Контрольный опрос учащихся с включением элементов игры на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Цель:

  • систематизация и обобщение ранее изученного материала, проверка знаний и умений на этапе итогового контроля;
  • развитие у учащихся способности  быстро и правильно  формулировать ответ на поставленные вопросы;
  • воспитание коллективного труда, культуры поведения, ответственного отношение к делу, привитие интереса к русскому языку.

Слово учитель
 
Итак, внимание! Начинаем наше состязание! Сегодня мы с вами находимся в царстве Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве, а именно в «Причастии и деепричастии». А наблюдать за нами будет уважаемое жюри.
Итак, сегодня встречаются 3 команды. Давайте с ними познакомимся. Правила игры: Игра состоит из разных заданий, но все они по теме: «Причастие и деепричастие». Это такие задания, как «Разминка», «Домашнее задание», «Конкурс капитанов», «Коллективные выполнения заданий» и заключительный конкурс: «Дальше, дальше». По окончании игры жюри объявляет о том, сколько баллов набрала каждая команда. Напоминаю, что за нарушение правил без предупреждения происходит снятие баллов.
Команды готовы, и мы проводим 1 конкурс «Разминка». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На обсуждение ответа на вопрос дается  5 секунд.
№ 1 «Разминка»   (2минуты)
В утверждениях, которые я буду произносить, есть лишний элемент. Необходимо поднять табличку с номером неправильного утверждения.

1. Все слова соответствуют схеме:

1. Залаявший пес
2. Поклеенные обои
3. Увидевший цель

2. Все слова являются краткими причастиями (буквы не проставлены):
1. Работа написан…а
2. Девочка рассеян…а
3. Документы потерян…ы

3. Все эти суффиксы – это суффиксы деепричастий.
1. А, Я
2. УЩ, ОМ, ИМ
3. ВШ, Ш
4. ВШИ

4. Причастие может быть:
1. Настоящего времени
2. Прошедшего времени
3. Будущего времени

5. Деепричастие обладает признаками:
1. Прилагательного
2. Глагола
3. Наречия

№ 2  «Домашнее задание» (5 минут)
Каждой команде предлагались репродукции для рассмотрения. Используя изображения, вам необходимо было составить  предложения с причастными  и деепричастными оборотами.
Начните свое выступления со следующих слов: передо мной  картина, изображающая…. Побеждает та команда, которая больше составила предложений с причастными  и деепричастными оборотами.

№3. «Игра корректор»  (на быстроту)         10 минут
Верните предложениям из ящика их первоначальный вид.
При транспортировке ящика «Предложения с причастными и деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. Восстановите предложения, не забывая правила пунктуации.

Повесть растущие в саду известна всем.
Цветы играющие во время урока красивы.
Ухажер гонимый ветром не пришел на встречу.
Отредактированные корректором тучи обещали дождь.
Купленные в магазине дети будут подвергнуты наказанию.
Попугай назначивший даме свидание оказался говорящим.
Поняв причину моей веселости месяц ослепил глаза
Все рассмеялись упав тяжело в мерзлую землю
Радостно улыбаясь лежал он и проклинал свою куцую кобылицу
Она вошла в комнату промелькнув из—за крыши
 
Отдайте свои результаты судьям.
Судьи, проверти работы, не забывая правила пунктуации, зачитайте получившиеся  предложения. 

4  «Конкурс капитанов»
Пока жюри  проверяет работы и подсчитывает количество заработанных командой баллов, мы обратимся к тем, кто ведет команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды.
Капитанам предстоит проявить сообразительность. В течение 4 минут они должны составьте  с указанными словосочетаниями предложения, поставив причастия после определяемого слова. Капитаны могут принести своей команде дополнительные 3 балла. Когда жюри вам скажет, что время закончилось, вы переворачиваете листочки.

Пример: Поднимающееся солнце.
Солнце, поднимающееся из-за гор, осветило поляну.
Улыбающийся ребенок
Лопнувшие почки
Мерцающие звезды
Скосивший траву старик
Поджаренный картофель

Жюри оглашает итоги 3 конкурса.
Проверка конкурса капитанов.

 №5 «Найди лишнее»      5 минут
А в это время команды становятся участниками конкурса.

 «Найди лишнее»
В каждом ряду выпиши лишнее слово
Вставьте пропущенные буквы, найдите  в ряду слов лишний элемент

  1. рваный, огни потушены, жареная  рыба, вареный картофель;
  2. обветренные руки, купленный товар, сушеные ягоды, нескошенная трава
  3. плетенная из веток  корзина,  сплетенная корзина, корзина сплетена, плетенная мамой корзина

По цепочке сначала команда 1 называет, сколько Н пишется в словах 1 ряда, затем 2 команда во втором ряду, далее 3 команда в 3 ряду.

6  «Распредели слова»
От каждой команды к доске должен выйти 1 участник и заполнить таблицу
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

7 «Выполни задание на слух»
А в то время, пока представители команд выполняют задание у доски,
я буду читать словосочетания, обращаясь по очереди к каждому участнику игры. Отвечающий должен четко произнести гласную  в суффиксе причастия. За правильный ответ начисляется по одному баллу.

1. Стелющийся туман  2. Сдержанный смех            3. Разбросанные вещи

1. Потерянная книга     2. Мастер, клеящий обои    3. Человек, уважаемый всеми

1. Нескошенная трава   2. Просеянная мука              3. Увядающий сад

1. Мальчик, держащий знамя  2. Погашенная лампа  3. Видимый результат 

1. Затеявший спор                2. Смотрящий спектакль    3. Нет лаявшей собаки 

1. Успокоившийся от стресса  2.Хлопочущий у плиты   3. Рубящий лес

1. Грохочущий вдали           2. Кающийся за грехи  3. Мающийся от безделья.

№ 6 Проверка выполнения работы учащихся у доски
Судьи используют проектор

8 Устная работа с сигнальными карточками Р(раздельно), С(слитно)
В течение 2 секунд  команда должна дать ответ, подняв нужную карту.
1. Не проверяемые ударением гласные; 2. недоумевая по поводу сложившихся обстоятельств; 3 никем не потревоженный зверь; 4. не вытащив невода; 5. места не изучены; 6. неисчерпаемые богатства; 7. невоспитанный человек; 8. неотправленное письмо; 9. никем не нарушаемая тишина; 10. не замеченная учеником ошибка; 11. палата не проветрена; 12. нераскрывшийся цветок; 13. рожь не сжата; 14. ещё не обжитое место; дичь, 15.  не пойманная в ловушку; 16.  не прочитанная, а просмотренная работа; 17.  не выступив в соревновании; 18. дома не построены; 19. не погашенные, а зажженные огни; 20. не читая книги.
Судьи подсчитывают, сколько дано неверных результатов. 

№ 9 «Самый быстрый»
Образуйте деепричастия от существительных, заменив или подставив одну букву
Удав-
Лак-
Гром-
Стол-
Век-

Итак, представители команд, огласите получившиеся результаты.
№ 10  «Сыщики» (5 минут)
Вам предлагаются для рассмотрения предложения, которые записаны в левой колонке, в правой колонке изображены их схемы. Задача сыщиков  заключается в нахождении схемы для предложенных предложений.
                           Впишите номера предложений в таблицу (знаки препинания не проставлены).

              
1. Стремясь выполнить задание к сроку строители работали без устали   1.          X, |^^^^^^^|.
2. Она увидела кота лезущего в трамвай   2.           …,|-.-. -.-.-|, =
3. Грохочущий вдали гром предвещал изменение погоды.   3.           =, |-.-. -.-.-|.
4. Кот растянувшись на полу спал, как у себя дома   4.          X, |^^^^^^^|,….
5. Он бежал постоянно оглядываясь по сторонам   5.           |^^^^^^^| X
6. Искры пылающие в ночи были похожи на звезды   6.           |-.-. -.-.-|, =

№11 Физкультминутка (участвуют по 1 представителю от команды»)

Если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх.
Одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим
№12  Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решает, кто же станет победителем. Конкурс «Дальше, дальше…»Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: «Дальше».

1 команда

  1. Часть речи, обозначающая признак предмета по действию.(причастие)
  2. Каким членом предложения подчеркивается деепричастный оборот? (Обстоя-м)
  3. В слове негаданный сколь н пишется? (НН)
  4. Что общего у наречия и деепричастия? (Неизменяемость)
  5. Причастия делятся на 2 вида? (сов., несов.)
  6. Какое окончание у причастия колышущееся знамя? (ее)
  7. Что такое деепричастный оборот? (деепр. + зав. слово)
  8. Какой суффикс в слове видимая? (им)
  9. Правильно ли, что написание гласной в суффиксе причастий прошедшего времени не зависит от спряжения? (да)
  10. Образуй деепричастие от глагола посеял.(посеяв)
  11.  Суффикс учи – это суффикс причастия или деепричастия? (деепр.)
  12.  Не продумав пишется слитно или раздельно? (раздельно)

2 команда

  1. В слове асфальтированный сколько н пишется? (НН)
  2. Какого вида бывает деепричастия?  (Сов, несов.)
  3. Как пишется не с деепричастием? (Раздельно)
  4. Что такое причастный оборот? (Прич+ зав. слово)
  5. Часть речи, обозначающая добавочное действие при основном глаголе. (деепричастие)
  6. Подгоняемый ветром  - это действительное или страдательное причастие? (страд.)
  7. Сколько н в слове капуста сварена?  (Н)
  8. Нужно определять спряжение глагола, чтобы написать суффикс деепричастия? (Нет)
  9. Не усилившийся, а затихающий дождь (не пишется  раздельно или слитно)(раздельно)
  10. От каких частей речи образовано причастие?  (от прилаг. и от глагола)
  11. Увидевшего – это причастие или деепричастие? (причаст.)
  12.  Какой суффикс забыт ущ, ющ, ащ, ящ, ом, им, нн, енн, т? (ЕМ)

3 команда
1. Слово  читая совершенного или несовершенного вида?  (несов.)
2. Деепричастие относится  к глаголу или существительному? (к глаг.)
3. У причастия или деепричастия есть краткая форма? (у причаст.)
4. Обособляется одиночное причастие? (нет)
5. Причастие может писать слитно; раздельно или слитно и  раздельно? (сл. и разд.)
6. Не с краткими причастиями пишется слитно или раздельно? (разд.)
7. В слове свежемороженый пишется  н  или нн? (Н)
8. Слова кожаный – это причастие или прилагательное? (прил-е)
9. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он обособляется или нет?  (нет)
10. Страдательное причастие обозначает признак того предмета,  над которым совершается действие. Так ли это?  (да)
11. Слово уважаемый пишется с суффиксом ем или им?  (ем)
12. Написание окончаний причастий определяется по вопросу. Так ли это? (да)

 №13  Подведение итогов, награждение участников.

Презентация