Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Концепция модернизации Российского образования определила развитие системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетентностей. Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Цель обучения при таком подходе – не только номинальная, но и ценностная. С другой стороны, изменение целей обучения влечет за собой изменение подходов к обучению. Так, ведущим становится индивидуализация образования, ориентация на личность отдельного ученика, учет его личностных особенностей. Поэтому обучение орфографической грамотности на уроках русского языка по старым методикам и учебникам становится менее результативным и все более проблематичным. Следовательно, считается целесообразным привлечение элементов НЛП – нейролингвистического программирования. Это решает проблему индивидуализации в обучении и ценностного подхода к формированию орфографической грамотности как показателя культуры человека, коммуникативной компетенции ученика.

Повышение орфографической грамотности учащихся в ходе обучения на уроках русского языка достигается путем:

  • Создания эффективных условий для проведения уроков.
  • Дифференциации заданий, домашних заданий в соответствии с психологическими особенностями учащихся.
  • Изменения манеры преподавания самим педагогом.
  • Использования ряда принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.

Для такой работы необходимы сведения НЛП:

  • Процесс обучения – это движение информации сквозь нервную систему человека.
  • Вход информации, ее хранение, переработка и выход воспроизводятся в определенной форме.
  • Существуют три типа восприятия информации – модальности учащихся, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) и кинестетических (ощущение, прикосновение) каналов прохождения информации.
  • Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность системы обучения для него.

В обычном классе примерно у половины учащихся достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные дети отдают предпочтение одной модальности. Любая информация должна предварительно транслироваться через ведущую модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате появляются проблемы, пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле.

Дифференциация в обучении – дифференциация заданий, приемов объяснения нового материала в зависимости от ведущей репрезентативной системы (визуальной, аудиальной и когнитивной системы восприятия информации учащимися).

Методы дифференциального подхода в обучении на уроках русского языка:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Задания на время Задания на время Временные задания
Работа в группах Работа в группах Работа в одиночку
Схемы, таблицы, карточки Тезисы, краткие конспекты Многократное повторение
Образные представления Представления, основанные на эмоциях Усвоение правил и грамматических конструкций
Задания на правописание Задание на исправление ошибок Задание на поиск ошибок
Задания по образцу. Творческие задания Логические задания
Сочинение-описание Сочинения-ассоциации Сочинения-рассуждения
Зрительный диктант Свободный диктант Слуховой диктант, цифровой диктат
инсценировка Ролевые игры Обучение других

Дается выбор в выполнении домашнего задания учащимся. Здесь также учитываются особенности учащихся. Рекомендации при выполнении домашних заданий:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Составить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе прочитанного. Выделение цветом пункты, аспекты Сделать краткие записи. Самообъяснение материала, использование различных тестов, объяснение себе перед зеркалом Читать материал вслух (многократно), используя различные вариации слуха.

Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, проводимым с учетом нейролингвистических особенностей детей. Такое распределение заданий делает возможным понимание материала и для визуала, и для аудиала, и для кинестетика.

Изменение манеры преподавания учителя на полимодальное преподнесение информации
Основную функцию в преподнесении информации несет учитель, важна его манера ведения урока. Логична работа учителя в полимодальности, чтобы никто не остался в стороне. Но у каждого учителя существует свой стиль преподавания, демонстрация предпочтения одной модальности (как правило, учителя русского языка – аудиалы, что проявляется в лекционной форме проведения урока, отсутствия красочной разнообразной наглядности). Учитель должен овладеть методикой многосенсорного преподавания и учета ведущей модальности класса.

Диагностика учащихся по ведущей репрезентативной деятельности, по результатам которой и будет проводиться работа. В этой связи необходимо выявление ведущей модальности каждого ученика класса и ведение занятия с учетом этого. К примеру, проведенная диагностика в 5-х классах показала, что 30% учащихся не имеют ярко выраженной ведущей модальности (т.н. смешенная модальность), 30% – аудиальная модальность (восприятие через слух), 30% – визуальная (через смотрение), 10% – кинестетическая (через ощущения). Данные выводы позволяют пересмотреть манеру работы на уроке, модальность учителя.

Нацеливание учащихся на оптимальную работу в начале урока и в ходе занятия путем раппорта, «условий хорошо сформированных целей», позитивного «якорения», «метафор» – приемов, делающих обучение ценностным, а не функциональным. Это способствует повышению интереса к урокам, а как следствие, повышение грамотности.

1. Начало урока с позитивного якорения (термин НЛП)
Якорь – любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные и кинестетические. Использую музыкальные фрагменты, ритмичные хлопки – это аудиальный якорь. Он дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно. Поэтому всегда связываю начало урока с радостью, удовольствием.

2. Мотивация на обучение
Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, следует мотивировать его на обучение: ребенок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу. Определяем желаемое состояние. Вопрос «Чего вы хотите?». Цель должна быть заявлена в позитиве. Частица НЕ, по возможности, не используется.

