Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Цель урока: формировать навыки анализа текста и навыки написания сочинения на основе заданной типологической структуры.
План урока
Этап |
Цель и содержание этапа урока |
Время |
Организационный момент |
Приветствие учащихся. Постановка цели урока. |
3 |
Актуализация опорных знаний. |
Фронтальная беседа.
Орфографическая работа. |
7 |
Этап систематизации и обобщения изученного. |
Анализ текста. Определение
типа и стиля предложенного текста. Повторение
сведений о структуре текста. |
13 |
Этап проверки и обобщения работы в группах. |
Фронтальная беседа.
Выступления учащихся. Дискуссия. |
5 |
Этап подготовки к написанию сочинения. |
Начало работы над сочинением-рассуждением. |
15 |
Подведение итогов урока. |
Рекомендации по написанию сочинения дома. |
2 |
ХОД УРОКА
Книги обладают способностью бессмертия.
Сэмлоэл Смайлс
I. Сообщение темы и цели урока
Вступительное слово учителя, запись даты и темы учащимися.
– На сегодняшнем уроке мы обобщим знания об элементах анализа текста публицистического стиля, его типологической структуре. Результатом вашей деятельности будет творческая работа.
II. Работа с эпиграфом
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сэмлоэла Смайлса (учитель читает эпиграф).
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Всякая ли книга бессмертна?
– Текст, который мы будем анализировать, тоже о книге, а написал его блестящий литературный критик, прозаик, литературовед Владимир Яковлевич Лакшин.
III. Cлушание текста
Считают иногда, что в век ракет и лазера
новые средства ко(м,мм)уникации и информации
оттеснят книгу, а вместе с нею и интерес к нашим кумирам-кла(сс,
с)икам. И бытовой рассудок по
(?)тверждает: человечество начинает читать
меньше, книга не в ф(о,ав)оре, книга не в
чести. И как (ни, не) стараются книгоиздатели во
всем мире осовременить облик книги, в ней всегда
будет оттенок «ретро», чего-то старомодного,
сродни веку кринолинов и сюртуков. Не
близка ли смерть книги?
Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. Книгу
трудно заменить даже как привычный для человека
источник глубокой информации. Но уж книгу
художественную, литературу в высоком смысле, не
вытеснить ни компакт (?)дисками, ни видео(записью).
У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней
беседуешь, перелистывая страницы, один на один
вступаешь с автором в немой диалог. Почему
диалог? Да потому что книга – хорошая, мудрая
книга – требует труда мысли, сознания,
воображения. Настоящая книга – это огромный сгусток
энергии, но высвобождается эта духовная
энергия лишь тогда, когда читатель обладает
достаточным потенциалом культуры,
делающим возможным полноце(н,нн)ое восприятие
текста. Иными словами: творят не только писатели,
творит и читатель, для которого за страницами
книги созидается живой мир. И, как
результат труда над книгой, возникает чувство
насл(о,а)ждения, восхищения мыслью или красотой,
которые (на)долго остаются в памяти, входят в
душу.
Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!
(В. Лакшин.)
– Какое впечатление произвел на вас
текст В. Лакшина?
– Для того чтобы текст «открылся», необходимо
понять смысл слов и выражений.
IV. Лексическая работа с текстом
Задание 1 выполняли дома специалисты по лексике.
- Объясните лексическое значение выделенных слов и выражений, употребленных в переносном значении.
Выступления учащихся.
– А теперь перейдем к практической работе.
V. Практическая работа
Задание 2, 3 выполняют все.
- Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте их и графически объясните орфограммы.
- Найдите предложения с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами, составьте схему однородных членов. Объясните постановку запятых.
- Найдите предложение с причастным оборотом, объясните схематически постановку запятых.
Проверка задания: чертят схемы на доске специалисты по синтаксису, объясняют орфограммы специалисты по грамматике.
– А сейчас мы вспомним сведения, необходимые для анализа текста и написания сочинения-рассуждения.
VI. Повторение теории
Задание 4 составили специалисты по теории.
- Что такое анализ текста?
- Как строится тип речи рассуждение?
VII. Исследование текста с точки зрения типологической структуры и стиля
VIII. Беседа
- Сколько абзацев в тексте?
- Определите тип речи.
- В каком абзаце автор ставит проблему? Найдите и прочитайте.
- Какова точка зрения автора? Прочитайте.
- Какие аргументы приводит он в защиту книги? Назовите ключевые слова и запишите в тетрадь.
- К какому выводу приходит автор?
- Как вы думаете, проблема, поставленная автором, является актуальной?
- Для какого стиля характерна общественно-значимая проблема?
IX. Определение стиля и его характерных признаков
Задание 5 выполняют все. Объясняют специалисты по стилистике.
Заполните таблицу в тетради.
Тип речи |
|
Стиль |
|
Жанр |
|
Сфера применения |
|
Функции |
|
Ведущая стилевая черта |
|
Языковые средства стиля |
|
Выступление учащихся. Оценка экспертов.
– Итак, мы исследовали текст, убедились, в том, что он является образцом публицистического стиля, типа речи рассуждение.
X. Учимся писать сочинение-рассуждение
1. Выразите собственное отношение к авторской позиции, соглашаясь (не соглашаясь) с мнением автора. «Но уж книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видеозаписью».
Используйте разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка:
а) сложноподчиненные предложения, например:
Я разделяю точку зрения автора, так как...
Мне близка точка зрения автора, поскольку…
Позиция автора убедительна, потому что…
б) риторический вопрос и ответ на него,
например:
Разве можно не согласиться с автором текста?
Конечно, нет. Он прав, убеждая нас в том, что…;
в) предложения с использованием вводных слов: во-первых, во-вторых, действительно.
2. Приведите примеры
Как повлияла книга на мои поступки,
мысли, чувства?
Какие высказывания писателей о книге я помню?
3. Вывод
Автор текста поднимает актуальную
проблему…
Мысль автора …является актуальной в наше время…
Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом.
Домашнее задание
– Отредактируйте сочинение.
Возможен второй вариант задания.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые надолго остаются в памяти, входят в душу».
1. Сформулируйте и запишите свой тезис об общем смысле фразы текста (предложение утвердительного характера).
Какую мысль я буду доказывать?
2. Запиши аргументы к тезису.
Почему я так думаю?
Какие могу привести доказательства?
Внимание!
Воспользуйтесь ключевыми словами текста.
Для связи аргументов с тезисом выберите один из
союзов: так как, потому что, хотя и др.
3. Приведите примеры
Как повлияла книга на мои поступки,
мысли, чувства?
Какие высказывания писателей о книге я помню?
4. Сделайте вывод (предложение утвердительного характера).
Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом.