Цели: развитие умения проводить связь звук - буква, анализ слов, сравнивать слова, обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме.
Развивающие:
- развитие умения проводить связь звук - буква, анализ слов, сравнивать слова, обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком;
- развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие у учащихся, рациональное использование времени на уроке.
В классе 29 человек:
мальчиков - 18 ч.
девочек - 11 ч.
На "5" - 4 чел.,
на "4, 5" - 11 чел.,
на "3, 4, 5" - 12 чел.,
с одной 3 - 2 чел. по русскому языку
Тип урока - комбинированный:
- повторение изученного;
- объяснение нового материала;
- работа по развитию речи.
Место в теме - первый урок.
Методы переплетаются с принципами.
Использов. беседы, ИКТ, практическую работу.
Принципы - доступность, сознательность, (понимание учащимися изучаемого материала), наглядность, систематизирование и последовательность изучаемого материала.
Межпредметная связь - связь с другими предметами - чтение.
Триединая дидактическая цель достигнута.
- Данный материал соответствует программе обучения.
- В течение урока работала со всеми детьми и индивидуально.
- Проверяла каждый этап урока и использовала самоконтроль учащихся.
1) Жужжащие чтение.
Разминка по системе В. Зайцева
2) Проверка д./з.: с. 23, №144
Текст на экран.
Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет.
(О. Высотская)
Вопросы учителя.
Какое значение имеет слово зарядка в этом тексте?
(зарядка - это здоровье)
Составьте предложение со словом зарядка.
(По утрам я делаю зарядку)
Сколько слогов в слове зарядка?
(3)
Почему?
(3 гл.б.)
Как будем переносить?
(за-рядка, заряд-ка)
Найдите в тексте слова, которые нельзя переносить.
(очень, быть)
Почему?
(о-чень - 2 слога (1 буква не переносится), быть - 1 слог)
3) Отгадайте загадки:
Назовите-ка, ребята,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
(декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(январь)По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?
(февраль)
Что объединяет эти слова?
(Они обозначают зимние месяцы)
Обратите внимание на согласный звук в конце каждого слова.
Что вы можете сказать о нем?
(Он мягкий)
Внимание на доску!
На прошлом уроке мы говорили о гласных буквах, которые обозначают мягкость согласного.
Что же в этих словах обозначает мягкость согласного?
(ь знак)
Стихотворение "Мягкий знак" читает ученик.
Мягкий знак - хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Сегодня на уроке мы будем учиться записывать слова, в которых мягкость согласного обозначают не только гласные буквы.
4) Работа в тетради.
Запишите число.
Классную работу.
Тему. (Мягкий знак)
5) Чистописание.
ь ь ь ь
мь ль ть сь рь
6) Словарь (зрительно-слуховой):
ребята, собака, посуда, Москва, девочка, работа, тетрадь.
ученик пишет на доске и объясняет
Коллективная проверка
7) Зв-буквы анализ.
Тетрадь - 7 б., 6 зв.
Почему?
(ь знак не является звуком)
Юля - 3 б., 4 зв.
Почему?
(буква "ю" дает 2 звука)
Почему?
(буква "ю" в начале слова)
8) Работа с учебником. с. 25, упр. 146.
О каком месяце так говорят?
:год кончает, зиму начинает. | январь |
:году начало, зиме середина. | декабрь |
Произнеси название месяцев.
(декабрь, январь)
Какой звук слышится в конце слов?
[р`]
Какими буквами обозначен этот звук?
рь
Спишите эти предложения.
Физминутка.
9) Внимание на экран.
Дверь -двор
Олень - слон
Сом - семь
Лес - гусь
суп - цепь
Произнесите два слова
(дверь - двор)
Произнесите только звуки на конце этих слов
([р`] - [р])
Сравните эти звуки.
(Они мягкие и твердые)
Выпишите слова с мягким знаком в строчку.
Как запишем первое слово?
(с большой буквы)
Какие слова записали?
(Дверь, олень, семь, гусь, цепь)
Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может тоже обозначать мягкость согласного?
(буква ь знак)
10) Физминутка.
11) Закрепление.
Внимание на экран:
Измени слова так, чтобы они называли один предмет.
Образец: Окуни - окунь
Голуби -
Лоси -
Цепи -
12) Проверка выполненного задания.
Прочитай слова, которые ты записал.
Как ты обозначил мягкость согласного на конце слова?
(Буквой ь знак)
13) Подведем итог.
Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может тоже обозначать мягкость согласного?
(Буква ь знак)
14) Читаем Правило с экрана:
На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком (ь):
тетрадь, день, портфель.
Придумай свой пример, где мягкий знак обозначает мягкость согласного
15) Итог урока.
Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может тоже обозначать мягкость согласного?
(Буква ь знак)
16) Оценки за урок.
17) Д./з. с. 26, № 149, пр. с. 26.
18) Урок окончен.