К данному уроку можно использовать презентацию Приложение 1.
Целеполагание для учащихся:
|
Целеполагание для учителя:
|
Методы и приёмы, позволяющие достигнуть цели:
- словесный (беседа)
- практический: лексическая, орфографическая, словообразовательная работа со словом, частичный анализ текста, работа с учебником, составление алгоритма по теме урока, работа в парах.
Виды деятельности учащихся: работа с учебником, выполнение упражнения, составление алгоритма по теме урока, анализ текста, морфемный разбор наречий.
Виды речевой деятельности:
- говорение;
- чтение;
- письмо;
- слушание.
Способы отслеживания (результативность): результаты устных ответов, проверка тетрадей (творческая работа учащихся).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Запишите в тетради число, классная работа.
Запись на доске: Двадцать шестое ноября. Классная работа.
– Как вы оформили запись? (Аккуратно,
грамотно, правильно) – Какую часть речи употребили в своей речи? (Наречие). |
Беседа с учащимися. |
– Это тема нашего урока. запишите её в
тетрадь. – Какие слова являются наречиями. |
Запись на доске темы урока, объявление целей урока, которые записаны на доске. |
2. Целеполагание для учащихся:
Цели соответствуют основным содержательным линиям изучения русского языка.
Знать:
- понятие наречия;
- его морфологические признаки;
- синтаксическую роль в предложении.
Уметь:
- находить наречия в тексте;
- определять значение наречий;
- использовать наречия в конкретной
- речевой ситуации;
- выявлять роль наречий в
- художественном тексте.
3. Словарная работа
В актуализации опорных знаний внимание заслуживает словарная работа (12 слов).
Сейчас, сегодня, вправо, здесь, вперёд, вверх, слева, медленно, вскоре, изредка, некогда, никогда.
Задание учащимся:
– Прослушайте слова и скажите, что их
объединяет? (Это слова одной части речи.)
– Какой же части речи? (Наречия.)
Комментированная запись слов под диктовку учителя. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях.)
– Какую норму вы соблюдали при прослушивании и
записи? (Орфоэпическую и орфографическую.)
– Как вы определили, что записанные слова
наречия. Как вы рассуждали? (На какой вопрос
отвечают).
– Какой признак главный у наречия?
– Обратите внимание на морфемный разбор слов: изредка,
вправо. (1 ученик делает морфемный разбор
2-х наречий.)
4. Работа с термином «наречие»
– А сейчас обратимся к термину. (Объясняет учитель)
Наречие (от старославянского «речь» – «глагол» – глаголить, говорить, то наречие – приглаголие).
III. Подача нового материала
1. Составление алгоритма по теме: «Наречие как часть речи» (по ходу объяснения нового материала). | У учащихся на парте чистые листы для составления алгоритма по теме урока. |
2. Так что же обозначают наречия? Нам
поможет учебник.Обратимся к с. 81. Задания учащимся: 1) Прочитайте предложения попарно. Подведение итога беседы. – Какой дополнительный смысл вносят наречия в
предложение? (Образность, конкретность,
характеристика признака, предмета и т.д) |
Работа с учебником заслуживает
внимание при подаче нового материала. Составление алгоритма. 1. Что обозначают наречия. |
3. Выполнение задания на с. 81(2).
Установка учащимся: учимся разбирать словосочетания, в состав которых входит наречие.
1) Познакомьтесь с образцом разбора
словосочетаний по учебнику (с.81). (Сильный
ученик работает на закрытой части доски.)
2) Проверка выписанных словосочетаний по работе
сильного учащегося. (Средний ученик с
рассуждением у доски. Остальные в тетради
самостоятельно.)
IV. Закрепление
1. Речевая ситуация. Объяснение друг
другу, что такое наречие по
составленному алгоритму. Послушаем ответ 2-х учащихся. |
Работа учащихся в паре 2 мин. |
2. А теперь обратитесь к учебнику (с.82 – 83),
проверьте и дополните ответ по теоретическому
материалу. (Есть слова, похожие на наречия, но они изменяемые, а наречие – неизменяемая часть речи.) Примеры. – А какой же признак для наречия главный?(Неизменяемость) – Как отличить наречия от других частей речи? (По вопросу, по морфемному составу). |
Рецензирование ответов учащихся по плану. 1) Полнота ответа. 2) Правильность изложения теоретического материала. 3) Последовательность. 4) Примеры. 5) Правильность Самостоятельная работа учащихся с п.4 на с.82 (выделение нового). |
– Пользуясь учебником, приведите примеры
наречий, которые легко спутать с другими частями
речи. (Например: в пустую комнату говорить
впустую)
– Какую норму языка нужнособлюдать в данном
случае? (Правописную)
Итог: Какой план поможет нам определить наречие как часть речи? (Алгоритм)
Обращение к алгоритму.
Установка учащимся: учимся находить наречия в тексте.
Работа с текстом.
Выполнение упр.199 на с.83-84.
Задания классу:
– Прочитайте текст про себя и озаглавьте
его.
– Ваш заголовок отражает тему или основную мысль
текста?Докажите.
– Определите стиль текста.
– Найдите наречия и выпишите их с теми
словами, от которых зависят. (Работа «по
цепочке» у доски.)
– Что они обозначают?
– Выпишите 3 предложение, сделайте его
синтаксический разбор:
а) общая характеристика;
б) разбор слов по членам предложения. (1 ученик у
доски, остальные в тетрадях.)
– Какова же роль наречия в предложении?
Речевая ситуация. На олимпиаде учащимсяпредложено было определить синтаксическую роль наречия в предложении:
Встреча наедине с природой.
– Как они решили эту задачу? Что нового узнали о
наречии? (Является определением)
– Какова же роль наречия в тексте? (Уточняет,
придаёт образность и т.д.)
V. Подведение итогов урока
Выставление оценок с комментированием.
– Что нового узнали на уроке?
– Возвращение учащихся к целеполаганию.
– Какой же признак у наречия главный? (Неизменяемость)
VI. Домашнее задание
Домашнее задание с комментариями: П.12 (пункты 1-4), упр.205;
дифференцированно дополнительное задание: составить 3 предложения, иллюстрирующие пункт 4 (с. 82)