Русский язык
-
Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения "Я сижу на берегу моря…" 2011
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся, создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.
-
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. 5-й класс 2011
Методическая разработка урока по русскому языку для 5-го класса, в которую включены все необходимые этапы урока, логично связанные между собой, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению предмета. Большую ценность представляет электронное пособие, созданное самим участником конкурса, позволяющее учащимся самостоятельно работать на компьютере с целью закрепления изученного материала и сразу увидеть результат выполнения предложенных заданий.
-
Понятие об этимологии 2011
Сведения об этимологии формируют навык работы со справочной литературой. Умение производить этимологический разбор слова помогает учащимся выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, способствует правильному написанию слова.
-
Глагол. 4-й класс 2011
Учебно-поисковая деятельность на уроке способствует развитию творческого мышления у младших школьников. На данном уроке обобщаются и закрепляются знания и умения учащихся по теме "Глагол"; используется презентация.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся и качественной подготовки к ЕГЭ 2011
В статье автор рассказывает о своем опыте, который позволил сделать вывод о целесообразности применения проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ для развития творческих способностей, качественной подготовки к сдаче ЕГЭ.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" 2011
Учащиеся на уроке вспоминают о творчестве Ф.И. Тютчева, дают дополнительные сведения, связав их с практической деятельностью, совершенствуют умение владеть лингвистической терминологией, повышают языковую культуру.
-
Обобщение знаний о тексте 2011
Материал представляет собой сценарий метаурока по русскому языку, направленного на разграничение понятий «знание» и «информация» на материале текстов.
-
Правописание имен прилагательных. 6-й класс 2011
Виды работы, использованные на уроке, позволяют повторить теоретический материал, отработать изучаемую орфограмму, а также продолжить работу по развитию памяти и внимания учащихся. Используемая в процессе урока презентация позволяет повысить мотивацию учащихся, организовать проверку и самопроверку выполняемых заданий.
-
Наш "космический дом". 9-й класс 2011
Урок знакомит с планетами солнечной системы, с терминами. Учащиеся повторяют сложные предложения, особенности текста – описание, развитие умений выступления перед аудиторией.
-
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 5-й класс 2011
Цели урока: развивать умение находить однородные члены, обобщающие слова при однородных членах; вырабатывать навык грамотного объяснения постановки знаков препинания при однородных членах предложения, в том числе с обобщающими словами; совершенствовать навык использования однородных членов в предложениях; формировать интерес к произведениям С.Я. Маршака.
-
Функциональные стили речи литературного языка 2011
Конспект урока русского языка и культуры речи для учащихся 2-го курса педагогического лицея и учащихся 11-х классов. Представленная разработка поможет преодолеть проблему недостаточного обеспечения УМК по русскому языку и культуре с национально-региональным компонентом. Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Функциональные стили речи»; совершенствование навыков правописания, этимологического и лингвостилистического анализов текста и построения публичной речи.
-
Учимся писать письма. "Мы вспоминаем всякий раз тех, кто страну родную спас" 2011
Данный урок можно провести между параллелями второго и третьего классов. Это занятие учит детей написанию писем, грамотному заполнению конвертов. На уроке дети написали письмо ветерану, учителю, президенту. Имеется презентация.
-
"За словом в карман…" (Из опыта сотрудничества учителей русского языка и литературы г. Саянска с региональным еженедельником "Новые горизонты") 2011
Дежурные по рубрике отвечают на вопросы читателей, публикуют свои наблюдения за языковыми явлениями, следят за соблюдением норм русского языка в общественных местах города, печатают интересные материалы о происхождении слов, о значении слов и выражений – все то, что способствует популяризации грамотного и красивого русского языка.
-
Интегрированный урок-игра "Сказки и речевой этикет". 5-й класс 2011
Урок можно использовать не только на уроке русского языка, но и как внеклассное мероприятие в 5-м классе. Форма интегрированного урока будет очень интересна ученикам, так как на нем дети узнают о правилах речевого этикета и о различных ситуациях, где уместно его употребление через игру, инсценирование, чтение стихов, развивающих заданий.
-
Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" и Н.А. Заболоцкого "Гроза" (занятие элективного курса) 2011
Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни.
