Урок-модуль по теме "Повторение изученного в разделе "Фонетика и графика"

Разделы: Русский язык


Комплексная дидактическая цель:

  • Усвоить, что изучает фонетика и графика, различие букв и звуков, образование и различие гласных и согласных звуков.
  • Знать об ударении, слоге, алфавите.
  • Выявить умение различать буквы и звуки, парные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
  • Выявить умение соблюдать нормы произношения, владеть способом действия при выборе на письме нужной орфограммы для обозначения мягкости согласного на письме, правописания гласных и согласных букв.
  • Обобщить знания учащихся по основным понятиям, правилам по данной теме, выявить степень подготовленности учащихся.
  • Активизировать деятельность учащихся на уроке новыми формами и методами обучения. Привить интерес к предмету.

Урок-модуль состоит из пяти учебных элементов (УЭ).

УЭ №1. «Лаборатория теоретиков» дает возможность учащимся повторить основные понятия и правила, используя взаимопроверку. (Маршрутный лист № 1, 2, 3, 4, карточка 1).

УЭ №2. «Лаборатория практиков» позволяет применить свои знания на практике. На данном этапе осуществляется взаимопроверка и самопроверка. (Маршрутный лист № 1, 2, 3, 4, карточка 2).

УЭ №3. «Лаборатория диагностики» позволяет применить свои знания на практике и узнать учащимся степень своей подготовленности по данной теме. Соответственно ей они осуществляют переход к УЭ № 4 (выходному контролю), который предусматривает два уровня.

УЭ №4. «Выходной контроль» помогает учителю и учащимся оценить полученные знания путем проведения фонетического разбора.

УЭ №5. Проверка работ самими учениками и выставление оценки. Затем в соответствии с этой полученной оценкой дается дифференцированное домашнее задание.

М-0 – Комплексная дидактическая цель.
М-1 – Входной контроль. Общие понятия о фонетике и графике.
М-2 – Общие понятия о гласных и согласных звуках; алфавит, слог; ударные и безударные гласные.
М-3 – Обозначение звонких и глухих согласных на письме с помощью мягкого знака.
М-4 – Двойная роль букв е, ё, ю, я.
М-5 – Фонетический разбор.
М-6 – Резюме.
М-7 – Выходной контроль.

Устная работа – М-1. Что такое фонетика и графика.

Вариант 1

КАРТОЧКА №2

1. Какие буквы из указанных названы неверно?

1) О (о); 2) М (м); 3) Д (д); 4) Н (н); 5) Ф (эф); 6) К (кэ).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

1) случай; 2) столяр; 3) портфель; 4) звонит; 5) средства.

3. Найти слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) город; 2) гром; 3) кружка; 4) глотка; 5) скользкий.

КАРТОЧКА №3

1. Найдите, какие из данных букв являются шипящими:

1) Ч; 2) Ж; 3) Ф; 4) Ш; 5) Х; 6) Щ.

2. Какие из данных согласных являются глухими?

1) Р; 2) П; 3) Д; 4) М; 5) Ф; 6) С.

3. Вставьте пропущенные буквы в слова:

1) сч...стье; 2) ш...нель; 3) ч...шка; 4) ч...вство; 5) брош...ра; 6)   заяч...его; 7) в...езд; 8) извес...но; 9) помощ...ник; 10) болел...щик; 11)          сынов...я.

4. Найдите «третье лишнее» слово:

  • 1) свитер; 2) ателье; 3) тенор;
  • 1) чувство; 2) баловство; 3) да здравствует;
  • 1) свитер; 2) свитер; 3) телега.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

(Вариант №1)

КАРТОЧКА №2

1. Неверно названы буквы

1) М (эм); 6) К (ка)

2. Правильно поставлены ударения в словах:

1) случай; 2) столяр.

3. Произношение расходится с написанием в следущих случиях:

1) город ([т]); 3) кружка ([ш]); 4) скользкий ([с]).

КАРТОЧКА №3

1. Шипящими являются следующие буквы:

4) Ш; 6) Щ

Глухие согласные:

2) П; 5) Ф; 6) С.

2.  1) счастье; 2) шинель; 3) чашка; 4) чувство; 5) брошюра; 6) заячьего; 7) вьезд; 8) известно; 9) помощник; 10) болельщик; 11) сыновья.

3. «Третье лишнее»:

3) тенор
2) баловство
3) телега

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

День

Д – [д'] – согласный, мягкий, парный, звонкий парный;
Е – [э] – гласный ударный;
Н – [н'] – согласный, мягкий, звонкий непарный;
Ь – [–]
________________
4 буквы 3 звука

Вариант 2

КАРТОЧКА №2

1. Какие буквы из указанных названы неверно?

1) Б (бе); 2) В (эв); 3) Г (гэ); 4) Л (эл); 5) С (сэ); 6) А (а).

2. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

1) километр; 2) ремень; 3) цыган; 4) партер; 5) доцент.

3. Найти слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) лодка; 2) пробка; 3) скользкий; 4) старушка; 5) утка.

КАРТОЧКА №3

1.  Найдите, какие из данных букв являются шипящими:

1) Ц; 2) Ч; 3) Щ; 4) Ж; 5) Р; 6) Ш.

Какие из данных согласных являются глухими?

1) Ч; 2) Ж; 3) Т; 4) С; 5) К; 6) Л.

2. Вставьте пропущенные буквы в слова:

1) по...щажа; 2) ж...ри; 3) параш...т; 4) рощ...; 5) ж...лет; 6) птич...его; 7) с...емка; 8) лес...ница; 9) камен...щик; 10) вскол...зь; 11) пер...я.

3. Найдите «третье лишнее» слово:

  • 1) что; 2) чтобы; 3) не что;
  • 1) конечно; 2) нарочно; 3) игрушечный;
  • 1) теннис; 2) тема; 3) текст.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

(Вариант 2)

КАРТОЧКА №2

1. Неверно названы буквы:

1) В (вэ); 5) С (эс).

2. Правильно поставлены знаки ударения в словах:

2) ремень; 4) партер.

3. Произношение расходится с написанием в следующих словах:

1) лодка ([т]); 2) коробка ([а], [п]); 3) скользкий ([с]).

КАРТОЧКА №3

1. Щипящими являются следущие буквы:

1) Щ; 6) Ш

Глухие согласные:

1) Ч; 3) Т; 4) С; 5) К.

2. 1) пощада; 2) жюри; 3) парашют; 4) роща; 5) жилет; 6) птичьего; 7) съемка; 8) лестница; 9) каменьщик; 10) вскользь; 11) перья.

 3. «Третье лишнее»

3) не за что;
3) игрушечный;
1) теннис.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Ёж

Ё –  [й] – согласный, мягкий, непарный, звонкий непарный.
        [о] – гласный ударный
Ж – [ш] – согласный, твердый, непарный, глухой парный.
_______________________
2 буквы  3 звука

УЭ №1 Содержание УЭ Указания к выполнению
1 2 3
М-2 Цель: обобщить знания о гласных и согласных, проверить знание алфавита, правописание гласных и согласных букв, выбора нужной орфограммы для обозначения мягкости на письме. Т – время
Отвечайте на вопросы по маршрутному листу № 1, 2, 3, 4 (карточка 1).
В случае затруднения – воспользуйтесь учебником.
  «ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИКОВ»  
10 баллов Ребята! Вы в учебной лаборатории, займитесь научной темой: «Фонетика и графика». Руководитель темы предлагает вам ответить на вопросы. Правильный ответ – 1 балл. Вопросы найдите в учебнике 5 кл. под редакцией М.М.Разумовской (2 часть) на стр. 6, упр. 169 Т = 15 мин.
Карточки меняются так: 1 <––> 2, 3 <––> 4.
Правильность ответов можно проверить по учебнику 5 кл. стр.7
УЭ №2 Цель: закрепить знания, умения и навыки по данной теме. Т = 15 мин.
Карточки меняются так: 1 <––> 2, 3 <––> 4.
  «ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИКОВ».  
М-3 Вы вскрыли пакет?  
М-4 Достаньте маршрутные листы.  
М-5

3 балла

Возьмите по карточке №2 и выполняйте задания. Затем поменяйтесь карточками со своими товарищами согласно маршрутному листу. После выполнения задания осуществите взаимопроверку по контрольному листу учителя и подсчитайте баллы. Каждое правильное задание – 1 балл.  
УЭ №3 Цель: проверить степень подготовленности ученика к выполнению выходного контроля. Т = 15 мин.
Карточки меняются так 1 <––> 2, 3 <––> 4.
  «ЛАБОРАТОРИЯ ДИАГНОСТИКИ».  
М-6

2 балла

Возьмите карточку №3, выполните задание, затем поменяйтесь карточками со своими товарищами согласно маршрутному листу. После выполнения задания осуществите взаимопроверку по контрольному листу учителя. Правильно выполненное задание – 1 балл.  
1 2 3
УЭ №4 «Выходной контроль» помогает учителю и учащимся оценить полученные знания путём проведения фонетического разбора. Т = 15 мин.
Карточки проверяются так:
1<––> 2, 3 <––> 4.
М-7

5 баллов

Оценивать так:

1 ошибка – 4 балла
2 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла
4 ошибки – 3 балла
5 ошибок – 2 балла
6 ошибок – 2 балла
7 ошибок – 1 балл

 
  Разберите слово «день» (1-й вариант)  
  Разберите слово «еж» (2-й вариант)