Комплексная дидактическая цель:
- Усвоить, что изучает фонетика и графика, различие букв и звуков, образование и различие гласных и согласных звуков.
- Знать об ударении, слоге, алфавите.
- Выявить умение различать буквы и звуки, парные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
- Выявить умение соблюдать нормы произношения, владеть способом действия при выборе на письме нужной орфограммы для обозначения мягкости согласного на письме, правописания гласных и согласных букв.
- Обобщить знания учащихся по основным понятиям, правилам по данной теме, выявить степень подготовленности учащихся.
- Активизировать деятельность учащихся на уроке новыми формами и методами обучения. Привить интерес к предмету.
Урок-модуль состоит из пяти учебных элементов (УЭ).
УЭ №1. «Лаборатория теоретиков» дает возможность учащимся повторить основные понятия и правила, используя взаимопроверку. (Маршрутный лист № 1, 2, 3, 4, карточка 1).
УЭ №2. «Лаборатория практиков» позволяет применить свои знания на практике. На данном этапе осуществляется взаимопроверка и самопроверка. (Маршрутный лист № 1, 2, 3, 4, карточка 2).
УЭ №3. «Лаборатория диагностики» позволяет применить свои знания на практике и узнать учащимся степень своей подготовленности по данной теме. Соответственно ей они осуществляют переход к УЭ № 4 (выходному контролю), который предусматривает два уровня.
УЭ №4. «Выходной контроль» помогает учителю и учащимся оценить полученные знания путем проведения фонетического разбора.
УЭ №5. Проверка работ самими учениками и выставление оценки. Затем в соответствии с этой полученной оценкой дается дифференцированное домашнее задание.
М-0 – Комплексная дидактическая цель.
М-1 – Входной контроль. Общие понятия о фонетике и
графике.
М-2 – Общие понятия о гласных и согласных звуках;
алфавит, слог; ударные и безударные гласные.
М-3 – Обозначение звонких и глухих согласных на
письме с помощью мягкого знака.
М-4 – Двойная роль букв е, ё, ю, я.
М-5 – Фонетический разбор.
М-6 – Резюме.
М-7 – Выходной контроль.
Устная работа – М-1. Что такое фонетика и графика.
Вариант 1
КАРТОЧКА №2
1. Какие буквы из указанных названы неверно?
1) О (о); 2) М (м); 3) Д (д); 4) Н (н); 5) Ф (эф); 6) К (кэ).
Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:
1) случай; 2) столяр; 3) портфель; 4) звонит; 5) средства.
3. Найти слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) город; 2) гром; 3) кружка; 4) глотка; 5) скользкий.
КАРТОЧКА №3
1. Найдите, какие из данных букв являются шипящими:
1) Ч; 2) Ж; 3) Ф; 4) Ш; 5) Х; 6) Щ.
2. Какие из данных согласных являются глухими?
1) Р; 2) П; 3) Д; 4) М; 5) Ф; 6) С.
3. Вставьте пропущенные буквы в слова:
1) сч...стье; 2) ш...нель; 3) ч...шка; 4) ч...вство; 5) брош...ра; 6) заяч...его; 7) в...езд; 8) извес...но; 9) помощ...ник; 10) болел...щик; 11) сынов...я.
4. Найдите «третье лишнее» слово:
- 1) свитер; 2) ателье; 3) тенор;
- 1) чувство; 2) баловство; 3) да здравствует;
- 1) свитер; 2) свитер; 3) телега.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
(Вариант №1)
КАРТОЧКА №2
1. Неверно названы буквы
1) М (эм); 6) К (ка)
2. Правильно поставлены ударения в словах:
1) случай; 2) столяр.
3. Произношение расходится с написанием в следущих случиях:
1) город ([т]); 3) кружка ([ш]); 4) скользкий ([с]).
КАРТОЧКА №3
1. Шипящими являются следующие буквы:
4) Ш; 6) Щ
Глухие согласные:
2) П; 5) Ф; 6) С.
2. 1) счастье; 2) шинель; 3) чашка; 4) чувство; 5) брошюра; 6) заячьего; 7) вьезд; 8) известно; 9) помощник; 10) болельщик; 11) сыновья.
3. «Третье лишнее»:
3) тенор
2) баловство
3) телега
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
День
Д – [д'] – согласный, мягкий, парный, звонкий парный;
Е – [э] – гласный ударный;
Н – [н'] – согласный, мягкий, звонкий непарный;
Ь – [–]
________________
4 буквы 3 звука
Вариант 2
КАРТОЧКА №2
1. Какие буквы из указанных названы неверно?
1) Б (бе); 2) В (эв); 3) Г (гэ); 4) Л (эл); 5) С (сэ); 6) А (а).
2. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.
1) километр; 2) ремень; 3) цыган; 4) партер; 5) доцент.
3. Найти слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) лодка; 2) пробка; 3) скользкий; 4) старушка; 5) утка.
КАРТОЧКА №3
1. Найдите, какие из данных букв являются шипящими:
1) Ц; 2) Ч; 3) Щ; 4) Ж; 5) Р; 6) Ш.
Какие из данных согласных являются глухими?
1) Ч; 2) Ж; 3) Т; 4) С; 5) К; 6) Л.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова:
1) по...щажа; 2) ж...ри; 3) параш...т; 4) рощ...; 5) ж...лет; 6) птич...его; 7) с...емка; 8) лес...ница; 9) камен...щик; 10) вскол...зь; 11) пер...я.
3. Найдите «третье лишнее» слово:
- 1) что; 2) чтобы; 3) не что;
- 1) конечно; 2) нарочно; 3) игрушечный;
- 1) теннис; 2) тема; 3) текст.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
(Вариант 2)
КАРТОЧКА №2
1. Неверно названы буквы:
1) В (вэ); 5) С (эс).
2. Правильно поставлены знаки ударения в словах:
2) ремень; 4) партер.
3. Произношение расходится с написанием в следующих словах:
1) лодка ([т]); 2) коробка ([а], [п]); 3) скользкий ([с]).
КАРТОЧКА №3
1. Щипящими являются следущие буквы:
1) Щ; 6) Ш
Глухие согласные:
1) Ч; 3) Т; 4) С; 5) К.
2. 1) пощада; 2) жюри; 3) парашют; 4) роща; 5) жилет; 6) птичьего; 7) съемка; 8) лестница; 9) каменьщик; 10) вскользь; 11) перья.
3. «Третье лишнее»
3) не за что;
3) игрушечный;
1) теннис.
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Ёж
Ё – [й] – согласный, мягкий,
непарный, звонкий непарный.
[о] – гласный
ударный
Ж – [ш] – согласный, твердый, непарный,
глухой парный.
_______________________
2 буквы 3 звука
УЭ №1 | Содержание УЭ | Указания к выполнению |
1 | 2 | 3 |
М-2 | Цель: обобщить знания о гласных и согласных, проверить знание алфавита, правописание гласных и согласных букв, выбора нужной орфограммы для обозначения мягкости на письме. | Т – время Отвечайте на вопросы по маршрутному листу № 1, 2, 3, 4 (карточка 1). В случае затруднения – воспользуйтесь учебником. |
«ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИКОВ» | ||
10 баллов | Ребята! Вы в учебной лаборатории, займитесь научной темой: «Фонетика и графика». Руководитель темы предлагает вам ответить на вопросы. Правильный ответ – 1 балл. Вопросы найдите в учебнике 5 кл. под редакцией М.М.Разумовской (2 часть) на стр. 6, упр. 169 | Т = 15 мин. Карточки меняются так: 1 <––> 2, 3 <––> 4. Правильность ответов можно проверить по учебнику 5 кл. стр.7 |
УЭ №2 | Цель: закрепить знания, умения и навыки по данной теме. | Т = 15 мин. Карточки меняются так: 1 <––> 2, 3 <––> 4. |
«ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИКОВ». | ||
М-3 | Вы вскрыли пакет? | |
М-4 | Достаньте маршрутные листы. | |
М-5 3 балла |
Возьмите по карточке №2 и выполняйте задания. Затем поменяйтесь карточками со своими товарищами согласно маршрутному листу. После выполнения задания осуществите взаимопроверку по контрольному листу учителя и подсчитайте баллы. Каждое правильное задание – 1 балл. | |
УЭ №3 | Цель: проверить степень подготовленности ученика к выполнению выходного контроля. | Т = 15 мин. Карточки меняются так 1 <––> 2, 3 <––> 4. |
«ЛАБОРАТОРИЯ ДИАГНОСТИКИ». | ||
М-6 2 балла |
Возьмите карточку №3, выполните задание, затем поменяйтесь карточками со своими товарищами согласно маршрутному листу. После выполнения задания осуществите взаимопроверку по контрольному листу учителя. Правильно выполненное задание – 1 балл. | |
1 | 2 | 3 |
УЭ №4 | «Выходной контроль» помогает учителю и учащимся оценить полученные знания путём проведения фонетического разбора. | Т = 15 мин. Карточки проверяются так: 1<––> 2, 3 <––> 4. |
М-7 5 баллов |
Оценивать так: 1 ошибка – 4 балла |
|
Разберите слово «день» (1-й вариант) | ||
Разберите слово «еж» (2-й вариант) |