Урок в 5-м классе по теме "Графика. Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с новым разделом науки о языке - графика.
  • развивать умение применять знания на практике (алфавит).
  • формирование интереса к науке, бережного отношения к слову, воспитание культуры речи.

Оборудование:

  • запись на доске эпиграфа: “Буквы всякие важны, буквы всякие нужны”.
  • иллюстрации, карточки, словари, материалы для занимательных игр.

Ход урока

I. Организационный момент. (Запись числа, вида работы).

II. Актуализация прежних знаний.

Задание №1. Записать предложение, выделить грамматическую основу.

На улице трещат сибирские морозы.

Задание №2. Выписать слово мороз, указать количество букв и звуков в этом слове.

- Как отличить на письме звук от буквы?
- Какой раздел науки изучает звуки?

Учитель: буквы мы пишем, звуки слышим. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв, называется графикой.

Задание №3. Работа со словами на доске.

Графика (греч.) – пишу.
алфавит (греч.) – название первых букв греческого алфавита.
азбука – название первых русских букв.

Задание №4. Работа с карточками.

Муз…й, т…кст, т…ма, пион…р, …то, …тобы, коне…но.

- Произнесите правильно слова, поставьте звуки, обозначив мягкость.

III. Ролевая игра “Путешествие в прошлое”.

Учитель:

- А всегда ли мы могли писать буквы?
- Всегда ли существовала письменность?
- А как этот период мы называли на уроках литературы?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, кто же придумал буквы, где они жили?

Учитель рассказывает о Кирилле и Мефодии, показывает таблицы с греческим, славянским и русским алфавитом, рисунки.

Учащиеся читают стихи об азбуке:

В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б - как Аз и Буки
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла!

(Н. Кончаловская)

Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй.
Да не простой.
Был он назван алфавит
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.

(Я. Козловский)

 Учитель:

- Какова же тема нашего урока? (Алфавит)

Запись темы в тетрадь.

Работа со словами на доске:

Алфавит, портфель, сантиметр, досуг, километр, магазин, что, чтобы, конечно.

IV. Занимательный момент.

1. Чтение сказки “Парад букв” (Я познаю мир. Русский язык. Москва, 1998,с.116).

- Что же такое азбука?

2. Игра “Буквы русского алфавита”.

V. Закрепление изученного.

1. Работа со словарем. (3 первых буквы)
2. Упражнение на использование алфавита (Книги в библиотеке).

VI. Разгадывание загадок, ребусов кроссвордов. (Призы и занимательный материал помещены в “Волшебном сундучке”)

Загадки:

1) Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
2) Черные, корявые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят.
3) Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы. На одной живут странице, и повсюду славятся.
4) На страницах букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов- богатырей знает каждый грамотей.

VII. Итог урока.

- Для чего нужны буквы?

VIII. Домашнее задание:

Пословицы списать. Первую разобрать по членам предложения. Указать количество букв и звуков в словах.

Азбука к мудрости ступенька.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодиться.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбука – наука, а ребятам мука.

По окончанию урока гостям вручаются грамоты.