Цели:
Оборудование: интерактивная доска, презентация. |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в
гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме.
Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно
совершим открытие, разгадаем тайну, которую
скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же
нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к
испытаниям? И вот первое задание.
3. Проверка знаний
Задание 1
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения,
дать его устную характеристику, начертить схему
предложения.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.
Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)
– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые
[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый
Задание 2
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[б] [р] [с] и [а] [о] [и]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет.)
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
4. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну
они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие
звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
мел [м'эл]
мёд [м'от]
люк [л'ук]
ряд [р'ат]
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я.
Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).
– Где стоят буквы е, ё, ю, я в
словах данного столбика? (После согласного.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один
звук [э, о, у, а].)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)
Сделаем вывод.
Если буквы е, ё, ю, я стоят после
согласной , то они обозначают один звук [э, о, у,
а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я –
это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят между
согласными, они обозначают один звук и указывают
на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале
слова, после ъ и ь, после гласной, они
обозначают два звука.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала
– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.
1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран, буря,
вьюга, метель, мороз, позёмка.
7. Проверка знаний
Тест (см. Приложение 1, Приложение 2)
8. Рефлексия
– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях
у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я,
хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Дома: § 61, упр. 306
Использованная литература
Авторская физкультминутка “Звездочет”.
Масько Л.Г. МОУ СОШ №14, г. Мончегорск, Мурманская
обл.
E-mail: school14@monch.mail.ru