Урок русского языка в 9-м классе "Роль знаков препинания в тексте"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • совершенствовать умения производить пунктуационный анализ текста,  отделять главную информацию от второстепенной;
  • расширять лингвистическую эрудицию учащихся, повышать пунктуационную компетенцию;
  • развивать речь учащихся.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся с историей русской пунктуации;
    • выявить роль запятой, тире и вопросительного знака в тексте;
    • умение обосновать выбор знаков препинания;
    • видеть авторские знаки и их роль в понимании текста.
  • Развивающие:
    • совершенствовать умение использовать основные приемы информационной обработки текста;
    • развивать коммуникативные способности учащихся;
    • развивать внимание, владение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • Воспитательные:
    • воспитывать эстетические чувства, внимание к слову, прививать любовь к богатствам русского языка.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная (элементы обсуждения);
  • индивидуальная (индивидуальные задания, самостоятельная работа учащихся по карточкам);
  • групповая.

Дидактический материал: раздаточный материал – текстовые фрагменты.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач урока

– Как вы думаете, зачем на нужен урок, посвященный теме «Роль знаков препинания в тексте»? Ведь вы уже умеете писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему? (При ответе на этот вопрос учащиеся говорили о том, что в век информации необходимо уметь отделять главное от второстепенного; именно пунктуационные ошибки обычно преобладают в работах, и это связано с необходимостью совершенствовать умение видеть дополнительные оттенки смысла.)

2. Мини-изложение

Задание: внимательно прослушайте текст, запишите информацию, показавшуюся вам особенно значимой:

Прообразы знаков препинания появились уже в берестяных грамотах. В рукописных текстах знаков препинания было немного.
Система пунктуационных знаков сложилась только после распространения книгопечатания. В «Российской грамматике» М.В.Ломоносова уже есть специальный раздел, посвященный «строчным знакам» – знакам препинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и «удивительный» знаки, запятую, точку с запятой, «две точки», «вместительный» знак (скобки).
Ученый определил и принцип постановки знаков препинания: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположениям и союзам».
С конца восемнадцатого века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки, многоточие.

Учащиеся записывают главную, с их точки зрения, информацию, Обсуждение записанного, корректировка в случае необходимости. На доске появляется надпись: смысл + структура = знак препинания. На уроке учащиеся особенно отметили выделенную цитату. При обсуждении делается общий вывод о главном принципе русской пунктуации: смысл, структура, интонация.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

К данному уроку двум учащимся было дано задание подготовить сообщения. Остальные учащиеся во время выступления одноклассников делают краткие записи.

Выступление ученика:

Это интересно

До конца пятнадцатого века знаков препинания не было, текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Раньше всех пунктуационных знаков была введена точка (с 80-х годов 15 века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой, которую вначале называли «полуточием», употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак. В 1619 году в «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого появились круглые скобки, которые называли «вместным знаком». К концу 18 века стали употреблять тире, кавычки, многоточие. Тире (или «черту») первым начал применять русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.В.Ломоносова, называл этот знак «молчанкой» Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: восклицательный знак – «удивительный», кавычки – «пресекательный» или «отменительный» знак, перенос – «единительный».

Вопрос классу: Какая информация показалась вам действительно интересной? (Продолжается отработка умения вычленять главное в тексте).

Выступление ученика:

Тире

Зависит ли понимание текста от знака препинания? Как знак препинания меняет смысл и звучание текста? Мы редко задумываемся над этими вопросами, а связь знака и смысла обычно демонстрируется ставшей христаматийной фразой «Казнить нельзя помиловать».
И все-таки, когда мы читаем текст, вслух или про себя, осознанно или неосознанно, мы озвучиваем текст, опираясь на знаки препинания.
   Индивидуальность в применении знаков препинания, как правило, связана с усилением знаачимости знака в тексте, использованием знака как дополнительного средства выразительности. Такое употребление знаков имеет не только (и не столько) стилистическую значимость, но и огромное значение для понимания текста, его правильного прочтения и правильного озвучивания. Подобные знаки называют «читаемыми».
   К таким «читаемым» знакам относится тире. Тире, в силу его многофункциональности, многозначности и экспрессивности, – излюбленный знак многих писателей и поэтов, что и позволяет проанализировать индивидуальность авторских употреблений и рассмотреть вопрос об авторской индивидуальности.
   Общепризнанно, что тире было излюбленным знаком М.Горького. Это доказывается в первую очередь частотностью употребления данного знака в текстах разных жанров, написанных в разные периоды творчества писателя. Так, в сказке «Девушка и Смерть» (1892) 7 строф, 270 строк, 58 тире (не считая тире при оформлении прямой речи).

Вопрос классу: Что нового вы узнали из этого сообщения?

4. Лингвистический эксперимент

Один ученик работает по карточке у доски, класс в это время выполняет задание по другому предложению. Задания одинаковы.

Задание: попробуйте поэкспериментировать с постановкой знаков препинания в предложении (2 варианта). Запишите варианты предложений с различной постановкой знаков препинания. Как от этого изменяется смысл и структура предложения?
Занавески на окне развевались так что гулял ветер по комнате.
Быстро промчалась машина подняв пыль на дороге пронесся табун лошадей.

5. Проверка домашнего задания класса

Групповая работа. Класс был поделен на три группы, получившие задание составить синквейны о тире, восклицательном знаке, запятой. Синквейны оформлены и повешены на доске. Выступление групп, объясняющих синквейны. Другие группы высказывают свое мнение, дополняют и при необходимости поправляют одноклассников. (О синквейне см. приложение.)

6. Исследование, построение рассуждения по предложенному тексту

На поляне рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: ж-ж-ж-ж! Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала он подумал так: «Это  ж-ж-ж-ж – неспроста! Зря никто жужжать не может. Значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!» Потом он еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того чтобы делать мед! По-моему, так!»
Тут он поднялся и сказал: «А зачем на свете мед? Для того чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!» И с этими словами он полез на дерево.

(А.Мили; перевод Б.Заходера)

– Выразительное чтение текста.
– К какому типу речи относится данный текст?
– Почему рассуждения Винни-Пуха вызывают улыбку?
– Задание по группам: выявить роль запятых, восклицательного знака, тире; объяснить постановку знаков, опираясь на структуру предложений в тексте, понимание смысла текста.

7. Подведение итогов

Коллективное составление синквейна о  прошедшем уроке.

8. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение о роли знаков препинания в данном тексте, желающим – найти в художественной литературе примеры употребления авторских знаков, попробовать обосновать закономерность употребления данных знаков.

Приложение 1

Синквейн – форма пятистрочного стиха, подчиняющаяся строгим правилам:

1-я строка – существительное (должна быть названа тема синквейна).
2-я строка – два прилагательных (указываются наиболее важные признаки).
3-я строка – три глагола (действия).
4-я строка – тезис, фраза, наилучшим образом характеризующая тему.
5-я строка – слово-резюме (новая характеристика темы, личностное отношение).

Например, на уроке учащиеся представили синквейн по теме «Вопросительный знак»:

Вопросительный знак
Важный, требовательный
Спрашивает, удивляется, неоумевает
Указывает на ожидание ответа
Важно

Замечу, что это ученический синквейн, который нужно было защитить и который вызвал замечания учащихся. Синквейн интересен как форма работы и на других уроках, например литературы.