В гостях у звуков речи. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:
  • обобщить и закрепить знания по “Фонетике”;
  • познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;
  • выявить уровень знаний учащихся;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать речевую культуру;

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.

3. Проверка знаний

Задание 1

Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его устную характеристику, начертить схему предложения.

(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.

Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)

– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые

[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый

Задание 2

– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:

[б] [р] [с] и [а] [о] [и]

– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет.)

– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.

Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.

4. Знакомство с новой темой урока

– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)

– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Вывод.

– Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]

– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.

мел [м'эл]
мёд [м'от]
люк [л'ук]
ряд [р'ат]

– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я.

Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).

– Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика? (После согласного.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [э, о, у, а].)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)

Сделаем вывод.

Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.

Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.

Из полученных наблюдений сделайте вывод.

(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?

Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.

5. Физкультминутка

6. Закрепление нового материала

– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.

1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

7. Проверка знаний

Тест (см. Приложение 1, Приложение 2)

8. Рефлексия

– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я, хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?

Выставление оценок.

9. Домашнее задание

Дома: § 61, упр. 306

Использованная литература

Авторская физкультминутка “Звездочет”. Масько Л.Г. МОУ СОШ №14, г. Мончегорск, Мурманская обл.
E-mail: school14@monch.mail.ru

Приложение 3