Цели:
- Обобщить знания учащихся о частях речи, развивать умение распознавать части речи в контексте; формировать у ребят навыки грамотного письма.
- Способствовать развитию речевой деятельности второклассников, мышления, воображения, памяти.
- Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
На доске слова: воробей, ворота, сорока, корова.
– Что общего у данных слов? Какое слово лишнее?
Почему?
– На минутке чистописания будем отрабатывать
соединения с буквой о.
III. Сообщение темы урока
– Расшифруйте тему урока, вставьте пропущенные буквы. Ключ – алфавит.
Ц … … Б Р … Т … У З … П … С Д … Ё … Ш … Й
– Прочитаем тему урока (читаем только вставленные буквы):
Ц Ч А Б Р С Т Т У З И П Р С Д Е Ё Ч Ш И Й
– Постараемся закрепить и систематизировать наши знания о частях речи.
IV. Закрепление и обобщение знаний об имени существительном
1. Актуализация знаний.
– Какие самостоятельные части речи вам
известны?
– Какая часть речи может сказать о себе:
“Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам”
– Действительно, по наблюдениям ученых существительное появилось в речи человека в числе самых первых слов. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования прочно закрепились в языке.
– Расскажите, что вы знаете о существительном?
2. Упражнения в определении рода и числа имен существительных.
– Найдите лишнее слово в каждой строчке. Запишите слова в тетрадь (первый вариант – 1-ую строчку, второй вариант – 2-ую), поставьте ударение.
– Назовите слова с безударной гласной,
проверяемой ударением.
– Объясните написание слова тетрадь, от
какого греческого слова оно произошло?
– Как определить род существительного?
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя!”.
Я запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой!”
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
– Может ли существительное изменить свой род?
Вывод: Каждое существительное имеет род, но по родам не изменяется.
– Найдите слова, в которых букв больше, чем
звуков. Почему? (тетрадь – 7 б, 6 зв; олень – 5 б, 4
зв; щавель – 6 б, 5зв.)
– Найдите слова, в которых звуков больше, чем
букв. Почему? (яблоко – 6 букв, 7 зв.)
– Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Как называются такие существительные? (олень,
столяр – рабочий, который занимается обработкой
дерева, изготавливает изделия из дерева.)
– На какой вопрос отвечают остальные
существительные? Как можно назвать такие
существительные?
Вывод: Итак, существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными.
Существительные, обозначающие неживые предметы, предметы растительного мира, явления природы, состояние человека и т.д., называются неодушевленными.
– В каком числе стоят данные существительные?
Сколько предметов обозначает имя
существительное в единственном числе? А во
множественном?
– Посмотрите на слова третьей строчки. Измените
число существительных (Дети записывают: яблоко –
яблоки, стекло – стекла). Что заметили?
Вывод: При изменении существительного по числам изменяется и его окончание.
– А как изменить слово молоко?
Вывод: В русском языке есть такие существительные, которые употребляются только в форме одного числа. Имеют либо единственное число (молоко, щавель, красота), либо имеют только множественную форму числа (чернила, шахматы, каникулы).
3. Упражнение в написании имен собственных.
– Прочитайте стихотворение Измайлова. Найдите одинаковые по звучанию слова.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя серёжка!
– Как называются такие слова? Объясните разницу в их написании. Какие еще существительные нужно писать с заглавной буквы?
Запись под диктовку предложений: Тетя Поля вернулась с поля.
Улетел орел за город Орел
– Почему одни и те же слова написаны по-разному? (Взаимопроверка)
Вывод: Собственное, значит моё. У каждого человека есть собственное имя, только свое, принадлежащее ему. У города, реки – это название. Остальные слова – нарицательные, они представляют собой множество одинаковых предметов.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление и обобщение знаний о глаголе и имени прилагательном
1. Упражнение в распознавании частей речи.
– Определите часть речи в выделенных словах (устно). Как отличить части речи друг от друга?
На то и печь, чтобы в ней пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
– Что такое глагол? Для чего нужны глаголы?
Что без меня предметы, лишь названья,
А я приду, все в действие придет,
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
Выпишите только глаголы.
Красивый, красота, красоваться, красавица, красотища.
Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.
– Какие слова вы записали? Докажите, что это глаголы.
3. Комментированное письмо.
– Запишите слова в порядке усиления значения.
Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.
(Проверка: ползти, шагать, бежать, ехать, нестись, мчаться)
4. Работа над фразеологизмами.
– Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что означают эти выражения. Замените фразеологизм глаголом-синонимом (устно).
Лететь сломя голову – …. (бежать)
Витать в облаках – …. (мечтать)
Возносить до небес – …. (хвалить)
Путаться под ногами – …. (мешать)
– Что вы можете сказать о глаголах: бежать, мечтать, хвалить, мешать? Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? Какое окончание имеет неопределенная форма глагола?
– Измените данные глаголы по числам.
В тетрадях: бежит – бегут, мечтает – мечтают и т.д.
– На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч.? А во множественном числе?
5. Обобщение знаний об имени прилагательном.
– Подумайте, какая часть речи могла бы произнести такие слова:
“Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь”?
– Что вы знаете об имени прилагательном?
– К данным прилагательным запишите подходящие
по смыслу существительные. Определите род и
число прилагательных.
Белоствольная, кудрявая, стройная … (березка)
Прозрачный, журчащий … (ручей)
Раннее, весеннее … (утро)
Веселые, озорные, трудолюбивые… (ребята)
– Какого рода бывают имена прилагательные? На какие вопросы отвечает мужской род прилагательных? Женский род? Средний? От какой части речи зависит род и число имен прилагательных? Всегда ли можно определить род прилагательного? Почему? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам и числам. Прилагательные согласуются с существительными в роде и числе.
VI. Итог урока
– Какие самостоятельные части речи вы знаете?
– Приведите примеры имен существительных
(прилагательных, глаголов). На какие вопросы они
отвечают?
VII. Домашнее задание
Список использованной литературы:
- Волина В.В. Весёлая грамматика: серия книг. – М.: Дрофа, 2001– 2003.
- Рик Т. Здравствуй, имя существительное! Доброе утро, имя прилагательное! – М.: Самовар, 1994.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2008.