Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: деловая игра.
Цели урока: учащиеся должны знать историю возникновения имён, их происхождение, влияние на этот процесс различных культур; уметь определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.
Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов-гороскопов «Я и моё имя», «Влияние имени на жизнь человека», раздаточный материал для синтаксического практикума, интерактивная доска.
Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ «трудных» слов, творческая работа, выборочный диктант.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.
О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?
Ученик: Как назвали ребёнка.
Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?
Ученик: Да потому, что мы понимаем: имя играет в жизни человека определённую роль.
Учитель: Какую?
Ученик: Прежде всего имя – это ответ на вопросы: «Кто я» и «Какой я».
Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: «Кто ты?» – и, скорее всего, он ответит либо: «Я – мальчик», либо: «Я – Толик».
Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.
Давайте поближе познакомимся, меня зовут Ольга Григорьевна, а вас? Представьтесь, пожалуйста.
(Представление учащихся)
Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.
(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)
Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?
Ученик: Об именах.
(Запись темы урока. В мире имён.)
Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.
Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?
Зависит ли характер человека от имени?
Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?
Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.
Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:
Между живущих людей безымянным
никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный
дар получает...
Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?
2. Самостоятельная работа.
Первое задание называется «Автопортрет».
(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)
Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.
Предложения какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?
Ученик: Предложения сложной конструкции.
Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?
Ученик: Синтаксис.
Учитель: Что ещё изучает данный раздел?
Ученик: Словосочетания.
Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?
Ученик: Культура речи.
Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока «В мире имен» нам поможет какая тема русского языка?
Ученик: Синтаксис и культура речи.
(Продолжение записи темы урока)
Учитель: Творческая работа по написанию автопортрета займёт 8–10 минут.
(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)
Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.
(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)
Так зависит ли характер человека от имени?
Ученик: Нет. Так как при сопоставлении автопортрета и значения имени единства не обнаружилось.
3. Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.
Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?
Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.
Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).
Почему наши имена настолько различны по происхождению?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа)
1-я группа
Прочитайте текст, найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставных предложений.
2-я группа
Прочитайте текст, найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.
3-я группа
Прочитайте текст, найдите обособленное распространённое определение. Составьте схему данного предложения.
(Проверка заданий по группам)
Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?
(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)
4. Работа у доски.
Подберите однокоренные слова к слову имя.
Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.
Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?
Ученик: Именины – день ангела.
(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)
5. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То хошь – не хошь – Иероним!
(Ю. Ливеровский)
(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)
Задание: Выписать из стихотворения словосочетания, определить тип подчинительной связи.
Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?
Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит – у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.
Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?
(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)
Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём», где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
6. Рефлексия.
Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:
Древнерусские Христианские «Красные»
Пискун Андрей Идея
Новосёл Ирина Ревмир
Беляй Анна Диамат
Малыш Мария Октябрина
Продан Ольга Ким
Любим Сергей
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела «Синтаксис и культура речи» мы с вами сегодня повторили?
Ученик: Виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, типы подчинительной связи в словосочетаниях, предложения с однородными членами.
Учитель: Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.
Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Связана ли судьба человека с его именем?»