Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка

Разделы: Русский язык


В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры. Языковое образование школьников представляет собой как процесс, так и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, а также на овладение культурой народа-носителя данного языка, поскольку язык, будучи формой социальной памяти, является отражением национальной культуры этноса, говорящего на нём. Поэтому мы считаем, что обучение родному языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, а методическая система обучения языку должна последовательно реализовать включение в школьный курс национально-культурного компонента.

С целью постижения русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части национальной культуры важно уже на начальных этапах освоения лингвистических знаний приобщить школьника к изучению традиций русского народа. Разработанная нами программа формирования языковой личности школьника направлена на усвоение ценностных основ национальной культуры на уроках русского языка. В программе ставятся важные цели и задачи, связанные с воспитанием патриотизма, нравственно-этических норм, гражданской позиции, а также с формированием языковой культуры учащихся на этнокультурном материале. Для современной школы важна преемственность в усвоении этнокультурных знаний. С этой целью разработана система адаптированных текстов этнокультурной направленности, которая предполагает приобщение учащихся к этнокультуре народа начиная с первого класса. Предлагаемый этнокультурный материал может быть использован в рамках всех современных программ по русскому языку начальной и средней школы.

Безусловно, невозможно на каждом уроке русского языка изучать этнокультуроведческий текст, поэтому учителю предоставляется право самостоятельно решать, когда изучать лексический и грамматический материал с использованием таких текстов: на уроке знакомства с новым материалом, или на уроке закрепления знаний, умений, навыков, или использовать текст для проведения диктантов. Предложенные тексты с грамматическими заданиями направлены на формирование языковой компетенции школьников. Из них учащиеся узнают о традициях, обычаях, праздниках, об устном народном творчестве русского народа.

В первом классе учащимся предлагаются тексты для бесед, в которых содержится информация о природе родного края, о традициях наших предков.

Северский Донец

Река Северский Донец протекает по всей территории Белгородчины. Она пересекает всю область и выходит за её пределы. Правые берега реки высокие, крутые, с глубокими оврагами. Левые берега низменные, пологие. Русло – глубокое и извилистое. Наиболее крупные притоки – это Саженский Донец и Липовый Донец. По рассказам старожилов, Северский Донец был большой полноводной рекой, по которой ходили суда. Ещё в начале прошлого столетия по нему перевозили различные грузы.

Задания к тексту:

  • Опишите реку Северский Донец. Кто из вас видел эту реку?
  • Как вы считаете, кого называют старожилами?

Ямская степь

Самым крупным заповедником области является Ямская степь. Расположена она в Губкинском районе. Вся территория заповедника покрыта пёстрым ковром цветов. Вокруг его границ создана охранная зона длиной в один километр. На территории Ямской степи запрещено охотиться и собирать ягоды.

Задания к тексту:

  • Объясните значение слова “заповедник”.
  • Как вы понимаете слова “пёстрый ковер цветов”?
  • Как следует вести себя в заповеднике?

Во втором классе этнокультурный материал адаптирован с учётом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с изучаемым лингвистической темой.

Имя существительное

“Лес на Ворскле”

Заповедник “Лес на Ворскле” – самый большой в Белгородской области. Он населён куницами, белками, косулями. Бо?льшую часть территории занимают дуб, липа, клён, ясень. Этот заповедник находится на территории Борисовского района.

Задания к тексту:

  • Ответьте на вопросы: кто населяет заповедник, что в нём растёт?
  • Как называются слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто и что?

Имя прилагательное

Пруды

Белгородская область насчитывает много прудов. Располагаются они по небольшим балкам и малым речкам. Глубина их редко превышает два метра. Наполнение прудов происходит тогда, когда тает весенний снег. Пруды сильно зарастают водными растениями и покрываются илом.

Задания к тексту:

  • Расскажите о прудах Белгородской области?
  • Прочитайте. Найдите выделенные имена существительные и имена прилагательные. Задайте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Выпишите парами “имя прилагательное + имя существительное”.

