Час занимательной грамматики

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


I. Тема и обоснование

Внеклассное мероприятие «Час занимательной грамматики» проводилось во время Декады русского языка и литературы в 6-х классах после изучения раздела «Лексика и фразеология» с целью повторения, обобщения пройденного материала с помощью занимательных упражнений по русскому языку. Занятию присущи многие черты уроков повторения: воспроизведение определений и правил, подбор примеров, выполнение устных и письменных заданий. Своеобразие заключалось в том, что многие компоненты мероприятия строились на использовании различных занимательных средств, которые доставили детям радость от непринужденной встречи с русским языком, сняли напряжение и усталость, эмоционально окрасили привычные виды работ, активизировали мыслительную, творческую и коммуникативную деятельность школьников.

II. Психологический анализ мероприятия.

Знакомство с темой занятия подготовило ребят к необычности дальнейшей работы, сулящей много неожиданного и интересного. Оно создало у них необходимый эмоциональный настрой, задало тон всей последующей работе. Предлагаемые  задания требовали угадывания, поиска, придумывания, конструирования, переделки и  преподносились в форме игры. Интерес к занятию поддерживался и содержанием дидактического материала, взятого для анализа. Использовались стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, различные шутки, построенные на игре слов, поэтому ребятам было весело и интересно. Они не устали. А какими прекрасными артистами они оказались! С каким удовольствием повторили и закрепили изученное,  узнали новое. Занимательный материал никого не оставил равнодушным, даже у самых слабых учеников он вызвал интерес.

III. Цели проведения мероприятия.

  1. Повторить, обобщить изученный материал в разделе «Лексика и фразеология».
  2. Раскрыть богатство русского языка, пробудить живой интерес к его изучению.
  3. Активизировать мыслительно-познавательную, творческую и коммуникативную  деятельность учащихся.
  4.  Закрепить умение общаться по телефону.
  5. Привить любовь к меткому, образному слову и вызвать желание говорить  выразительно и красиво.
  6. Расширить словарный запас школьников.

IV. Отбор содержания, выбор методов, форм и средств.

Для занятия были отобраны различные занимательные упражнения по лексике, фразеологии, грамматике, речевому этикету. Использовались словесные, наглядные и практические методы. Для активизации деятельности учащихся занятие проведено в форме КВН, в котором правильность и полнота ответов учащихся оценивалась начислением очков. Отобранный для занятия материал был оформлен на плакатах, игровых таблицах. Использовался магнитофон, песочные часы, телефоны, экран, проектор, компьютер.

V. Управление учебным процессом мероприятия.

Все задания учащимися были предложены учителем. Оценивались с помощью жюри из числа гостей. Были болельщики, которым не приходилось скучать. Они вовлекались в различные виды деятельности. Все учащиеся в непринужденной рабочей атмосфере участвовали в играх и конкурсах, мечтая о победе и призах.

VI. Самоэкспертиза мероприятия.

Занятие ребятам понравилось. Они вели себя активно и раскрепощенно, показали неплохие знания и умения по изученной теме. Учащиеся проявили смекалку, умение творить, искать, придумывать. Дети  пришли к выводу, что русский язык не только сложен, но и интересен, что он богат и  красив, меток и выразителен, а для его постижения еще многому нужно учиться. Поставленные цели были достигнуты.

VII. Список использованной литературы.

  1. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением», 5 ЗА ЗНАНИЯ, Москва, 2005
  2. И.Д. Агеева «Литературные забавы на уроках и праздниках» Творческий центр, Москва, 2006
  3. Л.Л. Бельская «Литературные викторины», Просвещение, Москва, 2007
  4. М.М. Казбек-Кизеева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Айрис-пресс, Москва, 2007

VIII. План-конспект мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

– Дорогие ребята! Заканчивается Декада русского языка и литературы. Вы узнали много нового и интересного. Многие из вас проявили себя и получили призы.  Поскольку мы с вами закончили изучение раздела «Лексика  и фразеология»,  предлагаю в форме КВН повторить пройденное, а также поиграть, отдохнуть, чтобы набраться сил и энергии для дальнейшего постижения великого русского языка.

2. Формирование и представление команд.

Чтобы начать состязание, предлагаю разделиться на 2 команды, а затем представиться.

Название команды и девиз, учащиеся вытягивают из «ромашки», которую заранее приготовил учитель. Затем идет представление команд.

3. Разминка.

После взаимных приветствий команды приступили к разминке, которая включала следующие загадки-шутки:

  • Какую строчку нельзя прочесть?  (Швейную)
  • Какая буква – наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Ф)
  • Какой алфавит состоит из шести букв?  (Азбука)
  • Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в стране? (Иволга – Волга)

4. Представление жюри. Слово об условиях оценки конкурсов.

