Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


В своей долголетней практике я хотела бы уделить  особое  внимание на  роль русского языка в современном мире, а также на развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Многочисленные уроки и внеклассные мероприятия были направлены на реализацию поставленных мною задач. Одна из которых – развитие грамматической детской речи учащихся.

В течение  пяти лет я провела много уроков по развитию речи, посвященных творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Б.С.Житкова. Цикл уроков по внеклассному чтению, посвященных новелле Б.С.Житкова «Механик Салерно» – я оформила в брошюре: «Уроки внеклассного чтения по новелле Б.С.Житкова «Механик Салерно»; «Разработки уроков литературы по творчеству Б.Л.Пастернака»; «Город сердца моего»…

Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий, а также от воздействия на учащихся личности учителя. «Научить правильной и красивой русской речи можно в принципе на любом ситуативно – тематическом содержании. Однако воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем. Если исходить из общей теории воспитания, то оптимальным будет ориентация курса русского языка, прежде всего на идейно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Кроме того, русский язык как учебный предмет открывает широкие возможности для воспитания у школьников привычки ежедневно кропотливо трудиться. Следует поэтому, как можно  полнее использовать обучение русскому языку для трудового воспитания учащихся.

Исключительно большое значение приобретает работа по формированию у школьников навыков связанной русской речи.  Развитие связной речи – один из разделов работы по развитию речи школьников.

Работа над развитием связной речи. Отбор лексики и виды словарной работы. Лексика учащихся обогащается по мере расширения круга понятий, с которыми она знакомятся на любом уроке в школе : на уроке грамматики, литературного чтения, географии, алгебры, ботаники и др.

На уроке русского языка словарный состав изучается с грамматической точки зрения. В словарной работе знакомство со словом проходит через три стадии: 1) выяснение значения слова; 2) знакомство с правилами употребления слова; 3) показ стилистического своеобразия употребления данного слова. Разнообразные упражнения, связанные с синонимической заменой слов и словосочетаний, данных в контексте и вне контекста. Особое место принадлежит упражнениям на выяснение значения слова. Усвоить, например, правописание безударной гласной в слове кандидат –значит связать правильный зрительный образ слова со значением слова в целом. Если слово непонятно учащимся, то и усвоение его правописания будет чрезвычайно затруднено.  Поэтому при изучении традиционных написаний необходимы орфографические упражнения, связанные с работой над значением слов. Мало сказать, что в словах жюри, брошюра, парашют пишется после шипящих ю, а не у. Надо объяснить эти слова как ими пользоваться, так как правильное понимание значения слова в целом – необходимое условие работы по орфографии. Упражнения такого рода содействует прочному запоминаю орфограмм, в то же время с работы над значением слова начинается всякая  работа по развитию речи. С другой стороны, словарно-орфографическая работа позволяет учителю работать над расширением активного словаря учащихся. Для этого при изучении различных правил не следует ограничиваться пределами заведомо знакомых учащимся простых, бытовых слов. Например, было бы  неправильно при изучении существительных 3-го склонения на шипящую ограничиваться словами мышь, дочь, рожь, необходимо в упражнения включать и такие слова, как молодежь, роскошь  и др., то есть, расширяя диапазон орфографической грамотности, необходимо расширять и словарь учащихся. Здесь одно и другим неразрывно связано.

При изучении непроизносимых согласных даю представление о словах захолустных, безучастный, повсеместно, гигантский. При этом объясняем не только правописание этих слов, но проводим разъяснительную работу по выяснению значения лов. Иногда для этого включаем слово в контекст. Заучиваем орфографию таких слов, которые нужна учащимся в процессе общения. Участвовать, чествовать, чувствовать, приобретать, преследовать, преодолеть, препятствие, знаки препинания.

При подготовке к сочинению о зиме «Зимнее утро»,  «Зимней день»,  «Зимний лес» учащиеся ведут наблюдение  над погодой, подбирают эпитеты, сравнения, метафоры к словам: вечер, небо, воздух, снег, звезды, луна, ветерок.  Тщательно отрабатывается орфография всех подобранных слов. Затем на доске и в тетради записываем  следующее:

Ветер – тихий, морозный, ясный, звездный, теплый.
Небо – темное, темно-синее, чистое, звездное, усыпанное бесчисленными звездами, раскинувшееся шатром(или как шатер), хмурое, облачное, пасмурное, затянутое облаками, высокое, темно-голубое.
Воздух – чистый, свежий, морозный, прозрачный, холодный, кристально чистый, бодрящий, здоровый, ядреный.
Снег – голубовато-белый, пушистый, блестящий, искрящийся, сверкающий, рыхлый, переливающийся всеми цветами; идет, падает, медленно кружась; ложиться на землю пушистым ковров ; блестит, порхает, блестит как серебро; сверкает, как алмазы.
Звезды – чистые, далекие, сияющие, несчетные, бесчисленные, мигающие; светят, блестят, сияют.
Луна – сияющая, огромная, как бледное пятно; величаво плывет, величаво сияет, прячется за облаками.

