Цели:
- познакомить учащихся с новым разделом науки о языке - графика.
- развивать умение применять знания на практике (алфавит).
- формирование интереса к науке, бережного отношения к слову, воспитание культуры речи.
Оборудование:
- запись на доске эпиграфа: “Буквы всякие важны, буквы всякие нужны”.
- иллюстрации, карточки, словари, материалы для занимательных игр.
Ход урока
I. Организационный момент. (Запись числа, вида работы).
II. Актуализация прежних знаний.
Задание №1. Записать предложение, выделить грамматическую основу.
На улице трещат сибирские морозы.
Задание №2. Выписать слово мороз, указать количество букв и звуков в этом слове.
- Как отличить на письме звук от буквы?
- Какой раздел науки изучает звуки?
Учитель: буквы мы пишем, звуки слышим. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв, называется графикой.
Задание №3. Работа со словами на доске.
Графика (греч.) – пишу.
алфавит (греч.) – название первых букв
греческого алфавита.
азбука – название первых русских букв.
Задание №4. Работа с карточками.
Муз…й, т…кст, т…ма, пион…р, …то, …тобы, коне…но.
- Произнесите правильно слова, поставьте звуки, обозначив мягкость.
III. Ролевая игра “Путешествие в прошлое”.
Учитель:
- А всегда ли мы могли писать буквы?
- Всегда ли существовала письменность?
- А как этот период мы называли на уроках
литературы?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, кто же придумал буквы, где они жили?
Учитель рассказывает о Кирилле и Мефодии, показывает таблицы с греческим, славянским и русским алфавитом, рисунки.
Учащиеся читают стихи об азбуке:
В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б - как Аз и Буки
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла!
(Н. Кончаловская)
Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй.
Да не простой.
Был он назван алфавит
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
(Я. Козловский)
Учитель:
- Какова же тема нашего урока? (Алфавит)
Запись темы в тетрадь.
Работа со словами на доске:
Алфавит, портфель, сантиметр, досуг, километр, магазин, что, чтобы, конечно.
IV. Занимательный момент.
1. Чтение сказки “Парад букв” (Я познаю мир. Русский язык. Москва, 1998,с.116).
- Что же такое азбука?
2. Игра “Буквы русского алфавита”.
V. Закрепление изученного.
1. Работа со словарем. (3 первых буквы)
2. Упражнение на использование алфавита (Книги в
библиотеке).
VI. Разгадывание загадок, ребусов кроссвордов. (Призы и занимательный материал помещены в “Волшебном сундучке”)
Загадки:
1) Какое русское слово состоит из трех слогов, а
указывает на 33 буквы?
2) Черные, корявые, от рождения немые, станут в ряд
– сразу заговорят.
3) Тридцать три родных сестрицы, писаных
красавицы. На одной живут странице, и повсюду
славятся.
4) На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов- богатырей знает каждый грамотей.
VII. Итог урока.
- Для чего нужны буквы?
VIII. Домашнее задание:
Пословицы списать. Первую разобрать по членам предложения. Указать количество букв и звуков в словах.
Азбука к мудрости ступенька.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодиться.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбука – наука, а ребятам мука.
По окончанию урока гостям вручаются грамоты.