Русский язык
-
Из опыта организации научно-исследовательской работы по ономастике в национальной школе 2010
В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку в сельской гимназии Республики Саха (Якутия), приведены результаты деятельности по направлению. Темы по ономастике распределены автором по разделам программы общеобразовательной школы с 5-го по 9-й классы, адаптированы к профилю учебного заведения. В статье показано, как в ходе внеурочной работы дети знакомятся с методологией работы, овладевают навыками исследователя, учатся публичному выступлению.
-
Учение с увлечением (на примере "Имя числительное") 2010
В работе раскрыты виды работ, методы и приемы, помогающие сделать урок русского языка ярким, интересным. Любознательность детей к предмету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать. Это можно будет сделать только тогда, когда будут обеспечены определенные условия и будут применены эффективные методы и приемы.
-
Обобщающий урок по теме "Имя числительное" с использованием ИКТ 2010
На уроке ребята расширят свои знания об имени числительном. Развивают творческую, речевую и мыслительную активность, благодаря использованию различных форм работы (просмотра презентации, беседы, практических заданий). Методика урока позволяет проявить всем учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме.
-
Урок русского языка "Мягкий знак на конце и в середине числительных. Проектная мастерская "Встречаем Универсиаду" (6-й класс) 2010
Для мастерской выбрана современная и доступная для шестиклассников форма разработки рекламного буклета о родном городе. В ходе подготовки и проведения урока реализовывались такие задачи, как формирование знаний о правилах постановки Ь на конце и в середине числительных; развитие орфографических, коммуникативных навыков, анализа, классификации лингвистического материала; воспитание любви к родному городу, интереса к его истории и современной жизни, формирование активной жизненной позиции.
-
Нетрадиционные формы урока. Литературно-музыкальная гостиная "Любовь – волшебная страна" (страницы жизни и творчества Ф.И. Тютчева) 2010
Методическую разработку литературной гостиной можно использовать в качестве нетрадиционной формы проведения и как урока внеклассного чтения, и как урока литературы в 10-м классе. Нестандартные уроки придают учебному процессу больше гибкости, оперативности.
-
Элективный курс "Научить видеть мир", выполненный методом проекта 2010
Элективный курс призван помочь ученикам выстроить оценочные суждения об отдельных регионах России в определенную систему. Цель элективного курса – формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к регионам России. Курс создан при интеграции двух учебных дисциплин: географии и русского языка. Результатом элективного курса станет сборник очерков «Широка страна моя родная» о разных уголках страны, куда ребята выезжали на время летних каникул, мультимедийная презентация, буклет.
-
Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса "Речь и культура общения" 2010
В статье использованы методические рекомендации по использованию медиаресурсов (интерактивного оборудования), в приложении представлены рабочие материалы с урока, неисправленные, с пометками детских работ в программе NOTEBOOK для доски SMART.
-
Односоставные члены предложения (8-й класс) 2010
Урок построен на основе модульной технологии. Составленная технологическая карта позволяет проверить знания учащихся на базовом (стандартном) уровне и повышенном.
-
Урок повторения и обобщения на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными; различные виды творческого и синтаксического конструирования" 2010
Цель урока – формирование умений находить главное и придаточное предложения; составлять схемы предложений с указанными придаточными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении; находить придаточное определительное; определять место придаточного изъяснительного. Ребятам предлагаются различные виды работ: индивидуальная, в парах, коллективная, тестовая. Задания к тестам составлены по аналогии с заданиями части А и В к тесту в структуре ГИА и ЕГЭ.
-
Игра-соревнование "В гостях у художницы имени Прилагательного" (6-й класс) 2010
В 6-м классе тема «Имя прилагательное как часть речи» изучается основательно. Важно, чтобы шестиклассники имели не только знания, но и умели в речи употребить имя прилагательное. Целесообразнее провести итоговый урок в виде игры. Командное состязание между учащимися одного класса не только даст возможность закрепить знания, умения, навыки, но и способствует тесному общению между учащимися, учащимися и учителем.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание с элементами повествования по картине Т.Н. Яблонской "Утро" 2010
Урок является продолжением работы по развитию речи в 6-х классах общеобразовательной школы. Урок проводится как сочинение-описание с элементами повествования.
-
Интегрированный урок по русскому языку и обществознанию в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает" 2010
В ходе урока проводится работа по разделам русского языка «Лексика», «Морфемика», «Словообразование» с использованием ключевого понятия «табак»; у детей развивается представление о воздействии никотина на жизнь и здоровье человека.