3. Подача информации во всех трех модальностях (о дифференциации заданий см. выше)
Каждая модальность имеет некоторые характерные особенности, использование которых целесообразно при дифференциальном выборе заданий.
Работая с учеником-визуалом, используются слова, описывающие цвет, размер, форму, важное акцентируется другим цветом мела на доске. Используются всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия. Учащиеся 5–6 класса ведут блокноты грамотности, в которых записывают орфографические правила в виде схем, используя яркие цвета, сокращения, позволяющие быстрое использование изложенного материала. В качестве домашнего задания визуалы получают составление обобщающих схем, таблиц по изученным правилам и оформляют их на компьютере. После выбираем лучшую, к концу года собираем собственную книжку-подсказку по основным изученным правилам.
Работа с аудиалами предполагает восприятие и передачу информации на слух. Поэтому часто используется многократное проговаривание орфограммы и слов с данной орфограммой.
Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично. Предлагается использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения. Но этого явно недостаточно при обучении грамотному письму. Так как кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, то стали использовать в практике «орфокроссы». Это задания, выполнение которых требует от учеников подвижности, поиска ответов на поставленные вопросы в различных помещениях. Задания такого плана позволяют позитивно настроиться на работу, заставляются работать кинестетиков с привлечением их ведущей модальности. Другой вид работы – «орфопутешествия», которые позволяют ученикам заниматься изучением орфографии за пределами школы и во внеучебное время. Суть работы состоит в поиске названий по городу (можно с определенно разработанным маршрутом), в словах которых применяются определенные орфографические правила. Другой вариант: поиск орфографических и пунктуационных ошибок в вывесках и рекламах города. Причем, такая работа становится интересна не только ученикам-кинестетикам, но больший эффект она приносит именно с ними.

4. Использование раппоров в начале и в течение урока (термин НЛП)
Раппорт – это форма обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у ученика появляется чувство доверия к учителю. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться под ведущую модальность ученика.

5. Сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других.

6. Использование метафор
С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину «метафора» в филологии, хотя в основе лежит сходство. В НЛП метафора – это своеобразная притча. Она обогащает модель мира, воздействует на все репрезентативные виды деятельности, активизирует мышление и память, устанавливает индивидуальные связи.

Упражнения, направленные на повышение орфографической грамотности
При изучении орфографии необходима развитая зрительная память, поэтому именно этому в ходе обучения орфографии уделяется особое внимание. («Коррекционная проба», мнемонические упражнения, «оживление предметов» и другие приемы. См. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.).
Также используется целый ряд упражнений, являющихся нетрадиционными для урока русского языка. Практика показывает, что они эффективны. Приведет лишь один пример: упражнение «Игра в мяч». Игра может проводиться на закрепление правила, на повторение и пр. с мячом. Замечено, когда ребенок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. Например, называется слово с непроизносимой согласной в корне и бросаете ребенку мяч, а он должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Когда человеку бросают мяч, он впадает в краткое состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса – проверкой слова. Игру можно усложнить: кто неправильно назвал слово, встает и дает правильный ответ (проверочное слово). Вариантом данной игре является игра в ладоши. Учитель называет слово, если в нем есть предложенная орфограмма, ученики хлопают в ладоши, нет – нет. Неправильный ответ – ученик подбирает проверочное слово.
Работа с орфограммой. Часть упражнений рекомендуется комментировать вслух, чтобы каждый участник проговаривал примеры и проверочные слова или объяснял правило. После проверки ученикам предлагается выписать на обратную сторону листа слова, в которых они сделали ошибки. Выделение орфограмм – необходимая часть выполняемых заданий. Графическое обозначение правила помогает зрительному запоминанию правописания. Затем предлагается работа с текстом. Есть еще один способ. Каждый ученик выписывает слова, в которых он сделал ошибку, на отдельную карточку, цветной ручкой выделяет орфограмму и букву, вызвавшую его сомнения. Слова, записанные на карточках, можно учить по дороге на занятия. Кстати, разложенные такие карточки рубашкой вверх дают много вариантов азартных игр по аналогии с карточными. Например, ребята могут вытягивать у своего соперника любую карточку и проверять, знает ли он, как правильно пишется это слово. За правильный ответ начисляются очки.
Результат изменений, наблюдаемых при использовании приемов НЛП в ходе преподавания русского языка, имеется в нескольких направлениях. В первую очередь, это повышение интереса к русскому языку как учебной дисциплине, благоприятный климат во время урока, ценностная ориентация учащихся на успех. Это проявляется в активной позиции учащихся к мероприятиям, посвященным русскому языку. Повышается интерес к урокам, к изучению орфографических правил. Показателем успешности может служить интерес и желание ребят участвовать в различных конкурсах, викторинах, связанных с орфографией.
Наблюдается включенность в работу всех ребят, повышение грамотности у учащихся, в том числе ребят с низкими и средними способностями. С другой стороны, качественный показатель этих изменений замечен в умении применять полученные на уроках русского языка знания в других жизненных ситуациях.

Список полезной литературы

  1. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.
  2. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург, 1998.
  3. М. Гриндер. Исправление школьного конвейера.
  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383с.
  5. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5–7 классы (карточки). (Компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. НЛП. Стратегия гения. Скачкарь Д.А. (Компакт-диск). – М, 2006.
  7. НЛП. Стратегия успеха. (Компакт-диск). – М., БУКА, 2007.

Приложение