Учитель представляет жюри, говорит о пятибалльной системе оценки, предстоящих играх и конкурсах для болельщиков, за участие в которых можно получить призы, объявляет, что количество очков, полученное командой, будет называться после каждого конкурса и фиксироваться на доске.

5. Фразеологический конкурс.

Сначала повторяется, что такое фразеологизм, а затем предлагается найти фразеологический оборот и дать его толкование.

  • Оказался молодцом, смог осилить ношу –
    Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
  • За домом едва пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава.

Командам даются карточки с заданием, а для болельщиков предлагаются анаграммы, при решении которых нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается. Например:

  • Я живу в пруду, жирею,
    Переставьте буквы – в миг
    Превращусь я и в аллеи,
    И в лужайки, и в цветник
    (карп-парк)
  • В океанах он живет,
    И мала ему река.
    Буквы ставь наоборот –
    Будет дергаться щека
    (кит-тик)

6. Орфоэпический конкурс.

Сначала ребята вспоминают, что изучает орфоэпия. Затем получают задание поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний: Развитый ребенок, развитой язык, развитое общество. Пока команды работают, учитель с помощью ассистента разыгрывает для болельщиков идиому вешать лапшу на уши. Предлагает разгадать и объяснить ее значение.

7. Задача. Четыре по пять.

В каждом из четырех слов, пересекающихся между собой на рисунке существительных первого склонения, третья буква – а.

рис.1

Вот значения этих слов:

  • Синоним слова сырость     (влага)
  • Зеленый покров земли       (трава)
  • Синоним слова известить  (слава)
  • Стремительное нападение (атака)
Команды решают задачи, а зрители принимают участие в конкурсе «Вспомни пословицы». Учитель на плакате заранее пишет имена существительные, которые входят в состав пословиц. Ученики должны вспомнить пословицы и назвать их.
  • Коса – камень
  • Лес – дрова
  • Шило – мешок

8. Игра «Кто больше знает слов?»

Принять участие в игре могут все желающие. Это подвижная игра. Она заменяет физпаузу. Все выстраиваются в 2 команды. По очереди записывают на доске слова, распределяя их по колонкам. Например:              

Школа                                      Вокзал
директор                                   билет
класс                                          перрон
доска                                          машинист

Игра идет под быструю и веселую музыку. После ее остановки играющие рассаживаются по местам. Учитель проверяет, правильно ли написаны слова, поощряет команду, которая написала слов больше и правильнее. Затем жюри объявляет  предварительный итог.

9. Конкурс капитанов.

Им предоставляется написать словарный диктант-кроссворд. Побеждает тот, кто отгадает все слова, а также правильно их напишет.

  • Завершение, конец чего-либо.  (Финал)
  • Памятный подарок. (Сувенир)
  • Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей. (Барабан)
  • Сигнальный щит, на котором автоматически показывают какие-либо результаты. (Табло)
  • Одетая в броню боевая машина на гусеничном ходу, вооруженная пулеметами и пушкой, установленной на вращающейся башне. (Танк)

10. Конкурс «Редактор».

Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильнее выполнит задание. Материал для правки:

  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
  • Мальчику очень понравился рыбий суп.
  • Садовнический сын Сережа любил водить голубей.
  • Это была памятливая для меня поездка.
  • Собака была злостная, всех кусала.
– Дальше бой скороговорок Разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать. Учитель вызывает желающих. Побеждает тот, кто безошибочно проговорит три раза предложенную скороговорку:
  • жутко жуку жить на суку;
  • хвала халве.

11. Конкурс «Телефон».

Нужно по телефону объяснить новый материал заболевшему другу. Одной команде объяснить, что такое устаревшие слова, а другая должна рассказать о заимствованных словах. Ситуацию нужно разыграть. Учесть правила телефонного разговора. Пока команды готовятся,  болельщики с удовольствием думают над загадками-складками:

  • Я антоним к слову зной,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня - ………  (прохлада)

  • Не бываю без начала,
    Близкий родственник причала,
    Делу всякому венец,
    А зовут меня……… (конец)

  • Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Да и в школе я нужна.
    Называюсь …………… (тишина)
  • Простое слово промежуток:
    В театре несколько минуток,
    Но начнется новый акт,
    Мы называем все ……. (антракт)
  • На время что-то прекратив,
    Мы объявили…………….. (перерыв)
  • В борьбе, в труде устали слишком –
    Дают уставшим.………….. (передышку)
  • После урока непременно
    Нужна ребятам………… (перемена)

Заканчивается КВН инсценировкой телефонного разговора. Подводится общий итог. Команды награждаются.

12. Заключительное слово учителя.

Учитель благодарит всех за участие, поздравляет победителей и желает всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик мог сказать о себе словами поэта Данилова:

– Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.