Открытый урок "От анализа текста – к сочинению-рассуждению"

Разделы: Русский язык


Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Цель урока: формировать навыки анализа текста и навыки написания сочинения на основе заданной типологической структуры.

План урока

Этап

Цель и содержание этапа урока

Время

Организационный момент

Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

3

Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа. Орфографическая работа.
Чтение текста.

7

Этап систематизации и обобщения изученного.

Анализ текста. Определение типа и стиля предложенного текста. Повторение сведений о структуре текста.
Лексическая работа.

13

Этап проверки и обобщения работы в группах.

Фронтальная беседа. Выступления учащихся. Дискуссия.
Коррекция знаний учащихся.

5

Этап подготовки к написанию сочинения.

Начало работы над  сочинением-рассуждением.

15

Подведение итогов урока.

Рекомендации по написанию сочинения дома.

2

ХОД УРОКА

Книги обладают способностью бессмертия.

Сэмлоэл Смайлс

I. Сообщение темы и цели урока

Вступительное слово учителя, запись даты и темы учащимися.

– На сегодняшнем уроке мы обобщим знания  об элементах анализа текста публицистического стиля, его типологической структуре. Результатом вашей деятельности будет творческая работа.

II. Работа с эпиграфом

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сэмлоэла Смайлса (учитель читает эпиграф).

  • Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  • Всякая ли книга  бессмертна?

– Текст, который мы будем анализировать, тоже о книге, а написал его блестящий литературный критик, прозаик, литературовед Владимир Яковлевич Лакшин.

III. Cлушание текста

Считают иногда, что в век ракет и лазера новые средства ко(м,мм)уникации и информации оттеснят книгу, а вместе с нею и интерес к нашим кумирам-кла(сс, с)икам. И бытовой рассудок по (?)тверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в ф(о,ав)оре, книга не в чести. И как (ни, не) стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней всегда будет оттенок «ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. Не близка ли смерть книги?
Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. Книгу трудно заменить даже как привычный для человека источник глубокой информации. Но уж книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт (?)дисками, ни видео(записью).
У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга – хорошая, мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. Настоящая книга – это огромный сгусток энергии, но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда  читатель обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноце(н,нн)ое восприятие текста. Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. И,  как результат труда над книгой, возникает чувство насл(о,а)ждения, восхищения мыслью или красотой, которые (на)долго остаются в памяти, входят в душу.
Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!

(В. Лакшин.)

– Какое впечатление произвел на вас текст В. Лакшина?
– Для того чтобы текст «открылся», необходимо  понять смысл слов и выражений.

IV. Лексическая работа с текстом

Задание 1  выполняли дома специалисты по лексике.

  • Объясните лексическое значение выделенных  слов и выражений, употребленных в переносном значении.

Выступления учащихся.  

– А теперь перейдем к практической работе.

V.  Практическая работа

Задание 2, 3 выполняют все.

  • Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте их и графически объясните  орфограммы.
  • Найдите предложения с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами, составьте  схему однородных членов. Объясните постановку запятых.
  • Найдите предложение с причастным оборотом, объясните схематически постановку запятых.

Проверка задания: чертят схемы на доске специалисты по синтаксису, объясняют орфограммы   специалисты по грамматике.

– А сейчас мы вспомним сведения, необходимые для анализа текста и написания сочинения-рассуждения.

VI. Повторение теории

Задание 4 составили специалисты по теории.   

  • Что такое  анализ текста?
  • Как строится тип речи рассуждение?

VII. Исследование текста с точки зрения типологической структуры и стиля

VIII. Беседа

  • Сколько  абзацев в тексте?
  • Определите тип речи.
  • В каком абзаце автор ставит проблему? Найдите и прочитайте.
  • Какова точка зрения автора? Прочитайте.
  • Какие аргументы приводит он в защиту книги? Назовите ключевые слова и запишите в тетрадь.
  • К какому выводу приходит автор?
  • Как вы думаете,  проблема, поставленная автором, является актуальной?
  • Для какого стиля характерна общественно-значимая проблема?

IX. Определение стиля и его характерных признаков

Задание 5 выполняют все. Объясняют специалисты по  стилистике.

Заполните таблицу в тетради.

Тип речи

                                       

Стиль

 

Жанр

 

Сфера применения

 

Функции

 

Ведущая стилевая черта

 

Языковые средства стиля

 

Выступление учащихся.  Оценка экспертов.

– Итак, мы исследовали текст, убедились, в том, что он является образцом публицистического стиля, типа речи рассуждение.

X. Учимся писать сочинение-рассуждение

1. Выразите собственное отношение к авторской позиции, соглашаясь (не соглашаясь) с мнением автора. «Но уж книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видеозаписью».

Используйте разнообразные грамматические конструкции и  лексическое богатство языка:

а) сложноподчиненные предложения, например:

Я разделяю точку зрения автора, так как...
Мне близка точка зрения автора, поскольку…
Позиция автора убедительна, потому что…

б) риторический вопрос и ответ на него, например:
Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет. Он прав, убеждая нас в том, что…;

в) предложения с использованием вводных слов:  во-первых,  во-вторых, действительно.

2. Приведите примеры

Как повлияла книга на мои поступки, мысли, чувства?
Какие высказывания писателей о книге я помню?

3. Вывод

Автор текста поднимает актуальную проблему…
Мысль автора …является актуальной в наше время…

Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом.

Домашнее задание

– Отредактируйте сочинение.

Возможен второй вариант задания.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «И,  как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые надолго остаются в памяти, входят в душу».

1. Сформулируйте и запишите свой тезис об общем смысле фразы текста (предложение утвердительного характера).

Какую мысль я буду доказывать?

2. Запиши аргументы к тезису.

Почему я так думаю?
Какие могу привести доказательства?
Внимание!
Воспользуйтесь ключевыми словами текста.
Для связи аргументов с тезисом выберите один из союзов: так как, потому что, хотя  и др.

3. Приведите примеры

Как повлияла книга на мои поступки, мысли, чувства?
Какие высказывания писателей о книге я помню?

4. Сделайте вывод  (предложение утвердительного характера).

Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом.