Цели:
Образовательные:
- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;
- показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
Развивающие:
- расширять лингвистический кругозор учащихся;
- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.
Воспитательные:
- формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;
- формировать сознательную дисциплину.
Оборудование:
- учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;
- демонстрационные таблицы:
1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);
2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;
- мультимед. проектор;
- оверхед проектор;
- “капли” для поощрения уч-ся.
Ход урока
I. Организационный момент
- С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.
II. Чистописание
- Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.
Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).
- Запись даты, классной работы.
- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.
А а АА аа ААА
- Запишите, продолжив закономерность.
- Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
- Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.
- Спишите. Подчеркните орфограммы.
- Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)
- Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)
III. Словарно-орфографическая работа
- Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.
- Прочитайте орфографически, 1 отвечает.
IV. Повторение
1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).
2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).
У доски работают два ученика.
- Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.
V. Работа над темой
1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).
- Прочитайте (слайд №1):
ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ
- На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)
- Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)
- А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)
- А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)
- Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)
- Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.
- Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).
Постановка цели урока.
- Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?
(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)
(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)
- Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
<Рисунок 1>
У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?
Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).
У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?
Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.
У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.
На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2
<Рисунок 2>
У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:
При проверке используется оверхед проектор.
У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?
Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.
У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?
Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.
У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.
Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.
У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”
(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).
У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).
(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)
VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)
VII. Закрепление
1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.
- С помощью какого суффикса образованы прилагательные?
- Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)
- Чем похожи основы? (Корнем)
2. Игра “Предмет - признак”.
- От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.
- Выделите суффикс.
3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:
VIII. Домашнее задание
Стр. 72, упр. 333.
IX. Итог урока
- Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).
Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).
- Разберите слова по составу.
Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.