Имя числительное (заседание лингвистического кружка)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Повторить правописание числительных.
  2. Способствовать развитию исследовательских навыков, навыков работы в бригаде, сплочению коллектива.
  3. Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский.

  • слово преподавателя;
  • работа с таблицей;
  • задания творческого характера;
  • игра, сказка.

Оборудование: бланки лабораторных работ с заданиями, сигналы с номерами, таблица, загадки, кроссворды.

Эпиграф:

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

Грамматическая сказка

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: ?Много!? - и Существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ председатель, - вступил Глагол. – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределённого множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Преподаватель: Сегодня нам с вами предстоит проверить, насколько хорошо мы знаем имя числительное. А для этого мы отправимся в научно-исследовательский институт имени Числительного. Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по этой теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания.

Работать вы будете в бригадах. Каждая бригада получит бланк с заданиями. Вы должны заполнить пустые графы: поставить дату и записать свои имена и фамилии в графе научные работники. Ниже помещены задания, которые вам предстоит выполнить, количество баллов за правильно выполненные задания, критерии оценок вашей работы.

Научно-исследовательский институт им. Числительного

Лабораторная работа

Дата ___________________

№ бригады ______________

Ф. И. научных сотрудников:

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________
  7. ____________________________
  8. ____________________________
  9. ____________________________
  10. ____________________________
З А Д А Н И Я КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
I. РОДСТВЕННИКИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО 1 балл за правильно написанный ответ
II. ЛАБОРАТОРИЯ 1 балл за каждое правильно записанное слово и угаданное числительное
III. ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ 10 баллов за каждый опыт
IV. ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 5 баллов

 

Количество набранных баллов Оценка
86-88 5
70-85 4
50-69 3
Меньше 50 2

I. РОДСТВЕННИКИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Кроссворд

1. Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе. 2. Существительное от глагола объединять. 3. Только один. 4. Соединить вновь (о землях, народах). 5. Точно такой же, ничем не отличающийся. 6. Соединять вместе отдельные части. 7. Состоящий из одной части, не двойной. 8. Существующий отдельно от других; предназначенный для одного. 9. Существующий без других, вдали от других. 10. Тесная связь, сплочённость. 11. Цифра 1; самая низкая отметка об успеваемости. 12. Соединение в одно целое. 13. Тот, кто существует или делает что-либо один, без помощи других. 14. Цельность, неразделённость, неразрывность. 15. Отдельный, обособленный. 16. Скрепить, связать, установить связь. 17. Существительное от глагола соединять. 18. Чуждаться других. 19. Соединённый вместе. 20. Нарушение связи, разрыв. 21. пребывание вдали от родных, близких людей.

II. ЛАБОРАТОРИЯ

1. "Спрятанное слово": правильно вписав в каждую клетку количественные числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 20, 17, 60, 700, вы прочтёте в вертикальной выделенной строке числительное, в написании которого часто допускают ошибку.

Ответ:

2. Решите задачи

1) Разместите в клетках все сложные количественные числительные, которые пишутся с Ь в середине. Числительные не должны повторяться.

Ответ:

2) Впишите в клетки количественные числительные с Ь на конце. Числительные не должны повторяться.

Ответ:

3. Рассмотрите внимательно схему распределения числительных по типам склонения перед выполнением химических опытов.

Cхема

III. ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

№ 1. Заполните таблицу. В каждом столбике просклоняйте по одному любому числу в указанных пределах.

  От 11 до 19 От 50 до 80 200, 300, 400 От 500 до 900
И.п.        
Р.п.        
Д.п.        
В.п.        
Тв.п.        
П.п.        

№ 2. Поставьте числительные вместе с существительными в указанные падежи. Составьте одно предложение с любым из числительных.

  1. 365 дней Р.п. _______________________________________________________
  2. 297 карандашей Д.п.__________________________________________________
  3. 143 посылки П.п. ____________________________________________________
  4. 777 цветов Тв.п. _____________________________________________________
  5. 1958 год Тв.п ________________________________________________________
  6. 2006 год Р.п. _________________________________________________________

№ 3. Запишите примеры, высчитайте результат и замените числа словами, поставив их в нужные падежи

  1. К 11 968 прибавить 16 374 =
  2. Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4417 =
  3. Из 976 вычесть 382 =
  4. Партизаны захватили склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16 500 патронами =

Ответ:

  1. К одиннадцати тысячам девятистам шестидесяти восьми прибавить шестнадцать тысяч триста семьдесят четыре = двадцать восемь тысяч триста сорок два (28342)
  2. Умножьте девятьсот восемнадцать на шестьдесят семь и к полученному произведению прибавьте четыре тысячи четыреста семнадцать = шестьдесят пят тысяч девятьсот двадцать три (65923)
  3. Из девятисот семидесяти шести вычесть триста восемьдесят два = пятьсот девяносто четыре (594)
  4. Партизаны захватили склад с восьмьюстами девяноста пятью винтовками, тремястами одиннадцатью и шестнадцатью тысячами пятьюстами патронами = семнадцать тысяч семьсот шесть (17706)

IV. ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (сделайте морфологический разбор указанного имени числительного)

За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови, за сутки – свыше семи тысяч, за год два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто семьдесят миллиардов литров.

I. Н. ф. ____________________________________________________________

II. Пост.: простое или составное, количественное или порядковое (подчеркнуть)

Непост.: падеж ____________ ; число _____________ ; род _____________

III. Синт. роль в предложении:

Использованная литература:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка - М.: Просвещение, 1983.
  2. Бройде М. Е. Русский язык в упражнениях и играх.. – М.: Рольф, 2001.
  3. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996.
  4. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 классы. – Волгоград, 2002.