Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Обучение применению правила (2-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Цели:

Образовательные:

  • формировать навыки правописания слов с безударной гласной, умения находить проверочные слова;
  • выведение алгоритма проверки безударных гласных в корне;

Развивающие:

  • развивать умения ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
  • развивать умение подбирать однокоренные проверочные слова;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к русскому языку, привлекая внимание детей к “живому” слову;
  • осуществлять связь с жизненным опытом детей с их возрастными особенностями;
  • воспитывать самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности;

Тип урока: урок формирования и закрепления знаний.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Организация учебного процесса.

Цели:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

- определить содержательные рамки урока;

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Всё ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.
Начинаем мы опять
Писать, и думать, и смекать!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для воспроизведения нового материала;

- зафиксировать затруднение при задании, требующим нового способа действий;

1. Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску:

С_сна, д_ма, с_ло, б_рега.

Прочитайте эти слова. Какие буквы пропущены? (О и е) В каких частях слова спрятались эти буквы? (В корне слова). Как мы называем эти буквы? (безударные гласные)

- Напишите ряд букв до конца строки.

О е о е о е О е о е о е

2. Словарная работа.

- Ребята, проверяя ваши тетради, я выписала из них несколько слов. Прочитайте. Согласны ли вы с их написанием? Какие звуки я не обозначила буквами?

Зв{и}зда, сн{и}га, c{о}бака, в л{и}су,р{и}бята, н{о}род,с{а}сна,н{а}га.

- Не обозначены буквами безударные гласные звуки.

- Почему? Объясните.

- Это “опасные места”, написание не совпадает с произношением.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Среди них есть словарные слова.

- А как проверить в словарных словах безударные гласные?

- Их нельзя проверить, их нужно запомнить.

А остальные слова?

- Это слова с безударными гласными, которые проверяются.

- Ребята, пожалуйста, выпишите словарные слова, подчеркните безударные гласные.

(Один ученик работает на доске) Собака, ребята, народ.

- А как будем списывать остальные слова? Что нужно сделать?

- Нужно сначала проверить безударные гласные.

III. Постановка учебной задачи.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения нового алгоритма правописания безударных гласных в корне слова;

Учитель:

- Нам нужно вывести алгоритм действия, способа проверки безударных гласных в корне слова. И научиться его применять.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

Учитель:

- Возьмём слово сн[ и] га. Что нужно сделать в первую очередь? Как понять, какой звук безударный?

Д: Поставить ударение сн_га'

На доске появляется запись:

1. Ударение.

- Как понять, в какой части слова находится безударный гласный звук?

Д: Выделить корень слова. сн_га'

2. Выделить корень.

- Что нужно сделать дальше?

Д: Подобрать проверочное слово. сне

3. Проверочные слова.

- Какое слово является проверочным?

Д: Форма слова или однокоренное слово, главное, чтобы безударный звук в этом слове стал ударным.

- И только после этого пишем гласную. снега'

4. Пишу гласную.

- У нас появился такой алгоритм. Давайте сравним его с алгоритмом в учебнике. Откройте страницу. 132. (Дети сравнивают)

- Что мы упустили в нашем алгоритме?

Д: Что нужно обозначить орфограмму.

Запись на доске дополняется. Снега' - снег

5. Обозначение орфограммы.

- Ребята, запишите этот алгоритм дома в блокноте обратной связи.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Работа на доске. Запишем слова на доске, проверяя по алгоритму.

Зв_зда – звёзды - звезда

Дети проверяют и комментируют, опираясь на алгоритм.

С_ва – со'вы – сова'

Н_га – но'ги – нога'.

2. Работа по учебнику, стр.132, упр.228.

Выполняется коллективно с комментированием, по алгоритму.

Ученик: По реке плывут плоты. По реке - ударение падает на окончание, корень рек, изменяю слово так, чтобы ударение падало на корень – ре'ки, пишу в скобках реки, а в пропуске пишу е. Плоты, ударение падает на окончание, корень плот. О теперь под ударением, значит, пишу о. В скобках пишу плот, обозначаю орфограмму – подчёркиваю безударную о .

Ученик: В саду созрели плоды. В саду, ударение падает на второй слог, корень са'д, оно является проверочным, а стоит в ударном положении. В скобках пишу сад, в пропуске пишу а, обозначаю орфограмму. Плоды, ударение падает на окончание, корень плод, о находится в ударном положении, в скобках пишу проверочное слово плод, обозначаю орфограмму, в пропуске пишу о. (Так комментируется всё упражнение).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- проверить своё умение применять выведенный алгоритм;

- развивать умение действовать по алгоритму самостоятельно;

Выполнение упр.228 из дид. материал (Л.Ю.Комиссарова) и проверка по эталону.

Кри'во – криво'й

Визг – визгли'вый

Сви'ст – свисто'к

Лист - листо'к

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- поупражняться в употреблении нового алгоритма;

- формировать умение использовать полученные знания по назначению;

1) Ребята, откройте дид. материал, 1 вариант выполняет упр. 226, а второй вариант упр. 227.

Пользуйтесь алгоритмом.

2. Взаимопроверка. (После выполнения дети в парах меняются тетрадями, проверяют работы)

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- оценить результаты собственной деятельности;

- повторить способ нового знания;

- сконцентрироваться при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание;

- Что мы сегодня составляли?

Д: мы составляли алгоритм, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.

- Пожалуйста, не забудьте записать алгоритм в блокнот обратной связи, выучите его. Выполните упр. 227,стр.131 (учебник).

- Оцените свою работу на уроке.