Работая над сочинением, учащиеся используют накопленный словарь. Большое значение для развития речи имеет работа над синонимами. При изучении приставов пре- и при- можно провести такие виды работы:

1) К словам в первом столбике подобрать подходящие по смыслу слова с пре- и при- из второго столбика; придумать с этими словами предложения.

Изменить                                        пресмыкаться
Ползать                                           пререкаться
Учитель                                          преподавать
Спорить                                          привередничать
Капризничать                                 преобразовать
Очень хвалить                                препятствовать
Помеха                                            превозносить

2) Выделенные слова заменить словами с приставками пре- или при- . Необходимо найти себе работу. Надо начинать работу. На экскурсии было 30 человек.
Слова для замены: приобрести, приискать, приступать, присутствовать.

3) Замените приведенные выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-, стоящие после других приставок.
Желание, которое нельзя побороть. Крепость, которую нельзя взять.

Врачи, которых нельзя примирить. Равнина, которой не видно конца. Слова для замены: неприступный, непримиримый, непреодолимый, беспредельный.
Очень полезными с точки зрения развития речи являются упражнения, состоящие в соответствии из данных слов отдельных предложений или связанного текста.
На доске записаны слова: поздний, ненастный, солнце, яростный, грустный, ненавистный.

Ученица составила следующий текст : Наступила поздняя осень. Невесело и резко смотрит солнце. Яростные перерывы ветра сбрасывают последние листья с деревьев. Опустевшие поля представляют грустную картину. Часто идет ненастный дождь.

Привожу и другой вид упражнений. Под диктовку записываем текст, рассчитанный на замену одних слов другими, на вставку пропущенных частей текста, замена одной формы слова другой.

При изучении личных окончаний глаголов предлагаю учащимся во время диктанта заменить прошедшее время настоящим или будущим, подчеркнуть личное окончание, указать спряжение.

Во время весенних каникул мы ежегодно ездили в Казань. Нас водили в музеи и цирк. Мы видели каждый раз много интересного. О своих поездках мы часто вспоминали, рассказывали о них нашим знакомым.

Творческий диктант при закреплении изученного о причастии. В текст вводятся причастные обороты.

Пусть земля будет садом. По воле человека, … (смело покоряющего природу). Сегодня сады растут и в Сибири.
На территории Брестской крепости, … (превращенной в музей), создан парк мира.
Миллионы людей требуют, чтобы наша земля была не атомным полигоном, а прекрасным садом, …( украшающим жизнь).
Объясняется значение слова полигон.
При изучении деепричастия провожу  творческую работу. При которой зачитываю часть предложения, а учащиеся записывают предложения полностью.
Под голубыми небесами, великолепными коврами,(блестя на солнце, снег лежит).
Раз царевна молодая, милых братьев… (поджидала, пряла, сидя у окна).
Волк ночью… (думая залезть в овчарню, попал на псарню).
Привожу творческий диктант по картине. Например, диктант по картине Куинджи «Березовая роща». Это диктант проводился с целью повторить правописание окончаний прилагательных, выяснить, насколько используются в речи учащихся прилагательные, показать на тексте диктанта, как употребление прилагательных делает ручь более яркой, выразительной, красочной. На доске вывешиваю репродукцию картины А.И. Куинджи «Березовая роща».

Для беседы по картине предлагаю    вопросы:

1. Как называется картина и кто его автор?
2. Видел ли кто – нибудь из учащихся картину в подлиннике?
3. Что знают учащиеся о ней и о художнике, ее написавшем?
4. Какие еще картины этого художника им известны?

Рассказ о художнике и его картине. Чем можно объяснить успех этой картины? Что художник сумел донести до нас? Какими же средствами передал художник увиденное и что нужно знать, чтобы правильно понять картину? Какая идея заключается в пейзаже?

