Работа над ошибками как средство преодоления неграмотности

Разделы: Русский язык


Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых, количество часов на предмет сокращается при том же объеме учебного материала, поэтому учителю очень трудно «выкроить» целый урок на этот вид работы. Во-вторых, разнородность ошибок – значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих, различные темпы работы.
Умеющие работать учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним часто относятся и добросовестные ученики, увидев, что кто-то уже закончил работу, начинают торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса.

Как сделать ту часть урока, отведенную для работы над ошибками, интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей? Что нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?

Существует множество приемов и методов работы над ошибками. В моей практике прижился следующий метод работы.

При проверке контрольных работ я пишу на карточках задания и вкладываю в тетради. Задания составляю индивидуально для каждого учащегося, учитывая и уровень подготовки, и орфограммы, в которых были допущены ошибки и на которые следует обратить внимание. Это может быть какой-либо небольшой по объему текст, который ученик должен выполнить, номер параграфа, который он обязан повторить.

На проверку работ и составление карт уходит много времени, т.к. она требует от учителя особого мастерства, умения видеть всех и каждого и учитывать индивидуальные особенности учащихся, но зато каждый ученик будет занят своим заданием на уроке, у него не будет времени на разговоры.

Так, после проведения и проверки диктанта по теме «Причастие» была проделана следующая работа на уроке. Сначала был проведен анализ контрольного диктанта и выявлены типичные ошибки: не все дети четко различают причастие и отглагольное прилагательное, отсюда неправильное написание н и нн в суффиксах этих слов; многие дети затрудняются в определении границ причастного оборота, отсюда – неправильная постановка знаков препинания. После анализа диктанта, дети вспомнили соответствующие правила, словарные слова, проработали опорные карты (после прохождения большой темы мы, как и многие другие, составляем обобщающие опорные карты). У доски был проведен словарный диктант, где в очередной раз учащиеся определяли часть речи, называя слово, от которого она образовалась. Выполнялся морфемный разбор, повторялись закономерности написания н или нн.

Потом повторили все о причастном обороте, и у доски выполнили синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (для сильных учеников это легкая работа, а для слабых – образец).

Работа в тетрадях строилась индивидуально согласно карточке, вложенной в тетрадь.

Несколько примерных карточек.

Карточка №1.

1. Повторить по опорной карточке способы образования слов, отвечающих на вопрос какой? Запомни суффиксы, характерные для отыменных прилагательных.

2. Выполнить словообразовательный разбор следующих слов, определить часть речи:

Гусиный (крик), кожаная (куртка), дровяной (склад), прочитанная (книга), нарисованная (картина), писаная (красавица), торжественная (линейка).

Карточка №2.

1. Повторить § 12, 13. Выполнить синтаксический разбор предложений, расставить знаки препинания.

Вокруг дуба толпились ребята сбежавшиеся с соседних дворов.
Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.

2. От данных глаголов образуйте и запишите страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте суффиксы.

Обещать, засеять, скосить, заклеить, бросить, привести, наградить.

Карточка №3.

1. Повторить § 24. Повторить по опорной карточке правописание не с разными частями речи.

2. Спишите, раскройте скобки, объясните условия слитного или раздельного написания не с разными частями речи.

(Не)навис()ный, (не)уклюжий, (не)годующий, (не)лепость, (не)годовать; (не)умелая попытка, (не)замеч()нная оплошность, (не)замеч()нная учителем ошибка; сочинение (не)дописано, телефон (не)отремонтирован.

После проведения диктанта на правописание приставок была проведена следующая работа.