Глагол

Барсуки

Барсуки – довольно крупные хищники. Обитают преимущественно в больших лесах. В настоящее время они водятся на территории Белгородской области в небольшом количестве в заповеднике “Лес на Ворскле”. Питаются барсуки не только корнями растений, но и мелкими грызунами и лягушками. В хозяйстве ценится жир барсуков. Он обладает лечебными свойствами.

Задания к тексту:

  • Опишите, как выглядит барсук?
  • Подчеркните слова, которые называют действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают? что сделают? Как они называются?

С третьего по шестой класс учащимся предлагаются этнокультурные тексты не только как материал к отдельным урокам, но и диктанты как итог изученной этнокультурной и лингвистической темы.

В третьем классе этнокультурные тексты посвящены русской национальной одежде.

Имя существительное

Треух

Треу?х – старинный русский головной убор, известен на Руси еще с XVI века. Он представляет собой шапку из овчины с круглым суконным верхом, широкой меховой опушкой спереди, двумя меховыми (наушник) и лопастью, которая спускалась сзади до плеч. Такой головной убор завязывался под подбородком кожаными (ремешок).

Задания к тексту:

  • Объясните значение слова “опушка” в этом тексте.
  • Опишите, как выглядел треух. Почему он получил такое название?
  • Запишите выделенные имена существительные в форме множественного числа.

Имя прилагательное

Кафтан

Кафтан был праздничной одеждой мужчин на Руси и Белгородчине. Он представлял собой приталенную одежду до колен с рукавами, с запа?хом на правую сторону. Подкладка могла отсутствовать или делалась до талии. С боков прорезались вертикальные карманы.

Задания к тексту:

  • Какую одежду надевали белгородские мужчины в праздничные дни?
  • Известно ли вам значение слова “запа?х”?
  • Выпишите имена существительные с зависимыми именами прилагательными. Отметьте главное слово в словосочетаниях, поставьте вопросы к прилагательным. Укажите род, число, падеж имён прилагательных, отметьте окончания. Устно назовите начальную форму имён прилагательных.

Глагол

Тулуп

Самой распространенной мужской зимней одеждой являлся тулуп. Шили тулупы мехом внутрь, обычно из овчины. Были они длинными, до щиколоток, с широкой спинкой и большим отложным воротником.

Тулуп носили нараспашку или подпоясывали широким кушаком, который завязывался узлом сзади. Концы затыкались за кушак справа и слева. Воротник поднимался вверх и подвязывался у горла платком, ша?рфом или веревкой.

Задания к тексту:

  • Из какого материала шили тулупы? Как они выглядели?
  • Как вы понимаете значение слова “ кушак”?
  • Выпишите из текста глаголы. Разделите их на слоги для переноса.
  • Отметьте правильную постановку ударения в слове “шарфом”. Составьте с этим словом словосочетания.

Диктант

Платок

Традиционным женским головным убором на Руси был платок. Он появился на Белгородчине в XVI – XVII веках. Головные платки были всегда в ходу. Носили их и девушки, и женщины. Основное отличие состояло лишь в том, что девушки завязывали платок спереди или сзади под косой, а женщины – на затылке, убрав волосы. Платок в жизни женщины имел очень большое значение. С ним она не расставалась большую часть жизни. Это был самый желанный подарок. Любовь, внимание выражались на Руси подарком платка.

С седьмого по девятый класс этнокультуроведческое образование на уроках русского языка включает не только вопросы, связанные с пониманием текста, но и задания, направленные на определение лексического значения и происхождение этнокультурной лексики, а также вопросы по соответствующей грамматической теме. В старших классах с целью осмысления этнокультурной информации ученикам предлагаются тексты для самостоятельной работы о русской национальной художественной культуре, о выдающихся русских писателях, архитекторах, меценатах, губернаторах.

Восьмой класс. “Старинные здания Белгорода”

Имя существительное

Архитектура Белгорода

Белгород – историко-культурный центр Черноземья. Город, не раз сыгравший важнейшую роль в судьбе Московской Руси, в судьбе России.

