Цель:
- обобщить знания учащихся о глаголе как части речи,
- показать роль глаголов в языке и речи,
- обогатить речь учащихся глаголами наиболее ярких лексико-семантических групп,
- воспитывать интерес к слову, к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Слово “чемпион” (франц.) – победитель в соревнованиях по какому-то виду спорта. (Запись в словарик.)
2. Словарный диктант. Окрестность-слав., ароматный-греч., солдат-испан., апельсин-франц., брошюра-франц., жюри, парашют, (из каких языков пришли к нам эти слова?), с опытным врачом, хлеб горяч, мягкая шерстка, барьер, баскетбол, пожалуйста.
III. Изучение нового материала.
3. Восстановить деформированный текст. (Проецируется текст.)
В..сна г..л..сов. Приг…баясь, кр..чит на телеграфном ст..лбе в..рона. Над л..сной проталиной тр..пещ..т жаворонок. В светлых б..р..зняках- теньканье, посвисты, невнятное щ..бетанье. Под снегом в лощине т..чет булькает в..да. Я присел на п…нек и радуюсь приходу в…сны.
Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?
Какие слова передают звуки, музыку весны?
Учитель: Вы ,наверное, обратили внимание на то ,что в тексте присутствуют глаголы. Именно они создают обстановку весны , движения, радости.
На удивительную силу глагола обращали внимание многие лингвисты. (На доске)
“ГЛАГОЛ ПРИДАЕТ РЕЧИ ЖИЗНЬ – ПРИСУТСТВИЕМ СВОИМ ЖИВОТВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА” Н.Греч.
Слово “глагол” пришло к нам из старославянского языка. Глаголить – говорить. Одним из его значений было слово “речь”, “речь вообще”. Именно в этом смысле в стихотворении А.С.Пушкина “Пророк” звучат строки “Глаголом жги сердца людей”. Именно с помощью глагола мы узнаем, что в мире двигается, говорит, меняет краски, звуки. Вместе с именем существительным глагол – чемпион по употребляемости.
Учитель: Сегодня мы заглянем в различные области русского языка, чтобы узнать, насколько весомо слово, и в частности, глагол.
Старославянская азбука получила название от слова “глагол” – глаголица. Глагол – слово. Многие писатели и поэты во все времена хотели сохранить и передать потомкам красоту слова.
В 1942 году, когда наша страна подверглась страшным испытаниям, поэтесса А.Ахматова писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Какие глаголы встретили вы в стихотворении?
(Запись: знаем, лежит, совершается, пробил, не покинет, лечь, остаться, сохраним).
Учитель: Итак, что же обозначают глаголы?
Первая область деятельности глаголов – ДВИЖЕНИЯ. Посмотрите на иллюстрацию, которую изобразила Виолетта. Насколько плавны и грациозны движения танцоров.
Давайте вспомним и запишем пословицы, где глаголы содержат значение движения.
“Не спеши языком-торопись делом”.
Чтение отрывка и нахождение в нем глаголов движения.
Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески и по грибы, и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках. (В.Брюсов)
7. Физкультминутка
Встаньте и дружно поприветствуем глаголы движения, ведь движение – это жизнь.
Учитель: давайте вспомним пословицы, где глаголы “отвечают” за чувства.
Запись “Кто кого обидит- тот того и ненавидит”.
А теперь запишите несколько предложений с глаголами чувств на тему: “Мой друг у доски”.
Посмотрите на следующий рисунок. Учитель у доски объясняет тему. Сейчас в работу включились глаголы речи. Вспомним о них пословицу: Меньше говори, а больше делай. (Запись)
(НА ДОСКЕ ПРОЕЦИРУЮТСЯ: проговорил, промолвил, прокричал, прошипел, прошептал, спросил, ответил, пролепетал, проворчал. Как эти слова характеризуют человека?
Последняя область глаголов – ЗВУЧАНИЕ.
Вспомним пословицу: “Как аукнется- так и откликнется”.
V. Закрепление изученного.
1. Текст предложен в учебнике упр. 610.
Задание: Как звучит лесной оркестр, выпишите глаголы, передающие звуки леса.
Вывод-обобщение. А еще есть глаголы, которые помогают нам быть добрыми, внимательными. (Чтение учеником стих-я)
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, большеВедь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Пусть все слова русского языка служат вам добрую службу. (В заключение ученица читает стих-е)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьется,То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Итог урока. Д.з. упр. 609., сл.сл.