В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.
Основной единицей изучения на уроках с использованием данного подхода я считаю текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательные, обучающие и развивающие цели обучения.
В последние годы стали пересматриваться сами цели школьного образования, в том числе цели обучения русскому языку. На первый план выходит задача обучить родному языку как средству общения. Вот что говорится в Государственном образовательном стандарте: “Курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо). В соответствии с этим курс русского языка содержит те языковые факты, законы и правила, усвоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке”. И в этом перечне фактов, законов и правил не последнее место занимают проблемы формальной и смысловой организации текста. Так, например, в Государственном образовательном стандарте выделен особый раздел “Речь”, в котором представлен широкий круг вопросов о тексте.
Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого Государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования.
В тестах можно выделить коммуникативные или речевые задания. Они проверяют, насколько точно ученик понимает прочитанные фразы или тексты, может ли создавать собственное высказывание на ту или иную тему.
Образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в качестве одной из целей изучения русского языка формирование культуроведческой компетенции. Под компетенцией в современной методике понимается “совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и в конечном счете служат развитию личности школьника”.
Современный период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию. Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов: русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык – это отражение духовно- нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность; владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека – это то, что должно создавать речевую среду как приобщение к культуре, как основу сохранения культуры; изучать родной язык – это значит изучать русскую национальную культуру.
Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно – нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.
Поэтому я решила показать работу с текстом на примере стихотворения А. Твардовского, проводимую в 6 классе по теме “Причастие”, используя групповые технологии. Почему?! Потому, что групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы для совместного решения определенных задач. Групповая работа обладает рядом преимуществ. Она открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся.
Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований:
- Освоение новой предметности ( взаимный обмен способами действий), которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется “внутренний оппонент”, контролирующий и оценивающий собственные действия).
- Овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.
Для того, чтобы групповая работа состоялась, необходимо:
- создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь;
- научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;
- обеспечивает активный обмен операциями;
- организовать содержательное сотрудничество;
- вооружить учеников средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;
- определить место учителя в совместной деятельности.
Классификационные параметры групповой технологии
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По характеру содержания: проникающая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: классно – урочная, групповая.
По подходу к ребёнку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая.
По категории обучаемых: все категории.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Культуроведческий или культурологический подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение, поскольку образование рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи подрастающему поколению. С помощью образования происходит становление личности молодого человека как носителя и творца культуры.
Данный урок составлен на основе УМК под ред. М.М.Разумовской, в котором широко представлена культуроведческая компетенция
Урок “Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Причастие” в 6 классе”
Целеполагание:
для учащихся:
- знать: признаки причастия как особой формы глагола; роль причастия в тексте; условия выбора орфограмм;
- уметь: классифицировать причастия (действительные и страдательные); выявлять роль причастий в тексте и использовать в конкретной речевой ситуации; применять на практике орфографические умения, т.е. написания Н и НН в причастиях, НЕ в причастиях на письме; проверять сформированность навыка нахождения причастного оборота в тексте;
для учителя:
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, природе на примере отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”; бережное отношение к слову;
- образовательные: создать необходимые условия для систематизации знаний учащихся о причастии как особой форме глагола, его морфологических признаках, синтаксической роли в предложении; дифференцировать работу учащихся, деля класс на группы по уровню подготовки (базовый, повышенный и высокий);
- развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся, закреплять орфографические навыки письма; совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в комплексном анализе текста, способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой, индивидуальной работы; формировать общеучебные навыки; работать над языковым понятийным материалом.
Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему; рассказа по картине; рассказа на основе личных впечатлений.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование урока:
1. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2006
2. Тесты по русскому языку: 6 класс к учебнику М.М.Разумовской и др.
“Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений” Е.В.Петрова, А.В.Кудинова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008.
3. Словарь русского языка. С.Ожегов под общ. ред проф. Л.И. Скворцова.
- М.: ООО “Изд. дом “Оникс 21 век”; ООО “Изд-во “Мир и образование”, 2003.
4. Иллюстрация картины А.Пластова “Полдень”.
Предварительная подготовка: повторить теоретические сведения $ 24-29
Методы и приемы: в основе урока лежит метод активного обучения – комплексный анализ текста; в ходе урока – словесный, наглядный, практический, продуктивный, репродуктивный, выразительное чтение.
Виды деятельности: монолог на лингвистическую тему, работа с текстом, индивидуальная работа (карточки), комментированное письмо, грамматические виды разборов, творческое задание.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
Результативность: ответы на вопросы, комментированное письмо, тестирование, выбор орфограмм, пунктограмм, творческое задание.
Урок рассчитан на детей со средними способностями. У них сформированы навыки работы в группах, в парах, умение находить орфограммы, комментировать
Ход урока
I. Орг.момент (объявление учителем темы урока, целей).
II. Повторение.
1. Рассказ на лингвистическую тему “Причастие” (задание подготовлено дома).
План ответа.
1. Что такое причастие:
а) причастие – это …;
б) вопросы причастия;
в) признаки прилагательного у причастия, примеры;
г) признаки глагола у причастия, примеры;
д) вид причастия, примеры;
ж) суффиксы причастия, примеры;
з) синтаксическая функция причастия, примеры.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Комплексный анализ текста.
Класс делится по уровню подготовленности на 3 группы.
I группа – базовый уровень
II группа – повышенный уровень
III группа – высокий уровень
Текст дан для всех один.
Меж р_деющих верхуш_к
Пок_залась синева.
Зашумела у опуш_к
(Ярко) ж_лтая листва.
Птиц (не) слышно.
Тресн_т мелкий
Обломивш_йся суч_к,
И, хвостом м_лькая, белка
Легкий делает прыж_к.
Стала ель в лесу заметней
Береж_т густую тень.
Под_синовик последний
(С,з)двинул шляпу набекрень.
Задание 1. Орфографический анализ текста.
I группа (базовый уровень) – текст без деформации; списать, расставить знаки препинания.
II и III группы (повышенный и высокий) – текст деформирован.
Задание выполняется каждым учеником на отдельном листе (имя и фамилия написаны).
Проверка начинается с выразительного чтения учеником (в группах)
Затем выразительное чтение лучшего ученика группы для всего класса. После прочтения даются комментарии о выразительности чтения (ученики); учитель слушает каждого желающего, всего 1-2 мин.
1-я группа говорит о постановке запятой в тесте; 2 и 3 – о вставленных буквах, объясняя орфограммы в словах.
Учитель координирует работу в группах, может помочь распределить обязанности каждого участника учебного процесса.
Задание 2. Работа с текстом.
I гр. (базовый) – определить тему, озаглавить отрывок.
II гр. (повышенный) – доказать, что это текст.
III гр. (высокий) – указать изобразительно – выразительные средства языка, помогающие понять идею стиха; объяснить лексическое значение слов: опушка, набекрень, подосиновик; объяснить пунктуацию.
Предполагаемые ответы:
I гр. Тема родины, озаглавливаем “Родина”, “Родной край”.
II гр. Это текст, потому что три картины подчинены одной теме (Родина, родной край), связанные интонационно и грамматически.
III гр. В данном тексте есть следующие изобразительно – выразительные средства языка: листва зашумела (метафора), ель бережёт тень (олицетворение).
Группы отвечают согласно их порядковым номерам.
Учитель корректирует ответы учащихся или просит прокомментировать ответы других учеников. Если ученики 3-й группы затрудняются дать толкование слов, то они могут обратиться за разъяснениями к словарю. (“Словарь русского языка” С.И Ожегов)
Задание 3. Найти причастия, назвать глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы; (индивидуальная работа, в которой каждый ученик из группы выполняет свое задание).
I гр. – разберите причастия по составу (морфемный анализ).
II гр. – морфологический разбор всех причастий.
III гр. – расскажите о написании суффиксов найденных в тексте причастий; какие причастия имеют суффиксы -ом, -ем,-им; от чего зависит выбор гласной в суффиксе? (от спряжения). Приведите примеры.
Ученики выполняют задание письменно, каждый в своем листе.
Задание 4. Творческий диктант. “Работаем волшебниками”.
- Какая еще достаточно сложная орфограмма в причастиях не нашла отражения в нашем тексте? (Правописание НЕ с причастиями)
- Давайте вспомним её, поработаем волшебниками.
Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.
Записываем только новое словосочетание.
Ход работы
Учитель диктует словосочетание, ученик из I гр. объясняет орфограмму НЕ с причастиями; II и III гр. приводит вариант ответов (новых словосочетаний с комментариями).
Образец. Невыполненное задание (не выполнено; не выполненное вовремя задание; задание не выполненное, а списанное; вовсе не выполненное задание)
Не законченная мною книга, задача не решена, неслыханный шум, не пойманный никем преступник, отнюдь не быстрый поезд.
Задание 5. Тест.
I гр. (базовый)
Тест
1. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:
а) время (настоящее и прошедшее);
б) время (будущее);
в) вид;
г) возвратную форму.
2. Закончите предложение:
Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая ______________
3. Укажите ряд, в котором все причастия страдательные:
а) учитывающий, учитываемый, перечитываемый;
б) перечитан, рассчитан, смешиваемый;
в) увядаемый, ненавидящий, ненавидимый.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:
а) письмо отправле_о, освеще_ый зал, дерево повале_о;
б) заколдова_ый лес, мочё_ые яблоки, жаре_ые грибы;
в) печё_ый картофель, хлеб убра_, пута_ые нитки.
5. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно:
а) окно (не)вымыто;
б) (не)замеченная ошибка;
в) (не) замеченная учителем ошибка.
II гр. (повышенный)
Тест
1. Укажите правильное утверждение:
а) причастие, как и глагол, изменяется по лицам, имеет будущее, настоящее и прошедшее время;
б) причастие изменяется по родам, числам и падежам;
в) причастие не имеет вида и времени.
2. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки препинания не расставлены).
а) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.
б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.
в) Мы шли по протоптанной дорожке.
3. Укажите ошибку (ошибки) в морфологическом разборе причастия в предложении Машина, доверху нагруженная вещами, въехала во двор:
а) начальная форма – нагруженный;
б) образовано от глагола нагрузить;
в) невозвратное;
г) действительное;
д) совершенного вида;
ж) настоящее время;
з) полная форма;
к) единственное число;
л) жен. род;
м) творительный падеж;
н) относится к слову вещами;
п) в предложении является определением.
4. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:
1. Плете_ая корзина. 2. Плете_ая из веток корзина. 3. Сплете_ая корзина. 4.Груже_ые баржи. 5 Стари_ый глобус. 6. Серебря_ое кольцо. 7. Изране_ый человек. 8. Ране_ый человек. 9. Рва_ое пальто. 10. Разорва_ое пальто. 11. Варе_ая рыба.12. Сваре_ая рыба.13. Варе_ая в (14) солее_ой воде рыба.
Номера слов, пишущихся с Н:___________________________
Номера слов, пишущихся с НН:__________________________
5. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НЕ слитно:
а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший после болезни;
б) (не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава, (не)зависимый ни от кого;
в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря.
III гр. (высокий)
Работа по развитию речи. (Составление связного текста по любой теме, на выбор)
1. Составьте связный рассказ по картине А.А.Пластова “Полдень”, используя не более 100 слов при описании картины.
Для составления рассказа можно пользоваться данными словосочетаниями: жаркий летний день, умывающиеся возле колодца люди, утомленные летним зноем; цвета, используемые художником, помогают понять это; желтые цветы; освещенный солнцем платок; у мужчины и женщины красные лица; низко наклонились к воде, черпают её руками; жаркое – знойное – палящее.
Примерный план.
- Жаркий летний день.
- Люди.
- Родник, вода.
- Поляна, цветы.
- Отношение автора к изображенному. Или составьте рассказ “Однажды в жаркий полдень” на основе личного опыта (впечатления).
По окончанию работы все ученики сдают двойные листы с выполненными заданиями.
Итог урока.
- Укажите морфологические признаки причастия. Примеры.
- Назовите основные орфографические написания причастий. Примеры.
- Объясните постановку знаков препинания при причастном обороте.