-
Второстепенные члены предложения. 5-й класс 2011
Учитель проводит урок по повторению и углублению понятий о главных и второстепенных членах предложения. Развивает познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать.
-
Проблемы обучения письменной русской речи в школе 2011
Умение свободно излагать свои мысли в письменной форме – это сложное умение, требующее от учащихся овладения определенными действиями, приемами работы. Одно из направлений в работе по развитию письменной речи учащихся – это обучение нормам литературного языка, в том числе орфографическим и пунктуационным.
-
Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс 2011
Урок продолжает систему уроков по изучению темы "Осложнённое предложение" в 8-м классе. Он позволяет охватить большой объём информации по теме, проанализировать и систематизировать её.
-
Употребление местоимений в речи 2011
Урок разработан в рамках личностно ориентированного обучения. При подготовке и проведении урока использована технология дифференцированного обучения. Дифференцированный подход повышает эффективность обучения на заключительных уроках по изучению темы "Местоимения". На них основное место занимает обсуждение роли местоимений в речи.
-
Ойконимия поселка Таксимо 2011
Основная цель урока – развитие творческих и познавательных способностей учащихся, пробуждение интереса к истории родного края. Форма – урок-презентация. Урок обобщил исследовательскую работу по теме "Ойконимия поселка Таксимо Республики Бурятия". Приемы, использованные на уроке, побуждают детей к участию в исследовательской работе, развивают любовь к родному краю.
-
Исторический комментарий при изучении морфологии в школе как средство привития учащимся познавательного интереса к урокам русского языка 2011
В процессе изучения русского языка учащиеся нередко встречаются с различными языковыми формами, которые в учебниках подробно не комментируются. Исторические экскурсы и сравнения при изучении языка помогают школьникам сознательно усваивать учебный материал, но главное – это привить познавательный интерес учащихся к изучению русского языка.
-
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность 2011
В статье говорится о том, как возможно формирование коммуникативной компетентности при работе со словом, предложением, с текстом через проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Из всех видов деятельности особенно привлекает при работе со словом его многоаспектный анализ.
-
Использование информационно–коммуникативных технологий в начальной школе 2011
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммукативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это является одним из самых важных результатов.
-
Интегрированный урок развития речи и экологии по теме "Вокруг нас – Мир!" 2011
Урок, проведенный в 9-м классе, является примером возможного разговора с учащимися о сложности взаимоотношений природы и человека, о необходимости сохранения баланса между человеком и миром, в котором мы существуем. Урок стал прекрасной возможностью повторить особенности жанра очерка. Особенностью урока является его гуманитарная направленность и расширенное изложение экологического материала, что характеризует его как интегрированный, связывающий учебные дисциплины с повседневной жизнью.
-
Откуда слово к нам пришло. 6-й класс 2011
Мероприятие служит для закрепления знаний, полученных на уроке «Этимология». Организовано в форме интеллектуальной игры. Учащиеся, играя, развивают навыки этимологического анализа, навыки пользования этимологическими словарями, развивают навыки работы в команде. Используются коллективная и индивидуальная формы работы. Игра построена с учётом того, чтобы все учащиеся приняли в ней активное участие.
-
Урок развития речи в 11-м классе 2011
Урок показывает один из приемов обучения сочинению-рассуждению.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе "Буквы и-ы после ц" 2011
На уроке рассматривается правописание гласных и-ы после ц. А также проверяется усвоение тем «Согласные, твердые и мягкие» и «Буквы ё-о после шипящих в корне слова».
-
Метод проектов как современный инновационный подход к изучению русского языка 2011
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые помогают решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов. Цель метода – научить студентов самостоятельно мыслить, привлекая для этого знания из различных областей. Метод проектирования широко используется для развития профессиональных умений и навыков студентов при организации курсового и дипломного проектирования.
-
Связь слов в словосочетании 2011
Урок нацелен дать понятие о видах связи слов в словосочетании; научить определять способ связи в словосочетаниях; конструировать их; закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способами управления и согласования; использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.
-
Правописание приставок при-, пре- 2011
Урок использует приём "яркого пятна", часто практикуемый в развивающем и проблемном обучении.