После раздачи тетрадей с вложенными карточками я проанализировала типичные ошибки: неумение четко различать глухие и звонкие согласные – отсюда ошибки в приставка на «з -с»; неумение анализировать состав слова (ошибки на написание удвоенных согласных и их отсутствие на месте стыка корня и приставки: «расстилается», «раскаленный»); нетвердое знание приставок, не изменяющихся на письме («сжигает», «отдавали»). Затем провела словарный диктант, состоящий из слов на типичные ошибки. Например, рассказывать, распилить, рассыпать, сжимает, здешний, рассвет, сделать, сбежать, подписать, отделаться, отдушина, обточить, здравие, расставаться и др. Каждое слово комментируется учеником, обязательно выполняем морфемный разбор.

После этого учащиеся работают по индивидуальным карточкам. Вот несколько таких карточек.

Карточка №1

1. Повторить правописание приставок на «з» (§).

2. Разобрать по составу слово бесстрашный.

3. Вставить пропущенные буквы в словах ра..сылать, ра..писание, бе..сердечный, во..противиться.

Карточка №2

1. Раскрыть скобки.

(Рас) судительный и серьезный м..трос терпеливо слушал (рас) сказ Павла о его жизни, (рас) спрашивал о многом.

2. Составить словарный диктант с приставкой от- и предлогом от.

3. Составить 2 предложения со словами, имеющими приставку на «з».

Карточка №3.

1. Подобрать проверочные слова для проверки корневых гласных в словах: раскаленный – пропадает –

2. Записать слова, которые образуются от данных слов при помощи приставок с- и от- Разделить их на две группы: 1) со звонким согласным, произносимым в приставке; 2) с глухим согласным, произносимым в приставке: бить, варить, грузить, дать, ехать, жать, кружить, сыпать, толкнуть, ходить, чертить, чистить.

Карточки составляются для каждого ученика индивидуально, акцент делается на то, где у ребенка явно просматривается пробел в знаниях.

Учащимся, допустившим мало ошибок, даю задание из дидактического материала. Учащимся, допустившим 1–2 ошибки и не допустившим их, даю творческие задания. Например, написать рассказ-миниатюру по картинкам, употребляя слова с приставкой на «з – с», или составить небольшой рассказ, используя слова с безударными гласными и разделительным ъ. Ввести ряд синонимов, передающих настроение. И здесь соблюдается индивидуальный подход.

Пунктуационные ошибки анализируются так же, как и орфографические. Ребята работают над каждым предложением, в котором была допущена пунктуационная ошибка. Работу начинаем с того, что определяем грамматическую основу. Затем смотрим, нет ли союзов, т.к. это сигнал к тому, чтобы посмотреть, что они соединяют: либо однородные члены предложения, либо простые предложения в составе сложного. Делается вывод о нужности или ненужности пунктуационного знака.

Работа над ошибками должна проводиться не только после контрольных работ, но и ежедневно, на каждом уроке. Чтобы удобнее было контролировать эту работу и следить, все ли ошибки проанализированы учеником, я предложила ученикам делать вставки против той работы, где допущены ошибки. Способ объяснения ошибок простой: графическое объяснение ошибки (с обязательным морфемным разбором), подбор примеров на данное правило, краткая формулировка правила. Правда, здесь тоже есть трудности. Не все дети добросовестно относятся к этой работе, считая ее ненужной. Кто-то проработает все ошибки, а кто-то – частично. Но и это хорошо, особенно если эту работу выполнил «слабый» ученик. Эти вставки собираются мной, и с ними тоже ведется работа. У меня правило, если ученик 3 раза ошибся в написании слова на одну и ту же орфограмму, он сдает мне «зачет» по данной теме устно. Чтобы контролировать работу учащихся по преодолению неграмотности, я фиксирую все отработанные учеником орфограммы в отдельную тетрадь. Это очень помогает мне в подготовке индивидуальных и дифференцированных заданий для учеников на очередном уроке. Здесь четко вырисовывается картина того, какие орфограммы усвоились учеником, а на какие орфограммы следует обратить особое внимание, повторив и проработав их в очередной раз.

В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает постоянное повторение. Известны слова К.Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».

Работа над ошибками – это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика, знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно и продуктивно строить с ним работу.