Текст диктанта

В 1847г. В Петербурге состоялось открытие … выставки. В ... зале была показана … картина   «Березовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было … событием в…жизни России. Картина поразила … блеском красок, … жизненностью и ... простотой.
В своей картине Куинджи не касается … деталей. Он отбирает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразил увиденному и в нескольких…мазках передал это увиденное.
… лето, … воздух словно застыл в дремоте … стволы берез, … силуэт зелени вдали, … небо, … плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.
А.И.Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …, гимном природе, ее … красоте, рождающей в человеке чувство … радости.

Записанный текст диктанта с прилагательными

В 1847 г. В Петербурге состоялось открытие ежегодной художественной выставке. В огромном тысячеметровом выставочном зале была показана единственная картина – «Березовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было большим событием в художественной  жизни России. Картина поразила ярким, невиданным блеском красок, необычайно жизненностью и удивительной  простотой.
В своей картине Куинджи не касается отдельных деталей. Он отбирает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразил увиденному и в нескольких больших цветовых мазках передал это увиденное. Жаркое  лето, прозрачный воздух словно застыл в дремоте. Стволы берез, темный  силуэт зелени вдали, голубое небо, широкие плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.
А.И.Куинджи написал очень  много картин, и все они звучали величественным гимном природе, ее одухотворенной красоте, рождающей в человеке чувство глубокой радости.
Сочинение –  один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложный форм деятельности ученика. Сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.
Воспитывать – это значит рассказывать людям правду о жизни и о них самих. Воспитывать – это значит помочь развиться всему, что в них богато и причудно. Воспитывать – это значит открывать детям глаза на мир –  огромный прекрасный и многообразный. Учить видеть, слышать. И если человек научится видеть и слышать, он никогда не  скажет пустое слово. Все в нем воспротивится стандарту, поверхностному, пустому штампу.

(Вигдорова»  Тарусские страницы».  Калуга).

Работа над сочинением представляет  учителю большие возможности  «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум.
Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.  Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требовать от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.
Какими же умениями должен овладевать ученик? Умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения, умение собрать материалы для сочинения, умение систематизировать материал.

Программой по русскому языку предусматривается специальная работа над темой сочинения в 5 классе.
В начале учебного года провожу  первые сочинения на основе летних впечатлений детей. Это интересно и полезно во всех отношениях.
Предварительная вводная беседа по вопросам:

  • Кто из вас отдыхал в трудовом лагере «Ровесник»?
  • Кто ездил в деревню?
  • Кто оставался в городе?
  • Кому приходилось этим летом ловить рыбу?
  • Кому посчастливилось участвовать в туристской походе?
  • Кто помогал взрослым в работе?
  • Кто любил собирать грибы, ягоды?
  • Какой день больше других вам запомнился и почему?

Предлагаю учащимся рассказать о каком – нибудь памятном дне прошедших летних каникул. Вот один из устных рассказов пятиклассников.
На данном уроке следует ограничивать лишь оценкой и общим анализом устных выступлений учащихся. Урок заканчивается небольшим заключительным словом учителя.

Например:

– Сегодня вы рассказывали о том, где и как проводили летние каникулы, старались передать свои впечатления, связанные с прекрасной порой летнего отдыха. Еще долгое время вы будете вспоминать туристские походы, ночевки в лесу: будете рассказывать своим товарищам, родным, как впервые поймали огромного леща, сазана или карпа, как удалось вам заманить на крючок зубастую щуку.  Одни из вас научились плавать, другой полюбил тишину и прохладу лесных чащ, третий научился ориентироваться по звездам и по коре деревьев и т.д. всем вам хочется поделиться своими впечатлениями, мыслями с товарищами. Но рассказываете вы все-таки плохо: перескакиваете с одного на другое, пропускаете очень важное и , наоборот, подробно описываете незначительные случаи, торопитесь, возвращаетесь назад, повторяетесь. Эти недостатки мешают слушающему понять смысл вашего рассказа, рассеивают внимание, понижают интерес к тому, о чем вы хотели сообщить собеседнику. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться.

Вам предстоит написать сочинение на тему, связанную с прошедшими летними каникулами. Как вы думаете, с чего следует начинать работу над сочинением?
В результате коллективного обсуждения учитель делает вывод: «Работу над сочинением следует начать с обдумывания темы сочинения. Вы должны ясно представить себе, чего требует от вас тема».

Чтобы убедить детей в том, что в сочинении надо отвечать на поставленные в теме вопросы, мы предлагаем для обсуждения несколько ученических сочинений с различными недочетами в раскрытии темы.

В течение пяти-шести дней работают над сочинением.

В это же время на уроках русского языка проводится работа по обогащению речи учащихся и предупреждению различного рода речевых недочетов.