Синтаксис и культура речи. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока: учащиеся должны знать историю возникновения имён, их происхождение, влияние на этот процесс различных культур; уметь определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.

Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов-гороскопов «Я и моё имя», «Влияние имени на жизнь человека», раздаточный материал для синтаксического практикума, интерактивная доска.

Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ «трудных» слов, творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.

О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?

Ученик: Как назвали ребёнка.

Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?

Ученик: Да потому, что мы понимаем: имя играет в жизни человека определённую роль.

Учитель: Какую?

Ученик: Прежде всего имя – это ответ на вопросы: «Кто я» и «Какой я».

Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: «Кто ты?» – и, скорее всего, он ответит либо: «Я – мальчик», либо: «Я – Толик».

Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.

Давайте поближе познакомимся, меня зовут Ольга Григорьевна, а вас? Представьтесь, пожалуйста.

(Представление учащихся)

Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.

(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)

Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об именах.

(Запись темы урока. В мире имён.)

Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.

Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?

Зависит ли характер человека от имени?

Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?

Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.

Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным
                                                    никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
                                                    и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный
                                                    дар получает...

Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?

2. Самостоятельная работа.

Первое задание называется «Автопортрет».

(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)

Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.

Предложения  какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?

Ученик: Предложения сложной конструкции.

Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что ещё изучает данный раздел?

Ученик: Словосочетания.

Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока «В мире имен» нам поможет какая тема русского языка?

Ученик: Синтаксис и культура речи.

(Продолжение записи темы урока)

Учитель: Творческая работа по написанию автопортрета займёт 8–10 минут.

(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)

Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.

(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)

Так зависит ли характер человека от имени?

Ученик: Нет. Так как при сопоставлении автопортрета и значения имени единства не обнаружилось.

3. Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.

Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?

Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.

Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).

Почему наши имена настолько различны по происхождению?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа)

1-я группа

Прочитайте текст, найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставных предложений.

(Приложение № 1)

2-я группа

Прочитайте текст, найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

(Приложение № 2)

3-я группа

Прочитайте текст, найдите обособленное распространённое определение. Составьте схему данного предложения.

(Приложение № 3)

 (Проверка заданий по группам)

Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?

(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)

4. Работа у доски.

Подберите однокоренные слова к слову имя.

Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?

Ученик: Именины – день ангела.

(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)

5. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То хошь – не хошь – Иероним!
(Ю. Ливеровский)

(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)

Задание: Выписать из стихотворения словосочетания, определить тип подчинительной связи.

Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?

Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит – у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.

Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?

(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)

Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём», где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

6. Рефлексия.

Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:

Древнерусские                    Христианские                         «Красные»
Пискун                                Андрей                                   Идея
Новосёл                              Ирина                                     Ревмир
Беляй                                  Анна                                      Диамат
Малыш                                Мария                                    Октябрина
Продан                                Ольга                                     Ким
Любим                                 Сергей

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела «Синтаксис и культура речи» мы с вами сегодня повторили?

Ученик: Виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, типы подчинительной связи в словосочетаниях, предложения с однородными членами.

Учитель: Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Связана ли судьба человека с его именем?»