Урок русского языка в 9-м классе. Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Cложноподчиненные предложения с придаточным следствия»

Цели урока:

  • Углубить у учащихся знания о сложноподчиненных предложениях с придаточным следствия.
  • Дать понятие о придаточных присоединительных предложениях.
  • Повторить с учениками правописание отрицательной частицы НЕ с разными частями речи.

Домашнее задание при подготовке к данному уроку:

  • Повторить правописание частицы НЕ с разными частями речи.
  • Выписать из толкового словаря В.И.Даля и словаря С.И.Ожегова значение слова «недоросль»

ХОД УРОКА

I. Разминка

На доске написаны зашифрованные слова с отрицательной частицей НЕ. Ученик комментирует правописание, затем составляет с одним из слов сложноподчиненное предложение:

(не)домогать                               (не)глядя
(не)приятель                               (не)прочитана
(не)с кем                                      (не)медленно
(не)кто                                         (не)ясное, а туманное
(не)возможный(характер)          (не)доросль

II. Работа с учебником

Классу предлагается выполнить по вариантам упражнения 102, 97  по конструированию сложноподчиненных предложений.

Упражнение 102

Перепишите, заменяя выделенные слова нужными по смыслу придаточными цели или изъяснительными.

  1. Для усиления звука на сцену поставили м__гафон.
  2. Все выступающие требовали устройства спортивной площадки.
  3. Для сокращения пути мы двинулись через лес.
  4. Ученики сами позаботились о радиофикации школы.

Упражнение 97

Перестройте предложения, заменяя выделенные обстоятельственные обороты, свойственные книжной речи придаточными причины или условия.

  1. За неимением свободного помещения в поселке мы расположились на ночлег в палатке.
  2. Земля быстро сохнет благодаря теплой, солнечной погоде.

(Выборочно сдаются тетради на проверку, оценки объявляются на следующем уроке)

III.Работа со словарем. (Проверка домашнего задания)

В словах для разминки есть знакомое для учеников слово «недоросль» – название комедии Д.И.Фонвизина. Вопросы ученикам:

– Какова же биография этого слова в контексте сложноподчиненного предложения?

– Почему в корне этого слова гласный О?

Пояснения учителя: Не секрет, что, если вам встретится новое слово, необходимо заглянуть в словарь Ожегова или толковый словарь Даля, чтобы, к удивлению своему, иногда обнаружить неполноту толкования.

Далее предлагается двум ученикам написать на доске значение слова «недоросль», выписанное из словарей Даля и Ожегова. Остальные ученики записывают эти предложения в тетради:

  • Молодой дворянин,  (не) достигший совершеннолетия и (не) поступивший ещё на государственную службу (перенос глуповатый юноша – (не)доучка (разг. – ирония) 18 век – С.И.Ожегов.
  • Молодой дворянин, (не)достигший полных лет, обычно (21) года, (не) взрослый, (не) возмужалый. (В.И.Даль)

(Ученики рассказывают о правописании частицы НЕ в словах, о постановке знаков препинания  при причастных оборотах)

Вопросы ученикам:

– В чем же неполное толкование?

– Кого в XVIII веке действительно называли «недорослем»?

На доске текст. Ученикам предлагается прочитать его, комментируя постановку запятых, определяя вид сложноподчиненного предложения.

Во времена Фонвизина (не)дорослями называли тех, кто (,) (не)получив должного образования (,) (не)мог ни вступить в службу (,) ни жениться (,) и им было часто далеко за двадцать.
С появлением Митрофанушки термин «недоросль» приобрел новое значение – балбес, тупица, подросток с ограниченными  наклонностями. (Одиночное однородное приложение в конце предложения)
Митрофан не хотел учиться, потому что голубятня и подовые его отвлекали, так как нельзя (не)соблазняться тем, что «подкладывают». (Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных предложений причины)

(подовые – нижняя поверхность в печи (рус) подовые пироги (испеченные в поду)

Что для Отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды – родители платят ещё и деньги невеждам – учителям? (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

IV. Изучение нового материала

Под диктовку учителя ученики пишут предложения в тетрадях:

Учитель поясняет, что здесь Митрофанушка по стилю перенесен в 21 век.

Вопросы к ученикам:

1. Какое предложение получилось? (Cложноподчиненное с последовательным подчинением)
2. Какой новый вид подчиненного предложения встретился в тексте? (Присоединительный)

Объяснение учителя: Это придаточное предложение прикрепляется к главному союзными словами: что, отчего, зачем, почему. Такие придаточные предложения имеют значения вывода, заключения, добавочного замечания.
Например:

1. Жара сменилась холодной погодой, что обычно случается после грозы.
                                    [   ],  (что…).
2. Мне нужно было с ним ещё раз поговорить, зачем я и остался в городе.
                                    [   ],  (зачем…).
Имея такие значения, придаточные присоединительные очень близки по значению к придаточным следствия. Придаточные следствия уточняют результат действия, о котором говорится в главном предложении и отвечают на вопросы
Что из этого следует?
Или
Вследствие чего это произошло?
Они прикрепляются к главному предложению всегда с помощью союза и относятся всегда ко всему главному предложению.

Ученикам предлагается записать следующие  предложения и составить их схемы:

Вопросы ученикам:

– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (Это придаточное предложение образа действия, так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает на вопрос  «как?»)

– Определить вид придаточного первого предложения. (В придаточном этого предложения заключается не образ действия, а следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной)

Пояснение учителя: Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие и наоборот.

Задания ученикам: Сравните следующие предложения:

1. Дальше пришлось идти пешком,  дожди совсем размыли дорогу.
2. Дожди совсем размыли дорогу,  дальше пришлось идти пешком.

Пояснение учителя: Значения причины и следствия могут быть выражены и в сложносочиненных предложениях и бессоюзных сложных предложениях:

1. Дожди совсем размыли дорогу, поэтому дальше пришлось идти пешком (Сложносочиненное предложение).
2. Дальше пришлось идти пешком: дожди совсем размыли дорогу (Бессоюзное сложное предложение).

V. Закрепление нового материала

Вопросы ученикам:

  1. С какими видами придаточных познакомились?
  2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
  3. На какой вопрос они отвечают?
  4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
  5. От каких придаточных предложений следует их отличать?

VI. Домашнее задание

1. Выписать 10 предложений с разными видами придаточных из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Поставить вопросы к придаточным и определить значение?
3. Подготовиться к словарному диктанту «правописание отрицательной частицы НЕ с различными частями речи».