Урок по русскому языку на тему "Стили речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «стили речи»;
  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
  • закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема - «Кластери», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), презентация (Приложение 2).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение изученного материала о стилях речи.
  3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
  4. Выводы, обобщение.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

2. Повторение изученного материала о стилях речи.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран. При выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):

  1. Сфера употребления стиля.
  2. Цель употребления стиля.
  3. Лексические особенности стиля.
  4. Характерные черты стиля.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
  • «Ведь я - сочинитель» (Блок)!
  • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин).
  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» - это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» - это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Какие слова в тексте № 5 являются профессионализмами?

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Ученики: Профессионализмами в этом являются такие слова, как бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, жгутик.

Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

4. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластери «Стили речи» заполнен! (Приложение №1).

Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, учитывая два блока признаков, которые лежат в основе характеристики функциональных стилей: внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые признаки.

Постарайтесь назвать, какие из рассмотренных признаков можно отнести к внеязыковым.

Ученики: Задача речи, обстановка, адресат.

Учитель: Наверное, вы вспомнили, что перечисленные вами внеязыковые признаки составляют понятие «речевая ситуация». Её можно изобразить схематично:

А какие признаки, по вашему мнению, составляют перечень собственно языковых примет? Ученики: Лексика, синтаксис, морфология.

Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.