли выполнить домашнее задание, закрепить навыки нахождения деепричастных оборотов, поработаем на карточках.
5. Работа на перфокартах.
Задание: цифрами обозначьте предложения, в которых есть деепричастия или деепричастные обороты.
1) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
2) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костер.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
6. Занимательный момент.
А сейчас, ребята, расслабьтесь, мы немного отдохнем, разгадаем загадки. (Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают).
Загадки:
1. Упираясь в берега, на быках лежит дуга. (Мост)
2. Задрав носок, бегут в лесок. (Лыжи)
3. Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Скажите, кто из вас заметил, как эти загадки связаны с темой нашего урока?
Предложения, которые мы с вами записывали, тоже тесно связаны с устным народным творчеством.
- Что это такое? (пословицы)
- Кто из вас может еще назвать пословицы, в
которых есть деепричастия.
7. Давайте одну из них запишем, а деепричастие разберем морфологически. (Комментированное письмо)
Не пожив вместе, друга не узнаешь.
Сильные учащиеся работают по карточкам.
Уважая человека, уважаешь себя.
Деепричастие –
Начальная форма –
Вид –
Неизменяемость –
В предложении является –
8. Каждый из вас знает, что в школу вы приходите учиться. Но не только знания получаете вы. Здесь вас учат хорошим манерам, культуре речи.
Сейчас мне бы хотелось представить вам несколько полезных советов. Назовем мы этот этап урока “Минуткой вежливости”.
Задание:
- Вы не бездумно слушайте эти советы, а
постарайтесь ответить на вопрос:
- Есть ли в этих советах слова, связанные с
сегодняшней темой урока? Выпишете их.
- Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.
- Садясь в автобус или трамвай, мальчик должен пропустить девочку вперед.
- Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, еще не зная, что он хотел сказать.
9. И в завершении урока, мне бы хотелось проверить орфографическую грамотность в написании слов с безударными гласными, которые вы встретили при изучении темы “Деепричастие”.
Бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, утрамбовать.
- А сейчас каждый представит себя в роли диктора на телевидении, как он произнесет эти слова. Поставьте в них ударение:
Ржавея, черпая, балуясь.
IV. Итог урока.
- Для чего нам нужны в речи деепричастия?
(Делают нашу речь более точной, выразительной,
дописывает, дорисовывает основное действие)