Интегрированный урок (литература + русский язык). А.И. Куприн. "Степь весною". Сочинение-миниатюра "Цветы дорогому человеку"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели.

  • Познакомить с новым произведением А. И. Куприна.
  • Познакомить с картиной П. Кончаловского «Сирень».
  • Расширить словарный запас детей.
  • Учить составлять связный рассказ по данному началу, используя распространенные   предложения.
  • Развивать речь детей.
  • Эстетическое воспитание.

Оборудование.

  • Рассказ А. И. Куприна «В недрах земли».
  • Картина П. П. Кончаловского «Сирень».
  • Открытки с полевыми цветами с напечатанным отрывком рассказа К.Д.Ушинского «На поле летом» у каждого ученика.
  • Трафарет букета у каждого.
  • Карточки со словами.
  • Бабочка.
  • Запись на доске.
  • Портрет А. И. Куприна.
  • Картинки с цветами на доске.
  • Букет на столе.
  • Медиаплейер.
  • Телевизор.
  • Флеш-накопитель.
  • Записи:
  • «Колокольчики мои» (П. Булахов – А. К. Толстой);
  • «Сирень» (С.Рахманинов – Е. Бекетова);
  • «Вальс цветов» (П. И. Чайковский «Щелкунчик»);
  • «Ромашки» (исполняет Н. Бабкина); «Лунная соната» (Л. Бетховен).

ХОД УРОКА

1.Сообщение темы и цели урока

– Какие произведения Александра Ивановича Куприна вы читали?
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа А.И.Куприна «В недрах земли», увидим картину П.П.Кончаловского «Сирень» и в заключение напишем сочинение «Цветы дорогому человеку».

2. Чтение рассказа заранее подготовленным учеником

(Дети слушают с закрытыми глазами).

– Что представили?

3. Чтение вполголоса

– Найдите в тексте синонимы (слова, близкие по значению следующим):

Запах – аромат,
красные (пятна) – пунцовые,
поют (жаворонки) – звенят.

– Как вы понимаете выражения: «толпятся, бледнея и тая, предрассветные тучи», «все нежится и тянется к солнцу»?

4. Выборочное чтение

– Прочитайте описание цветов.

5. Беседа о цветах

– Где цветы, там и бабочки. Они похожи друг на друга. В нашем путешествии бабочка нам поможет. Мы будем брать слова из ее кладовой.
– Когда мы идем по полянке, цветы провожают нас глазами. У каждого цветка есть душа. Попробуем разгадать тайну цветов.
– Какие цветы шепчут: «Не забудь!»
– Какому человеку можно подарить незабудки? (Нежному, скромному, внимательному).
– Какой колокольчик не звенит?
– Какой характер у колокольчика?
– Послушаем романс на слова А. К. Толстого «Колокольчики мои».

(Звучит песня, на экране – разные колокольчики).

– Какому человеку можно подарить колокольчик?
– Ромашка – скромный цветок, невинность. Его сравнивают с невестой. Часто на ромашке гадают: «Любит – не любит». Давайте и мы представим этот цветок и мысленно погадаем.
– О ромашках есть веселая песня. Давайте послушаем ее в исполнении Надежды Бабкиной.

6. Восстановление деформированного текста (К.Д.Ушинский «В поле летом»)

А) – Сейчас мы побываем в мастерской у писателя.

(Учитель читает текст без прилагательных, затем по предложению, а дети подбирают прилагательные.) 

Б) Читают текст с открытки.

7. Физминутка

На полянку мы пойдем
И цветочков наберем.
Лютики, ромашки,
Розовые кашки
Собирал 4 класс.
Вот какой букет у нас!

8. Работа по картине П.П.Кончаловского «Сирень»

– Мы с вами говорили о цветах, читали рассказы разных писателей об этих чудесах природы.
Художники тоже любят изображать на картинах цветы.
– Перед вами репродукция картины П. П. Кончаловского «Сирень».
Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?
Букеты цветов, особенно букеты сирени, художник писал на протяжении всей своей жизни. Он говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах…»
– Рассмотрите картину внимательно.
– Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником.
– Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату?
– Какого цвета, каких оттенков эта пышная , великолепная сирень? (Белая, лиловая)
– Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
– Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
– Весной в сирени многие ищут счастье. Считается, что оно заключено в цветке с пятью лепестками.
– Послушайте об этом романс С. Рахманинова «Сирень». (На экране – разная сирень)

9. Составление плана сочинения

1) Кому подарю букет?
2) Какие цветы составят букет?
3) Почему именно эти цветы хочу подарить?

Начало дано:
«Я подарю тебе, мама,…
5-7 предложений.

10. Самостоятельная работа

(Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского).

11. Чтение сочинений вслух

– Анализировать будем на следующем уроке после проверки.

12. Домашнее задание

Подробный пересказ рассказа А. И. Куприна.

13. Итог урока

– Какой цветок расцвел в вашей душе? Почему?

Дополнительный материал

  1. Стихи о цветах наизусть.
  2. Под звуки «Лунной сонаты» рассматривать картинки с цветами.
  3. Сочинить хокку, синквейн, стихотворение, сказку о цветах.
  4. Раскрасить букет.

Степь весною (отрывок из рассказа «В недрах земли»)

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами; ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом павилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между круглыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

А. И. Куприн

На поле летом.

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело0розовыми, медовыми цветочками.
Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

К. Ушинский