-
Урок-презентация «Повторение изученного материала по теме "Причастие" в 7-м классе» 2010
Урок проводится с целью закрепления изученного материала с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
-
Имя прилагательное. Обобщающий урок в 6-м классе 2010
В конспект вошли карточки для индивидуальной работы учащихся, итоговый тест. Текст, выбранный для анализа – это фрагмент рассказа В.И. Белова «Бобришный угор». На обобщающем уроке дети работают с богатым, с точки зрения художественной и нравственной ценности, текстом писателя, с другой стороны, с богатым зрительным рядом, так как представляются домашние сочинения о природе в форме экскурсии в картинной галерее, экспонаты для которой выбирают самостоятельно.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе 2010
Распределение слов на группы – задача для пятиклассников сложная, но выполнимая, учитель предполагает, что они могут ошибаться, но корректировка по ходу работы поможет внести ясность в решение проблемы. Наклеивание слов на лист ватмана, затем придумывание к каждой группе слов значения приставки требует коллективного творчества, что развивает командный стиль работы.
-
Урок "Деепричастие как часть речи" 2010
Предложенный урок носит развивающий характер. Одна из его главных задач – развитие не только понятийных, но и речевых компетенций. Рефлексивный компонент урока позволяет увидеть достигнутые результаты.
-
Методическое пособие "Шедевры русской живописи на уроках русского языка" 2010
В пособии представлены диктанты как обязательного, так и повышенного уровня. Содержание текстов связано с шедеврами великих художников. Тексты могут быть использованы для проведения заочных экскурсий в музеи и галереи.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного" 2010
Цель урока – повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи. Урок проводится в игровой занимательной форме, что способствует формированию положительной мотивации обучения на уроке, а также активизирует мыслительную деятельность учащихся, учит их работать в группах. Материал, используемый на уроке, воспитывает интерес к русскому языку, уважительное отношение к народным традициям, обычаям, истории русского народа.
-
Урок изучения нового материала по теме "Правописание неопределённых местоимений" 2010
Учитель формирует у учеников представление о правописании неопределённых местоимений. Создает условия для применения знаний о правописании неопределённых местоимений при составлении собственных примеров и нахождение их в предложениях.
-
Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе" 2010
Учитель раскрывает ребятам мир единения человека и природы, простоту, точность, живописность языка произведений М.М. Пришвина. Обобщает знания учащихся о строении слова, его составе, о том, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове.
-
Стили произношения (11-й класс) 2010
Урок призван познакомить учащихся со стилями произношения, сформировать умение выступать перед аудиторией, закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи и разобрать задания ЕНТ, связанные с определением стилей.
-
Стили речи. Официально-деловой стиль (9-й класс) 2010
Урок русского языка посвящен стилям речи, в частности, официально-деловому стилю. В качестве примера рассматривается подлинный документ «Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного». В ходе урока проводится систематизация сведений о стилях речи, когда и для чего они используются, какие языковые средства отбираются для достижения цели. Также идет формирование духовной культуры учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям.
-
Конспект урока русского языка в 10-м классе. Тема "Тихая моя Родина…" (Комплексный анализ текста как важный этап подготовки к ЕГЭ) 2010
Урок словесности – это интеграция курса русского языка и литературы. Основная задача подобных уроков – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения разнообразных мыслей, чувств и для пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, приемов при конструировании текста.
-
Мини-бой знатоков русского языка 2010
Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов по предмету, оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся развивает способности, логическое мышление.
-
Урок-исследование в 5-м классе "Всегда ли глагол - сказуемое?" 2010
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Предлагается урок русского языка в 5-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
-
Урок русского языка "Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий" 2010
Урок развития речи специфичен по своей структуре и назначению, представляет большие возможности как педагогу, так и обучающемуся. Основные цели - создать условия для развития речи у школьников и умения структурировать информацию, полученную на уроке; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Вводные слова и предложения" (повторение) 2010
Это урок-повторение, по учебнику Бархударова для класса с компенсирующим обучением. На уроке повторяются теоретические и практические навыки и умения. Для наглядности использованы кругограммы, отрывок из древней летописи. Заготовлен раздаточный материал (тест).
-
Работа с текстом публицистического стиля (по миниатюре Е.И. Носова "Вышивание крестом") 2010
Данный урок словесности предполагает работу при подготовке учащихся к итоговой аттестации в 11-м классе. Материал может быть использован как отдельный урок по творчеству писателя-земляка Е.И. Носова или как текст для лингвистического анализа.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: Проверка слов с помощью изменения, родственных слов и словаря 2010
Данный урок предназначен для учителей начальных классов отрабатывающих навыки работы с орфограммами с использованием информационно коммуникативных технологий. Данная разработка урока предлагает, решение одной из главных задач - формирование грамотного письма, через систематизацию общего способа проверки орфограмм слабых позиций.
-
Сложноподчинённые предложения с придаточными места 2010
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и информатики при изучении в 9-м классе сложноподчиненных предложений с придаточными места. Данная форма урока позволяет формировать у обучающихся готовность к информационной учебной деятельности.