Урок русского языка по теме "Роль местоимения в речи", 9-й класс (для специальных коррекционных школ VIII вида)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


1. Орг. момент.

2. Ход урока.

1 этап урока

Шагая по виртуальной лестнице, мы поговорим о роли местоимения в речи.

Наш сегодняшний урок посвящен такой части речи как “местоимение”. Мы поговорим о “Местоимении-загадке”, “Местоимении-помощнике”, “Местоимении-характеристике”.

Вы, ребята, уже знакомы с данной частью речи. Что же такое “местоимение”? (ответы учеников по таблице).

Итак, в русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, его признак, не называя их. (Зачитывают по учебнику, какую часть речи может заменить местоимение).

Поэтому каждое МЕСТОИМЕНИЕ - ЗАГАДКА.

Прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.

Работа в тетрадях.

Учащиеся записывают текст в тетрадях, определяют какое слово заменяет местоимение. Ниже текста выписывают по образцу, соотнося предмет разговора и соответствующее ему в тексте местоимение.

Один ученик работает на доске.

Карточка №1. Мы были уверены, что огонь путает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в

Проверка выполненного задания на доске.

2 этап урока. МЕСТОИМЕНИЕ - ПОМОЩНИК.

В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов в своём рассказе.

Учитель указывает на словарные слова, которые встречаются в тексте {дрессировка, наперегонки, команда/указать на многозначность данного слова/)

Работа по карточкам №2.

Мой Джек

В прошлом году на день рождения ... подарили щенка. ... назвал ... Джеком. Теперь ... подрос, превратился в красивого пса.

Джек - восточноевропейская овчарка, он очень красив. Все овчарки похожи, все ... умны и хорошо поддаются дрессировке.

У Джека свой характер. ... любит встречать ... после школы, радуется как маленький, лижет ... лицо. На улице мы с ним играем наперегонки, играем в “принеси палку”, боремся.

Джек знает много команд и охотно выполняет .... Правда, ... не любит команды “Нельзя!”. Но это нужная команда - иначе собака будет хватать на улице всякую гадость. Обожает команду “Апорт!”, потому что с детства любит всё приносить.

Джека любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.

МНЕ, Я, ЕГО, ОН, ОНИ, МЕНЯ, ОН, МНЕ, МЫ, С НИМ, ОН, ИХ, ОН.

Проверка текста вслух. (Учащиеся прослушивают звукозапись прочтения текста учителем, соотнося со своими записями). После работы с текстом, учащиеся отвечают на вопрос учителя:

- Какие типы речи вы знаете? (повествование- что произошло?, описание-какой?, рассуждение- почему?).

- К какому типу речи относится данный текст?

- По каким выражением, предложениям можно определить тип речи-описание?

Учащиеся делают вывод по данному этапу урока с помощью учителя.

3 этап урока. МЕСТОИМЕИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА.

Вывешивается на доске местоимение СЕБЯ.

Есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылами фразами.

Попробуем дать характеристику человеку по данным выражениям. На доске:

  1. сам себе хозяин
  2. себе на уме
  3. строит из себя I
  4. пришёл в себя I
  5. взял себя в руки ;
  6. вне себя

Карточка №3

  • о человеке, который прикидывается кем-либо, выдает себя за другого;
  • о хитром, скрытном человеке;
  • о человеке, который поборол себя, стал собранным, целеустремленным,
  • о независимом, самостоятельном человеке
  • о человеке, который успокоился после волнений;
  • о человеке, который очень раздражен

Учащиеся пытаются соотнести фразеологизм и описание данного выражения.

4 этап урока.

Домашнее задание.

Подробно разбирается текст с возможными вариантами замены повторяющихся местоимений существительными.

Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами.

Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр.

Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно.

Вывод:

Каждый человек хочет говорить красиво, изъясняться так, чтобы собеседник в полной мере понял, о чем хотели ему сказать. Мы все желаем, чтобы наша речь была наполнена образными выражениями, которые мы можем составить и с помощью местоимений.

Вывод по уроку: Итак, ребята, шагая по виртуальной лестнице, мы поняли, что местоимение в нашей речи играет активную роль. Оно для нас и загадка, и помощник, и характеристика.

Подведение итогов урока, выставление оценок.