Обобщение знаний о частях речи. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Обобщить знания учащихся о частях речи, развивать умение распознавать части речи в контексте; формировать у ребят навыки грамотного письма.
  • Способствовать развитию речевой деятельности второклассников, мышления, воображения, памяти.
  • Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

На доске слова: воробей, ворота, сорока, корова.

– Что общего у данных слов? Какое слово лишнее? Почему?
– На минутке чистописания будем отрабатывать соединения с буквой о.

III. Сообщение темы урока

– Расшифруйте тему урока, вставьте пропущенные буквы. Ключ – алфавит.

Ц … … Б Р … Т … У З …
П … С Д … Ё … Ш … Й

– Прочитаем тему урока (читаем только вставленные буквы):

Ц Ч А Б Р С Т Т У З И
П Р С Д Е Ё Ч Ш И Й

– Постараемся закрепить и систематизировать наши знания о частях речи.

IV. Закрепление и обобщение знаний об имени существительном

1. Актуализация знаний.

– Какие самостоятельные части речи вам известны?
– Какая часть речи может сказать о себе:

“Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам”

– Действительно, по наблюдениям ученых существительное появилось в речи человека в числе самых первых слов. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования прочно закрепились в языке.

– Расскажите, что вы знаете о существительном?

2. Упражнения в определении рода и числа имен существительных.

– Найдите лишнее слово в каждой строчке. Запишите слова в тетрадь (первый вариант – 1-ую строчку, второй вариант – 2-ую), поставьте ударение.

– Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
– Объясните написание слова тетрадь, от какого греческого слова оно произошло?
– Как определить род существительного?

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя!”.
Я запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой!”
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!

– Может ли существительное изменить свой род?

Вывод: Каждое существительное имеет род, но по родам не изменяется.

– Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (тетрадь – 7 б, 6 зв; олень – 5 б, 4 зв; щавель – 6 б, 5зв.)
– Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (яблоко – 6 букв, 7 зв.)
– Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как называются такие существительные? (олень, столяр – рабочий, который занимается обработкой дерева, изготавливает изделия из дерева.)
– На какой вопрос отвечают остальные существительные? Как можно назвать такие существительные?

Вывод: Итак, существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными.

Существительные, обозначающие неживые предметы, предметы растительного мира, явления природы, состояние человека и т.д., называются неодушевленными.

– В каком числе стоят данные существительные? Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном?
– Посмотрите на слова третьей строчки. Измените число существительных (Дети записывают: яблоко – яблоки, стекло – стекла). Что заметили?

Вывод: При изменении существительного по числам изменяется и его окончание.

– А как изменить слово молоко?

Вывод: В русском языке есть такие существительные, которые употребляются только в форме одного числа. Имеют либо единственное число (молоко, щавель, красота), либо имеют только множественную форму числа (чернила, шахматы, каникулы).

3. Упражнение в написании имен собственных.

– Прочитайте стихотворение Измайлова. Найдите одинаковые по звучанию слова.

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя серёжка!

– Как называются такие слова? Объясните разницу в их написании. Какие еще существительные нужно писать с заглавной буквы?

Запись под диктовку предложений: Тетя Поля вернулась с поля.

Улетел орел за город Орел

– Почему одни и те же слова написаны по-разному? (Взаимопроверка)

Вывод: Собственное, значит моё. У каждого человека есть собственное имя, только свое, принадлежащее ему. У города, реки – это название. Остальные слова – нарицательные, они представляют собой множество одинаковых предметов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление и обобщение знаний о глаголе и имени прилагательном

1. Упражнение в распознавании частей речи.

– Определите часть речи в выделенных словах (устно). Как отличить части речи друг от друга?

На то и печь, чтобы в ней пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.

– Что такое глагол? Для чего нужны глаголы?

Что без меня предметы, лишь названья,
А я приду, все в действие придет,
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

Выпишите только глаголы.

Красивый, красота, красоваться, красавица, красотища.
Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.

– Какие слова вы записали? Докажите, что это глаголы.

3. Комментированное письмо.

– Запишите слова в порядке усиления значения.

Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

(Проверка: ползти, шагать, бежать, ехать, нестись, мчаться)

4. Работа над фразеологизмами.

– Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что означают эти выражения. Замените фразеологизм глаголом-синонимом (устно).

Лететь сломя голову – …. (бежать)
Витать в облаках – …. (мечтать)
Возносить до небес – …. (хвалить)
Путаться под ногами – …. (мешать)

– Что вы можете сказать о глаголах: бежать, мечтать, хвалить, мешать? Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? Какое окончание имеет неопределенная форма глагола?

– Измените данные глаголы по числам.

В тетрадях: бежит – бегут, мечтает – мечтают и т.д.

– На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч.? А во множественном числе?

5. Обобщение знаний об имени прилагательном.

– Подумайте, какая часть речи могла бы произнести такие слова:

“Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь”?

– Что вы знаете об имени прилагательном?
– К данным прилагательным запишите подходящие по смыслу существительные. Определите род и число прилагательных.

Белоствольная, кудрявая, стройная … (березка)
Прозрачный, журчащий … (ручей)
Раннее, весеннее … (утро)
Веселые, озорные, трудолюбивые… (ребята)

– Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечает мужской род прилагательных? Женский род? Средний? От какой части речи зависит род и число имен прилагательных? Всегда ли можно определить род прилагательного? Почему? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам и числам. Прилагательные согласуются с существительными в роде и числе.

VI. Итог урока

– Какие самостоятельные части речи вы знаете?
– Приведите примеры имен существительных (прилагательных, глаголов). На какие вопросы они отвечают?

VII. Домашнее задание

Список использованной литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика: серия книг. – М.: Дрофа, 2001– 2003.
  2. Рик Т. Здравствуй, имя существительное! Доброе утро, имя прилагательное! – М.: Самовар, 1994.
  3. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2008.