1. Орг. момент.
2. Ход урока.
1 этап урока
Шагая по виртуальной лестнице, мы поговорим о роли местоимения в речи.
Наш сегодняшний урок посвящен такой части речи как “местоимение”. Мы поговорим о “Местоимении-загадке”, “Местоимении-помощнике”, “Местоимении-характеристике”.
Вы, ребята, уже знакомы с данной частью речи. Что же такое “местоимение”? (ответы учеников по таблице).
Итак, в русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, его признак, не называя их. (Зачитывают по учебнику, какую часть речи может заменить местоимение).
Поэтому каждое МЕСТОИМЕНИЕ - ЗАГАДКА.
Прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.
Работа в тетрадях.
Учащиеся записывают текст в тетрадях, определяют какое слово заменяет местоимение. Ниже текста выписывают по образцу, соотнося предмет разговора и соответствующее ему в тексте местоимение.
Один ученик работает на доске.
Карточка №1. Мы были уверены, что огонь путает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в
Проверка выполненного задания на доске.
2 этап урока. МЕСТОИМЕНИЕ - ПОМОЩНИК.
В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов в своём рассказе.
Учитель указывает на словарные слова, которые встречаются в тексте {дрессировка, наперегонки, команда/указать на многозначность данного слова/)
Работа по карточкам №2.
Мой Джек
В прошлом году на день рождения ... подарили щенка. ... назвал ... Джеком. Теперь ... подрос, превратился в красивого пса.
Джек - восточноевропейская овчарка, он очень красив. Все овчарки похожи, все ... умны и хорошо поддаются дрессировке.
У Джека свой характер. ... любит встречать ... после школы, радуется как маленький, лижет ... лицо. На улице мы с ним играем наперегонки, играем в “принеси палку”, боремся.
Джек знает много команд и охотно выполняет .... Правда, ... не любит команды “Нельзя!”. Но это нужная команда - иначе собака будет хватать на улице всякую гадость. Обожает команду “Апорт!”, потому что с детства любит всё приносить.
Джека любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.
МНЕ, Я, ЕГО, ОН, ОНИ, МЕНЯ, ОН, МНЕ, МЫ, С НИМ, ОН, ИХ, ОН.
Проверка текста вслух. (Учащиеся прослушивают звукозапись прочтения текста учителем, соотнося со своими записями). После работы с текстом, учащиеся отвечают на вопрос учителя:
- Какие типы речи вы знаете? (повествование- что произошло?, описание-какой?, рассуждение- почему?).
- К какому типу речи относится данный текст?
- По каким выражением, предложениям можно определить тип речи-описание?
Учащиеся делают вывод по данному этапу урока с помощью учителя.
3 этап урока. МЕСТОИМЕИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА.
Вывешивается на доске местоимение СЕБЯ.
Есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылами фразами.
Попробуем дать характеристику человеку по данным выражениям. На доске:
- сам себе хозяин
- себе на уме
- строит из себя I
- пришёл в себя I
- взял себя в руки ;
- вне себя
Карточка №3
- о человеке, который прикидывается кем-либо, выдает себя за другого;
- о хитром, скрытном человеке;
- о человеке, который поборол себя, стал собранным, целеустремленным,
- о независимом, самостоятельном человеке
- о человеке, который успокоился после волнений;
- о человеке, который очень раздражен
Учащиеся пытаются соотнести фразеологизм и описание данного выражения.
4 этап урока.
Домашнее задание.
Подробно разбирается текст с возможными вариантами замены повторяющихся местоимений существительными.
Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами.
Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр.
Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно.
Вывод:
Каждый человек хочет говорить красиво, изъясняться так, чтобы собеседник в полной мере понял, о чем хотели ему сказать. Мы все желаем, чтобы наша речь была наполнена образными выражениями, которые мы можем составить и с помощью местоимений.
Вывод по уроку: Итак, ребята, шагая по виртуальной лестнице, мы поняли, что местоимение в нашей речи играет активную роль. Оно для нас и загадка, и помощник, и характеристика.
Подведение итогов урока, выставление оценок.