Тема: Фразеологизмы.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Вид урока: урок-соревнование.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Фразеологизмы”;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.
Средства обучения: карточки с заданиями для команд.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме “Фразеологизмы”. Урок пройдет в форме соревнования двух команд. Помните, что важно не только быстро выполнить задание, но и правильно.
II. Подготовительная работа.
- Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов.
- Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя русского языка.
III. Соревнование команд.
1. Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы:
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?
- Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
- На какие две группы делятся фразеологизмы?
- Можно ли опустить или изменить слово во фразеологизме?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять фразеологизмы в предложении?
- О чем можно узнать во фразеологических словарях?
2. Конкурс “Найди значение фразеологизма”.
Учащиеся устанавливают соответствие фразеологизма (1 колонка) и значения (2 колонка). Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Задание для первой команды |
|
1. Яблоко раздора | а) держаться самодовольно, заносчиво |
2. Бить баклуши | б) разглашать посторонним какие-либо тайны |
3. Носится в воздухе | в) причина ссоры |
4. Ходить гоголем | г) вводить в заблуждение |
5. Выносить сор из избы | д) оказаться в затруднительном положении |
6. Сбить с толку | е) бездельничать |
7. Оказаться в тупике | ж) ощущается, предугадывается |
Задание для второй команды |
|
1. Быльём поросло | а) не имеет никакой ценности |
2. Гроша ломаного не стоит | б) согласиться при заключении сделки |
3. Держать камень за пазухой | в) давно забыто |
4. Ударить по рукам | г) богатырского сложения |
5. Косая сажень в плечах | д) иметь злобу против кого-либо |
6. Идти на все четыре стороны | е) меня это не касается |
7. Моя хата с краю | ж) куда угодно, куда хочется |
3. Конкурс смекалистых.
Учащиеся находят в каждой группе устойчивых выражений одно лишнее. Определяют, по какому признаку еще можно объединить другие фразеологизмы. За выполненное правильно задание команда получает один балл.
Задание для первой команды
- сломя голову;
- олух царя небесного;
- без царя в голове;
- голова два уха;
- голова садовая;
- медный лоб.
(Лишний фразеологизм – сломя голову, остальные являются синонимичными.)
Задание для второй команды
- пускать пыль в глаза;
- брать на пушку;
- обводить вокруг пальца;
- вертеть хвостом;
- втирать очки;
- драть горло.
(Лишний фразеологизм – драть горло, остальные являются синонимичными.)
4. Конкурс “Лексический”
Участники команд подбирают синонимы и антонимы к фразеологизмам. Количество баллов определяется по количеству правильных ответов.
Задание для первой команды
Из слов для справок подберите синонимы к фразеологизмам.
- быть не в духе;
- сам себе голова;
- ни то, ни сё;
- помолчать в тряпочку;
- кто в лес, кто по дрова.
Слова для справок:
- кто во что горазд;
- ни рыба, ни мясо;
- держать язык за зубами;
- живет своим умом;
- быть не в настроении.
Задание для второй команды
Из слов для справок подберите антонимы к фразеологизмам.
- как кот наплакал;
- спустя рукава;
- набрать в рот воды;
- заварить кашу;
- через час по чайной ложке.
Слова для справок:
- черепашьим шагом;
- засучив рукава;
- хоть пруд пруди;
- заливаться соловьём;
- расхлёбывать кашу.
5. Конкурс капитанов
Капитаны команд определяют, какую профессию “представляют” данные фразеологизмы. Правильный ответ оценивается в один балл.
Задание для капитана первой команды
- этот номер не пройдет;
- быть на вторых ролях;
- под занавес;
- войти в роль.
(Профессия актера)
Задание для капитана второй команды
- снять стружку;
- топорная работа;
- разделать под орех;
- без сучка, без задоринки;
- бить баклуши.
(Профессия столяра)
6. Конкурс “Творческий”
Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов.
Конверты с заданиями:
- совать нос; ломать голову;
- точить зуб; хоть глаз выколи;
- держать ухо востро; с гулькин нос;
- язык плохо подвешен; набраться терпения.
IV. Подведение итогов соревнования.
Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более ёмкой, образной, выразительной. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно. Мы призываем вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не кончится, но всякое новое знание обогатит вас!
ЛИТЕРАТУРА
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научный ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение, 2002. С. 44-48.
- Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С.37-41.
- Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев. Русское слово: Факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка (6-7 кл.)”; Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1987. С.95-135.
- И.Д. Чаплыгина, Н.А. Герасименко, Н.Г. Ильинская и др. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С.131-148.
- Под ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей-словесников по программе “Речь”: 6 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С.9-15.
- В.П. Фелицына, В.М. Мокиенко. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.: Русский язык. 1990. – 220 с.