Д\з.: I гр. составляет текст, используя причастия, состоящий из 3-5 предложений; II и III гр. составляют сказку о причастии.
Итоговая отметка (поурочный балл) выставляется каждому ученику после проверки учителем самостоятельной работы на уроке.
- Х.Й. Лийметс. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
- А.В. Миртов. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества// Литература в школе. 1996. 496.
- В.В.Рубцов Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
- И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
- С.И.Львова “Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания”//Русская словесность, 2004. - № 3.
- С.Т.Танцоров. Групповая работа в развивающем обучении. Рига. “Эксперимент”. 1997.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12 2001 г. № 1756.
- Государственный образовательный стандарт. 5 марта 2004 год.
Литература
Анализ урока.
Данный урок разработан по программе к УМК под ред. М.М.Разумовской.
Основные нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный компонент государственного стандарта.
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Русский язык в ОУ с русским языком обучения.
- Программа по русскому языку. 6 класс УМК под ред. М.М.Разумовской.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2006.
- Рабочие программы учителей.
Цель работы – обобщение опыта по изучению и систематизации знаний по одной из самых сложных в 6 классе тем “Причастие”.
По данному УМК Г.А.Передериева работает 12 лет.
Практика показывает, что после 22-х часов, отведенных на изучение темы, необходим урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме “Причастие” (из числа резервных уроков), чтобы предостеречь учеников от смешения данной формы глагола и деепричастия.
Данный урок рассчитан на средний уровень подготовки школьников, у которых сформированы умения работы в группах, парах, класс достаточно компетентен в вопросах лингвистики и коммуникативности. Однако в классе предполагается организация работы в соответствии с уровнем подготовленности каждого учащегося (базовый, повышенный, высокий).
Целеполагание для учащихся:
- знать: признаки причастия как особой формы глагола; роль причастия в тексте; условия выбора орфограмм и пунктограмм;
- уметь: классифицировать причастия (действительные и страдательные); выявлять роль причастий в тексте и использовать в конкретной речевой ситуации; применять на практике орфографические умения, т.е. объяснять написание Н-НН в причастиях, НЕ с причастиями на письме; применять на практике умение находить причастный оборот в тексте и объяснять зависящую от него пунктограмму.
Целеполагание для учителя:
- воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному языку и природе на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”; воспитывать бережное отношение к слову;
- образовательные задачи: создать необходимые условия для систематизации знаний учащихся о причастии как особой форме глагола, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении; дифференцировать работу учащихся, деля по уровню их подготовки, для создания ситуации успеха каждому ребенку;
- развивающие задачи: организовать познавательную деятельность детей, закреплять навыки орфографической зоркости; совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в комплексном анализе текста; способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой и индивидуальной работы; формировать общеучебные навыки; работать над языковым понятийным материалом; развивать навыки монологической устной и письменной речи.
При проведении этого урока использованы репродуктивный и продуктивный методы работы. Репродуктивный метод использован на этапе чтения художественного текста и работы с тестами, а продуктивный на всех этапах урока:
- рассказ на лингвистическую тему;
- комплексный анализ текста;
- творческий диктант “Работаем волшебниками”;
- составление собственных текстов (для учащихся с высоким уровнем обученности).
Это объясняется тем, что учащиеся уже готовятся к выполнению заданий творческого характера в ходе ГИА на ступени основного общего образования.
На данном уроке использованы следующие приёмы:
- беседа;
- создание лингвистического и художественного текстов;
- комплексный анализ текста.
Виды учебной деятельности учащихся разнообразны: выразительное чтение художественного текста и его анализ; составление монолога на лингвистическую тему, орфографический и пунктуационный анализ текста, творческий диктант.
Виды речевой деятельности учащихся прослеживаются на всех этапах урока: говорение, слушание, чтение и письмо.
Результативность отслеживается на уровне устных ответов учащихся, выполнения заданных разборов, творческого диктанта, тестирования, создания собственного текста. При выставлении отметки учитываются все виды речевой деятельности, т.е. отметка носит комплексный характер.
Тип урока – систематизация и обобщение знаний.