Белгород. Гипотеза о происхождении этого имени от Белой меловой горы пустила крепкие корни в сознании людей. Но есть и другая версия. Белгород или Белоград – имя, сотворённое по греческому образцу, как и слова “благолепие”, “благообразие”. “Белый” – от древнеиндийского “блеск”, “свет”, “сияющий”. “Город” – “дом”. Светло сделанный, сияющий дом, дом, несущий свет – вот что значило для нашего предка имя “Белгород”.

Архитектурные особенности Белгорода как провинциального культурного центра определяло добрососедство культовых и гражданских построек. Помимо большого количества православных церквей, в городе были и римско-католический костёл, и синагога. Из гражданских сооружений к наиболее своеобразным следовало бы отнести здания Учительского института, мужской и женской гимназий, банка Чумичова, Земской и Городской управ, типографии и магазина Вейнбаума, Русско-азиатского банка.

Задания к тексту:

  • Какая из версий о происхождении названия города Белгорода вам наиболее близка?
  • К какому типу речи относится данный текст (описание, повествование, рассуждение)? Обоснуйте свой ответ.
  • Установите с помощью толкового словаря, в каком значении употреблено слово “роль” (первый абзац), а также значения и происхождение слов “костёл”, “синагога” с помощью словаря иностранных слов.
  • С какой целью словоформа “в судьбе” используется дважды в пределах одного предложения?
  • Произведите морфемный анализ форм имён существительных “сооружений”, “потребность”, “традиций”.
  • Произведите фонетический анализ существительного “гимназия”.
  • Укажите в тексте односоставные предложения. Определите их тип.

Текст для самостоятельной работы

Дом купцов Селивановых

Литературный музей Белгорода располагается в усадьбе купцов Селивановых. В ведомости недвижимого имущества Белгорода о ней сообщалось: “Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный”.

Одно время здесь находилась городская мужская гимназия, а затем – частная женская гимназия Федченко-Якубович. После революции жизнь селивановского дома сделалась ещё разнообразнее. Одна из жительниц города вспоминала: “Дом купца Селиванова находился на территории селивановского сада, имел обширную усадьбу, где действовал культурный очаг для отдыха железнодорожников.

Вокруг здание имело ограду. Ворота находились к востоку. Слева была библиотека, устроенная во флигеле. Дом был двухэтажный. На первом проходили репетиции духового оркестра, на втором этаже находилась городская радиостудия. За основным зданием был двор: на северной стороне стояло одноэтажное здание, где с одной стороны была бильярдная, а из сада – буфет. Двор был огорожен забором кирпичной кладки с воротами в сад. Аллеи в селивановском саду располагались перпендикулярно. Вблизи пересечения аллей стоял читальный павильон, здесь можно было почитать, сидя за удобными столами.

Далее находилась спортивная площадка, где чаще всего играли в волейбол. В парке были газоны, скамейки. За основной горизонтальной аллеей была своеобразная площадь, где находился летний кинотеатр с крышей, крытой черепицей. К западу от маленькой аллеи была танцплощадка. Действовал сад все дни.

Предлагаемый подход к формированию языковой личности на этнокультурном материале ориентирует образовательную систему на диалог с культурой, который может развиваться не только в рамках школы, но и в освоении музейной педагогики. Общение с предметным миром, представленный в музеях, помогает формировать этнокультурное сознание учащихся и реализовать важные задачи по духовному воспитанию будущего гражданина.

Список литературы

  1. Ботова С. И., Приставкина Т. Н., Рябчиков А. В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. ? Белгород, 2000. – 200 с.
  2. Туранина Н. А. Традиции и культура русского быта. ? Белгород, 2004. ? 72 с.
  3. Туранина Н. А. Формирование этнокультуроведческой компетентности в процессе изучения орфографии и пунктуации русского языка. – Москва, 2005. ? 69 с.