Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.
Обучающие:
- Отработать знания учащихся о фразеологизмах.
- Показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся чувства языка.
- Воспитывать уважение к родной речи.
Задачи урока:
- Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот».
- Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний.
- Совершенствовать навык использования устойчивых словосочетаний в речи;
- Продолжить работу над формированием письменно-речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
Усваивая понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», анализируя лексическое значение фразеологизмов, учащиеся расширяют свой словарный запас, получают возможность более глубокого овладения языком. Использование рисунков фразеологизмов создаёт условия для развития творческого воображения детей.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, словарь фразеологизмов.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся.
(Слайд № 1, приложение 1)
– Начинаем наш урок (слайд № 2, приложение 1). Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!
Ход и содержание урока
I. Определение темы урока.
(Слайд № 3, приложение 1)
– Моё приветствие удивило вас? О каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока (слайд № 4, приложение 1)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
е |
у |
к |
т |
р |
ф |
а |
о |
я |
м |
д |
л |
з |
г |
ы |
э |
б |
и |
4, 1, 10, 7 – ТЕМА (тема)
2, 5, 8, 3, 7 – УРОКА (урока)
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15 – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Какова тема нашего урока? (Слайд № 5, приложение 1) («Фразеологизмы»). Запишите её в тетради. (Учитель пишет на доске, ученики – в тетрадях).
2. Объяснение нового материала.
(Слайд № 6, приложение 1)
– Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение «заткнуть за пояс» является неделимым словосочетанием со значением: (слайд № 7, приложение 1).
Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Э. А. Вартаньян называл их «мудростью в портативной форме», или о «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений. Именно о них мы и поговорим.
– Запишите в тетрадь для теоретического материала определение фразеологизмов (слайд № 8, приложение 1).
Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение»). |
На уроке сегодня мы будем рассматривать, в основном, фразеологизмы, связанные с животным миром.
4. Закрепление нового материала.
1. Найдите фразеологизмы в отрывке из шуточного стихотворения П. Хмары, подчеркните, объясните их значение (слайд № 9, приложение 1). В случае затруднения пользуйтесь «Новым фразеологическим словарём русского языка» А.Д. Куриловой.
Зоологическая элегия
Я был в зачарованном мире,
В далеких волшебных краях.
Он плавает в сказочном море
На трех легендарных китах.
Там песнь лебединая льется,
Там гадкий утенок живет,
Там ищут заблудшие овцы
Баранов у новых ворот.
Там водится синяя птица,
Свистит по-разбойному рак,
Там лают на девять псов-рыцарей
Нерезаных десять собак.
Верблюд там в ушко от иголки
Пролезть почитает за труд,
И в шкурах овечьих там волки
Козлов отпущенья дерут.
2. Определите значение фразеологизмов (слайд № 10, приложение 1):
как с гуся вода, стреляный воробей, пускать козла в огород, писать как курица лапой, когда рак на горе свистнет, вставать с петухами, купить кота в мешке, заморить червячка, убить двух зайцев.
4. Подберите картинки к фразеологизмам (слайд № 11, приложение 1):
жить как кошка с собакой, взять быка за рога, делать из мухи слона, ехать зайцем, крутиться как белка в колесе, медведь на ухо наступил.
5. Распределите фразеологизмы, дающие оценку человеку на две группы: отрицательная и положительная оценка (слайд № 12, приложение 1), дайте объяснение фразеологизмам:
нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало
6. Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного (слайд № 13, приложение 1), пользуясь картинкой-подсказкой. Что обозначают эти выражения?
- Хитер как...
- Белая…
- Труслив как...
- … лапчатый
- Изворотлив как...
- Надут как...
- Нем как...
- Упрям как...
- Голоден как...
7. Закончите фразеологизмы, используя слова для справок (слайд №14, приложение 1). Объясните значение фразеологических оборотов.
- Делить шкуру неубитого…
- Купить…в мешке
- Набито как в бочке…
- Дуется как…на крупу
- Смотрит как…на новые ворота
- Ловить… в мутной воде
- Пускать…в огород
- Как…языком слизала
8. Подберите к данным фразеологизмам синонимы (слайд № 15, приложение 1).
Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей.
9. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок (слайд №16, приложение 1).
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).
5. Проверка и оценивание ЗУНКов
Устный опрос (слайд №17, приложение 1).
– Что такое фразеологизмы?
– Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?
– Приведите примеры фразеологизмов.
– Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица.
6. Рефлексия деятельности на уроке.
– Оцените, как вы работали сегодня на уроке (слайд №18, приложение 1): не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица.
– Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица (слайд № 19, приложение 1).
7. Домашнее задание.
1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)» (слайд № 20, приложение 1), используя следующие фразеологизмы:
точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.
2. Изучить дополнительный материал-презентацию Окорочковой А. «Фразеологизмы» (приложение 2), подготовиться к фронтальному опросу по данной презентации.
(слайд № 21, приложение 1).