Цель: подготовка к сочинению. Часть С ЕГЭ.
Задачи:
- Уметь воспринимать содержащую информацию в тексте.
- Уметь находить тему, основную мысль текста.
- Знать типы и стили речи текста.
- Научиться выявлять, формулировать проблему текста и комментировать её.
- Развивать навыки устной и письменной речи.
- Воспитывать вдумчивое чтение.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- слайды.
- карточки с текстами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Перед вами лежат КИМ-ы ЕГЭ по русскому языку. Откроем задание А27. Что вы заметили? Правильно. Это задание по тексту. Теперь посмотрите на задание части С, прочитайте задание: напишите сочинение по прочитанному тексту. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (подготовка к сочинению части С). Мы сегодня будем работать по тексту.
II. Слово учителя:
Как вы уже знаете, задание части С – это задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является:
- понимание исходного текста;
- адекватное восприятие его темы (т.е. вполне соответствующее), проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.
Работа по тексту начинается уже с задания части А27, поэтому, не теряя времени на чтение текста несколько раз, вы должны по ходу выполнения заданий понять тему, основную мысль текста, а затем и выявить проблему, поднимаемую автором. По завершению работы над частью В вы приступаете непосредственно к выполнению задания части С, т.е. к сочинению, поэтому необходимо еще раз перечитать текст и ответить на вопросы: о чем говорится? какие вопросы ставятся?
На этом уроке мы должны решить такие задачи:
- уметь находить в тексте тему, основную мысль;
- научиться сформулировать главную проблему исходного текста верно;
- научиться комментировать эту проблему.
III. Повторение изученного материала. Прежде чем приступить к работе, вспомним основные понятия о тексте:
Что такое текст? (Текст - это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений и др.). По-другому текст – это связная речь.
Что связывает текст воедино? (Тема).
Что такое тема? (Тема – то, о чем говорится в тексте). В основном тема отражается в заглавии.
Основная мысль текста – это отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя. Чаще всего основную мысль читатель уясняет самостоятельно из того, о чем пишет автор. Нередко в самом тексте бывают слова или предложение, содержащие основную мысль. Обычно они находятся в начале или в конце текста.
Микротема – тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.
IV. Работа по тексту. Перед вами текст, написанный М. Булатовым и В.Порудоминским.
1. Прочитаем текст, определим тему (Собирал человек слова). Тема выражена в заглавии. Основная мысль текста – в последнем предложении: “Жизнь Даля со всеми ее поворотами и переменами – большое плавание в море слов”. На какие микротемы можно разделить текст:
- Подвиг Даля.
- Даль не только собирал слова, но и объяснял каждое слово.
- Нелегкий путь к словарю.
- Безбрежное море слов, которые узнал, вдохнул, которыми напился Даль.
- Жизнь Даля – большое плавание в море слов.
2. Теперь приступим к главной задаче нашего урока - 1) выявим проблему данного текста. Прежде дадим определение слову проблема. Как вы понимаете значение слова проблема?
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Какой вопрос, какая задача требует разрешения в данном тексте? (Ответы ребят: проблема подвига, проблема нелегкого пути собирания слов…). Здесь нужно отметить, что проблем в тексте может быть много, и выявить их нам поможет выделение микротем. (Обращаю внимание на запись микротем). Вот для чего нужно уметь выделять микротемы в тексте. Мы выявили проблему текста. Следующая наша задача:
2) верно сформулировать проблему текста, т.е. кратко и точно выразить мысли по данной проблеме. Какие проблемы могут быть подняты автором в тексте?
Нравственные – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека в обществе. (добро и зло, честь, совесть, стыд…)
Вечные (любовь, судьба, жизнь…)
Глобальные (война и мир, природные катаклизмы, терроризм…)
Отцов и детей
Социальные (богатые и бедные, человек и общество, безработица, одиночество …)
Напомню, что такое деление условное, и не все проблемы подходят под них. Если вы выявили проблему подвига, то она может отнестись к нравственной проблеме.
Для верной формулировки проблемы мы можем пользоваться такими опорными словами и выражениями:
- Автор в тексте поднимает проблему…
- пытается разрешить проблему…
- комментирует проблему…
- ставит актуальную проблему…
подходит к проблеме…
затрагивает проблему…
задумывается над проблемой…
3. Самостоятельная формулировка проблемы. ( а). Автор в тексте задумывается над нравственной проблемой, над проблемой подвига человека, рассуждая конкретно о трудном пути великого собирателя слов В.И.Даля; б). Комментирует проблему нелегкого пути Даля в собирании слов.
Следующий этап работы – комментарий проблемы текста. Записываем определение:
Комментарий – объяснение, толкование. Вы должны объяснить в чем суть этой проблемы, дать ей толкование.
- Как вы понимаете поднятую проблему;
Насколько остро стоит эта проблема, актуальна ли она в наши дни;
Существует ли эта проблема у вас, у окружающих;
Сталкивались ли вы с этой проблемой
Опорные слова и выражения:
- Эта проблема волнует многих людей, моих сверстников, все человечество, меня…
Проблема, поднятая автором, существует с незапамятных времен…
Проблема эта очень актуальна…
С этой проблемой сталкиваются не все…
Проблема подвига, я думаю, особенно остро стояла в военное время, также в эпоху романтизма, рыцарства. В обыденной жизни человек нечасто задумывается над этой проблемой. Редко совершаются подвиги в мирное время. Но если призадуматься, можно привести много примеров совершения подвигов и в наши дни.
V. Самостоятельная работа учащихся. Даю тексты, в которых они выявляют тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её.
VI. Чтение учащимися своих работ. Обсуждение. Запись лучших работ.
VII. Универсальная формула, клише, если невозможно выявить проблему в тексте. Тоже условная. В центре стоит человек, т.к. текст написан человеком и адресован человеку. В тексте он выражает свое отношение к чему-нибудь, например, к работе.
В прошлые годы был текст в КИМ-е ЕГЭ, где говорилось об одном редакторе, о том, как он работал. Тип речи этого текста - повествование. И это тоже осложняло задачу выявления проблемы. Легче выявить проблему в текстах-рассуждениях. Такие тексты, где трудно выявить проблему, иногда встречаются, но нечасто. Тогда на помощь придет такая формула:
Автор в тексте поднимает проблему отношения человека к работе, профессии, дружбе, любви и т.д. Но такая формула подходит только к текстам публицистического и научно-популярного стилей.
VIII. Работа по тексту сложного уровня.
IX. Коллективное выведение алгоритма работы над проблемой текста:
- вдумчивое чтение текста;
- выявление темы и основной мысли текста;
- тип и стиль речи текста;
- выделение микротем;
- выявление проблемы текста и её комментарий;
- формулировка проблемы;
- комментарий проблемы.
Записываем в тетради этот алгоритм (совокупность действий, правил).
X. Вывод: во всех ли текстах можно выявить проблему? (нет, в текстах худ. стиля проблема не ставится).
- для успешного выполнения части С, нужно хорошо работать над текстом и всеми составляющими текста.
XI. Выставление оценок.