Какие слова являются наречиями

Разделы: Русский язык


К данному уроку можно использовать презентацию Приложение 1.

Целеполагание для учащихся:
  • знать:
    • понятие наречия,
    • его морфологические  признаки,
    • синтаксическую роль в предложении;
  • уметь: 
    • находить наречия в тексте,
    • определять значение наречий,
    • использовать наречия в конкретной речевой ситуации,
    • выявлять роль наречий в художественном тексте. 
Целеполагание для учителя:
  • дать понятие наречия;
  • научить определять значение его морфологические  признаки;
  • развивать монологическую речь на лингвистическую тему;
  • прививать любовь к слову;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать умение учащихся анализировать текст;
  • воспитывать у учащихся любовь к природе.

Методы и приёмы, позволяющие достигнуть цели:

  • словесный (беседа)
  • практический: лексическая, орфографическая, словообразовательная работа со словом, частичный анализ текста, работа с учебником,  составление алгоритма по теме урока, работа в парах.

Виды деятельности учащихся: работа с учебником, выполнение упражнения, составление алгоритма по теме урока, анализ текста, морфемный  разбор наречий.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • чтение;
  • письмо;
  • слушание.

Способы отслеживания (результативность): результаты устных ответов, проверка тетрадей (творческая работа учащихся).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1. Запишите в тетради число, классная работа.

Запись на доске: Двадцать шестое ноября. Классная работа.

– Как вы оформили запись? (Аккуратно, грамотно, правильно)
– Какую часть речи употребили в своей речи?  (Наречие).
Беседа с учащимися.
– Это тема нашего урока. запишите её в тетрадь.
– Какие слова являются наречиями.
Запись на доске темы урока, объявление целей урока, которые записаны на доске.

2.  Целеполагание для учащихся:

Цели соответствуют основным содержательным линиям изучения русского языка.

Знать:

  • понятие наречия;
  • его морфологические признаки;
  • синтаксическую роль в предложении.

Уметь:

  • находить наречия в тексте;
  • определять значение наречий;
  • использовать наречия в конкретной
  • речевой ситуации;
  • выявлять роль наречий в
  • художественном тексте.

3. Словарная работа

В актуализации опорных знаний внимание заслуживает словарная работа (12 слов).

Сейчас, сегодня, вправо, здесь, вперёд, вверх, слева, медленно, вскоре, изредка, некогда, никогда.

Задание учащимся:

– Прослушайте слова и скажите, что их объединяет? (Это слова одной части речи.)
– Какой же части речи? (Наречия.)

Комментированная запись слов под диктовку учителя. (1 ученик у доски, остальные  в тетрадях.)

– Какую норму вы соблюдали при прослушивании и записи? (Орфоэпическую и орфографическую.)
– Как вы определили, что записанные слова наречия. Как вы рассуждали? (На какой вопрос отвечают).
– Какой признак главный у наречия?
– Обратите внимание на морфемный разбор слов: изредка,  вправо. (1 ученик делает морфемный разбор 2-х наречий.)

4. Работа с термином «наречие»

– А сейчас обратимся к термину. (Объясняет учитель)

Наречие (от старославянского «речь» – «глагол» – глаголить, говорить, то наречие – приглаголие).

III. Подача нового материала

1. Составление алгоритма по теме: «Наречие как часть речи» (по ходу объяснения нового материала). У учащихся на парте чистые листы для составления алгоритма по теме урока.
2. Так что же обозначают наречия? Нам поможет учебник.Обратимся к  с. 81.

Задания учащимся:

1) Прочитайте предложения попарно.
2) Сопоставьте их. Чем отличаются 1 предложение  от  2-го?
3) Чем являются выделенные слова?
4) К чему они относятся?
5) Что они обозначают?

Подведение итога беседы.

– Какой дополнительный смысл вносят наречия в предложение? (Образность, конкретность, характеристика признака, предмета и т.д)
– Какой план поможет определить наречие как часть речи? (Алгоритм)

Работа с учебником заслуживает внимание при подаче нового материала.

Составление алгоритма.

1. Что обозначают наречия.
2. К каким частям речи относятся?
3. На какой вопрос отвечают?
 4. Чем являются в предложении?

3. Выполнение задания на с. 81(2).

Установка учащимся: учимся разбирать словосочетания, в состав которых входит наречие.

1) Познакомьтесь с образцом разбора словосочетаний по учебнику (с.81). (Сильный ученик работает на закрытой части доски.)
2) Проверка выписанных словосочетаний по работе сильного учащегося. (Средний ученик с  рассуждением у доски. Остальные в тетради самостоятельно.)

IV. Закрепление

1. Речевая ситуация. Объяснение друг другу, что  такое наречие по составленному алгоритму.
Послушаем ответ 2-х учащихся.  
Работа учащихся в паре 2 мин.
2. А теперь обратитесь к учебнику (с.82 – 83), проверьте и дополните ответ по теоретическому материалу.
(Есть слова, похожие на наречия, но они изменяемые, а наречие  – неизменяемая часть речи.)
Примеры.
– А какой же признак для наречия главный?(Неизменяемость)
– Как отличить наречия от других частей речи? (По вопросу, по морфемному составу). 
Рецензирование ответов учащихся по плану.
1) Полнота ответа.
2) Правильность  изложения теоретического материала.
3) Последовательность.
4) Примеры.
5) Правильность

Самостоятельная работа учащихся с п.4 на с.82 (выделение нового).

– Пользуясь учебником, приведите примеры наречий, которые легко спутать с другими частями речи. (Например: в пустую комнату говорить впустую)
– Какую норму языка нужнособлюдать в данном случае? (Правописную)

Итог:  Какой план поможет нам определить наречие как часть речи? (Алгоритм)

Обращение к алгоритму.

Установка учащимся: учимся находить наречия в тексте.

Работа с текстом.

Выполнение упр.199 на с.83-84.

Задания классу:

– Прочитайте текст  про себя и озаглавьте его.
– Ваш заголовок отражает тему или основную мысль текста?Докажите.
– Определите стиль текста.
– Найдите наречия и выпишите их с теми словами, от которых зависят. (Работа «по цепочке» у доски.)
– Что они обозначают?
– Выпишите 3 предложение, сделайте его синтаксический разбор:
а) общая характеристика;
б) разбор слов по членам предложения. (1 ученик у доски, остальные  в тетрадях.)
– Какова же роль наречия в предложении?

Речевая ситуация. На олимпиаде учащимсяпредложено было определить синтаксическую роль наречия в предложении:

Встреча наедине с природой.

– Как они решили эту задачу? Что нового узнали о наречии? (Является определением)
– Какова же роль наречия в тексте? (Уточняет, придаёт образность и т.д.)

V. Подведение итогов урока

Выставление оценок с комментированием.

– Что нового узнали на уроке?
– Возвращение учащихся к целеполаганию.
– Какой же признак у наречия главный? (Неизменяемость)

VI. Домашнее задание

Домашнее задание с комментариями: П.12 (пункты 1-4), упр.205;

дифференцированно дополнительное задание: составить 3 предложения, иллюстрирующие пункт 4 (с. 82)