Урок русского языка в 10-м классе

Разделы: Русский язык


Цель: подготовка к сочинению. Часть С ЕГЭ.

Задачи:

  1. Уметь воспринимать содержащую информацию в тексте.
  2. Уметь находить тему, основную мысль текста.
  3. Знать типы и стили речи текста.
  4. Научиться выявлять, формулировать проблему текста и комментировать её.
  5. Развивать навыки устной и письменной речи.
  6. Воспитывать вдумчивое чтение.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • слайды.
  • карточки с текстами.

Ход урока

I. Организационный момент:

Перед вами лежат КИМ-ы ЕГЭ по русскому языку. Откроем задание А27. Что вы заметили? Правильно. Это задание по тексту. Теперь посмотрите на задание части С, прочитайте задание: напишите сочинение по прочитанному тексту. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (подготовка к сочинению части С). Мы сегодня будем работать по тексту.

II. Слово учителя:

Как вы уже знаете, задание части С – это задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является:

  • понимание исходного текста;
  • адекватное восприятие его темы (т.е. вполне соответствующее), проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.

Работа по тексту начинается уже с задания части А27, поэтому, не теряя времени на чтение текста несколько раз, вы должны по ходу выполнения заданий понять тему, основную мысль текста, а затем и выявить проблему, поднимаемую автором. По завершению работы над частью В вы приступаете непосредственно к выполнению задания части С, т.е. к сочинению, поэтому необходимо еще раз перечитать текст и ответить на вопросы: о чем говорится? какие вопросы ставятся?

На этом уроке мы должны решить такие задачи:

  • уметь находить в тексте тему, основную мысль;
  • научиться сформулировать главную проблему исходного текста верно;
  • научиться комментировать эту проблему.

III. Повторение изученного материала. Прежде чем приступить к работе, вспомним основные понятия о тексте:

Что такое текст? (Текст - это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений и др.). По-другому текст – это связная речь.

Что связывает текст воедино? (Тема).

Что такое тема? (Тема – то, о чем говорится в тексте). В основном тема отражается в заглавии.

Основная мысль текста – это отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя. Чаще всего основную мысль читатель уясняет самостоятельно из того, о чем пишет автор. Нередко в самом тексте бывают слова или предложение, содержащие основную мысль. Обычно они находятся в начале или в конце текста.

Микротема – тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.

IV. Работа по тексту. Перед вами текст, написанный М. Булатовым и В.Порудоминским.

1. Прочитаем текст, определим тему (Собирал человек слова). Тема выражена в заглавии. Основная мысль текста – в последнем предложении: “Жизнь Даля со всеми ее поворотами и переменами – большое плавание в море слов”. На какие микротемы можно разделить текст:

  1. Подвиг Даля.
  2. Даль не только собирал слова, но и объяснял каждое слово.
  3. Нелегкий путь к словарю.
  4. Безбрежное море слов, которые узнал, вдохнул, которыми напился Даль.
  5. Жизнь Даля – большое плавание в море слов.

2. Теперь приступим к главной задаче нашего урока - 1) выявим проблему данного текста. Прежде дадим определение слову проблема. Как вы понимаете значение слова проблема?

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Какой вопрос, какая задача требует разрешения в данном тексте? (Ответы ребят: проблема подвига, проблема нелегкого пути собирания слов…). Здесь нужно отметить, что проблем в тексте может быть много, и выявить их нам поможет выделение микротем. (Обращаю внимание на запись микротем). Вот для чего нужно уметь выделять микротемы в тексте. Мы выявили проблему текста. Следующая наша задача:

2) верно сформулировать проблему текста, т.е. кратко и точно выразить мысли по данной проблеме. Какие проблемы могут быть подняты автором в тексте?

Нравственные – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека в обществе. (добро и зло, честь, совесть, стыд…)

Вечные (любовь, судьба, жизнь…)

Глобальные (война и мир, природные катаклизмы, терроризм…)

Отцов и детей

Социальные (богатые и бедные, человек и общество, безработица, одиночество …)

Напомню, что такое деление условное, и не все проблемы подходят под них. Если вы выявили проблему подвига, то она может отнестись к нравственной проблеме.

Для верной формулировки проблемы мы можем пользоваться такими опорными словами и выражениями:

- Автор в тексте поднимает проблему…

- пытается разрешить проблему…

- комментирует проблему…

- ставит актуальную проблему…

подходит к проблеме…

затрагивает проблему…

задумывается над проблемой…

3. Самостоятельная формулировка проблемы. ( а). Автор в тексте задумывается над нравственной проблемой, над проблемой подвига человека, рассуждая конкретно о трудном пути великого собирателя слов В.И.Даля; б). Комментирует проблему нелегкого пути Даля в собирании слов.

Следующий этап работы – комментарий проблемы текста. Записываем определение:

Комментарий – объяснение, толкование. Вы должны объяснить в чем суть этой проблемы, дать ей толкование.

- Как вы понимаете поднятую проблему;

Насколько остро стоит эта проблема, актуальна ли она в наши дни;

Существует ли эта проблема у вас, у окружающих;

Сталкивались ли вы с этой проблемой

Опорные слова и выражения:

- Эта проблема волнует многих людей, моих сверстников, все человечество, меня…

Проблема, поднятая автором, существует с незапамятных времен…

Проблема эта очень актуальна…

С этой проблемой сталкиваются не все…

Проблема подвига, я думаю, особенно остро стояла в военное время, также в эпоху романтизма, рыцарства. В обыденной жизни человек нечасто задумывается над этой проблемой. Редко совершаются подвиги в мирное время. Но если призадуматься, можно привести много примеров совершения подвигов и в наши дни.

V. Самостоятельная работа учащихся. Даю тексты, в которых они выявляют тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её.

VI. Чтение учащимися своих работ. Обсуждение. Запись лучших работ.

VII. Универсальная формула, клише, если невозможно выявить проблему в тексте. Тоже условная. В центре стоит человек, т.к. текст написан человеком и адресован человеку. В тексте он выражает свое отношение к чему-нибудь, например, к работе.

В прошлые годы был текст в КИМ-е ЕГЭ, где говорилось об одном редакторе, о том, как он работал. Тип речи этого текста - повествование. И это тоже осложняло задачу выявления проблемы. Легче выявить проблему в текстах-рассуждениях. Такие тексты, где трудно выявить проблему, иногда встречаются, но нечасто. Тогда на помощь придет такая формула:

Автор в тексте поднимает проблему отношения человека к работе, профессии, дружбе, любви и т.д. Но такая формула подходит только к текстам публицистического и научно-популярного стилей.

VIII. Работа по тексту сложного уровня.

IX. Коллективное выведение алгоритма работы над проблемой текста:

  • вдумчивое чтение текста;
  • выявление темы и основной мысли текста;
  • тип и стиль речи текста;
  • выделение микротем;
  • выявление проблемы текста и её комментарий;
  • формулировка проблемы;
  • комментарий проблемы.

Записываем в тетради этот алгоритм (совокупность действий, правил).

X. Вывод: во всех ли текстах можно выявить проблему? (нет, в текстах худ. стиля проблема не ставится).

- для успешного выполнения части С, нужно хорошо работать над текстом и всеми составляющими текста.

XI. Выставление оценок.