Проверка сформированности у младших школьников понятия "однокоренные слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Одним из базовых понятий морфемики является понятие “однокоренные слова”.

Вопрос о причинах ошибок при определении родственных слов специально изучали психологи Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленский и другие. В дальнейшем ученые высказали мысль, что истоки ошибок следует искать в дефектах методики обучения, понятие “однокоренные слова” трактуется в методической литературе и учебниках “Русский язык” не везде одинаково, допускаются лингвистические неточности, погрешности, которые приводят в выборе “однокоренных слов”.

Для проверки сформированности понятия “однокоренные слова” у младших школьников можно провести срезовую работу.

Цели работы - проверить:

  • знание учащимися определения понятия “однокоренные слова”;
  • сформированность понятия “однокоренные слова, что означает становление умения различать однокоренные слова и неоднокоренные, а также умение подбирать однокоренные слова и находить в них корень.

Работа включает 5 тестовых заданий:

1-е задание направлено на проверку: знания определения “однокоренных слов”.

Учащиеся продемонстрируют знание определения понятия “однокоренные слова”, если не оставят без внимания и второй признак однокоренных слов – семантическую общность (общее значение).

2-е, 4-е задания-умения определять, какие слова являются однокоренными. Учащиеся должны показать, что они дифференцируют понятия “однокоренные слова” и “синонимы”. (2-е задание)

Подобранные для 4-го задания слова могут спровоцировать детей на формальный подход к его выполнению. Учащиеся, не овладевшие понятиями “корень” и “однокоренные слова” при решении вопроса могут учитывать какой-то один из признаков однокоренных слов, например, ориентироваться на единство структуры слова, без учета семантического значения.

3-5 задания на проверку сформированности понятия “однокоренные слова”, т.е. на выявление следующих умений:

3-е-умение подбирать однокоренные слова;

5-е-умение находить в тексте однокоренные слова и указывать в них корень.

Учащиеся перед выполнением задания № 3 должны уточнить у учителя значение корня. Получив ответ, что корень - гор -, например связан с горой, приступит к работе. Если же дети не зададут уточняющий вопрос, то в результате получатся разные наборы однокоренных слов - “деревья”. На одних вырастут слова с корнем – гор - от слова гора, на других - от слова горе, на третьих и те, и другие. Полученные варианты выполнения задания свидетельствуют о невладении учащимися понятием “корень” и “однокоренные слова”.

Задание 5 предполагает нахождение однокоренных слов в тексте, что сделать труднее, так как и содержание текста, и орфографические проблемы и многое другое отвлекают внимание от решения морфемного вопроса. Для его решения нужны прочные знания и умения: различать однокоренные слова и форму слова, а также опознавать в тексте однокоренные слова с чередующимися согласными в коне.

Проанализировав полученные результаты срезовой работы, учитель может сделать вывод сформированности у учащихся понятия “однокоренные слова”.

Тест

1. Выберите правильный ответ и обведи его кружком:

“Однокоренными (родственными) называются слова…

а) близкие по значению;

б) имеющие общую часть;

в) слова, которые можно объяснить одним словом;

г) близкие по значению и имеющие общую часть.

2. Выберите группу слов, которые являются однокоренными (родственными):

а) смотреть, глядеть;

б) пять, пятка, пятый;

в) вода, водный, водяной.

3. Вырасти “дерево” родственных слов из корня

4. Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если они есть, выдели корень:

а) лисёнок, лист, лисий;

б) солёный, засолка, солнечный;

в) краска, красить, украшать.

5. Подчеркни в тексте однокоренные слова, выдели в них корень.

Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.
А в завьюженных лесах – снежные палаты.
На сверкающих кустах – снежные халаты. (С. Погореловский)