Письма с фронта

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок развития речи (2 урока по 45 минут)

Цели:

  • возродить традицию русского эпистолярного жанра;
  • познакомить учащихся с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта;
  • повторить постановку знаков препинания при обращении, вводных словах,
  • научить школьников излагать собственные мысли свободно, красиво, корректно, обратить особое внимание на каллиграфию письма;
  • показать значение переписки в жизни человека в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать любовь и уважение к родной земле;
  • воспитывать уважение к ветеранам.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • коллективная,
  • индивидуальная.

Средства работы: тетради, конверты, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня наш урок будет связан с историей. С историей одного обычного предмета, появление которого бывает иногда очень важно. Сегодня мы будем говорить о письме. Люди сейчас стали общаться гораздо больше.

– Каким образом люди общаются? (Интернет, телефон, СМС, письма)

– Когда ваша семья получала письмо последний раз?

– Нужно ли человеку в наш технический век писать письма?

– К какому жанру относятся письма? Если письмо – это способ общения, беседа, диалог, значит, мы будем работать в каком стиле? (Разговорный).

На уроке мы узнаем историю письма, как правильно заполнять адрес на конверте и как написать письмо, о чем говорят письма военного времени… (СЛАЙДЫ 1-3)

II. История письма

– Дайте лексическое толкование слову «письмо» (СЛАЙД 4)

– А теперь давайте послушаем историю возникновения письма. (рассказывают заранее подготовленныедети)

а) Невозможно представить современное общество без книг. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах: папирус, глиняные таблички, восковые дощечки, остраконы… В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал – пергамент. В XI-XV вв. появились берестяные грамоты. (СЛАЙД 5)

б) С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано". (СЛАЙД 6)

в) Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны тамтамы до сих пор используются

для связи на большие расстояния африканскими племенами. (СЛАЙД 7)

г) Интересный и необычный метод для записи чисел был изобретен индейскими цивилизациями. Примерно к VII веку н.э. они начали применять так называемое «узелковое письмо», представляющее собой несколько связанных между собой шерстяных

или хлопчатобумажных ниток. Знаками на этих нитях служили узлы иногда с вплетенными в низ камнями или цветными ракушками. Наиболее широкое распространение узелковое письмо получило в области Центральных Анд в эпоху рассвета государства инков Туантинсуйю в ХV-ХVI веках н.э. Инки такой способ называли кипу (quipu), что на языке кечуа означало узел. Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали». (СЛАЙД 8)

д) Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." – "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей. (СЛАЙД 9)

е) Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся Государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII – начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе. (СЛАЙД 10)

ж) В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки – столько проезжал почтовый дилижанс. (СЛАЙД 11)

з) Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю – на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно находились одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. (СЛАЙД 12)

и) С изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.) и радио (1895 г.) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. (СЛАЙД 13)

к) Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во Второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг (СЛАЙД 14)

– Ребята, а вы бывали на почте? Что интересного вы там видели? Как вы думаете, помогает ли почта общаться с окружающим миром? Что вы можете рассказать о работе почты?

– Какую роль играет эпистолярное письмо в жизни человека? Для чего нужны письма? (Помогают людям общаться на расстоянии. Являются письменными историческими источниками. Они являются хранителями истории человека и его семьи.) (СЛАЙД 15)

III. Объяснение новой темы.

А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
 Г. Серебряков

В чем взаимосвязь письма и истории?

В ХХ веке на долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них – Вторая мировая война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени. Письма с фронта... Пожелтевшие треугольники, исписанные неровными солдатскими почерками. Их писали днем в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица... Письма-прощания, письма-напутствия, письма-размышления... (СЛАЙД 16)

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то так далёки они…

– Что вы знаете о работе полевой почты? (СЛАЙД 17)

Полевая почта – вид почтового обслуживания в воинских частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является военно-полевая почта – почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

– Полевая почта... Как дорога она была в годы войны каждому красноармейцу. Здесь работали самоотверженные люди – главным образом девушки. Они, казалось, не зная усталости, порой целыми сутками обрабатывали почтовые отправления: сортировали газеты, журналы, письма, оформляли должным образом посылки, направляя их по воинским частям и подразделениям. Если не хватало дня, прихватывали и часть ночи. Военные почтальоны, нагруженные тяжелыми сумками с пачками писем, газет, журналов, в мороз и стужу, жару и дождь ехали из своих баз сначала на машинах, потом на лошадях, а часто, например, в условиях Заполярья, и на оленьих упряжках в расположение подразделений. Нередко, идя пешком с тяжелыми почтовыми сумками, чтобы как можно быстрее добраться до траншей стрелковых ячеек, они нередко попадали под огонь противника...

IV. Беседа по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

(СЛАЙД №18)

Лактионов А. И. Письмо с фронта. 1974.  Третьяковская Галерея на Крымском Валу

– Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину А.И. Лактионова «Письмо с фронта»?

– Каков её сюжет?

– Кто принес долгожданную весточку с фронта?

– Кто читает вслух письмо?

– Что вы можете сказать о чувствах и переживаниях изображенных на картине людей?

(Своей картине "Письмо с фронта" художник Александр Иванович Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городе у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.)

– Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками»: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

V. Знакомство с письмом-завещанием и письмом-воспоминанием.

– Письма войны – это «микроистория» человека, народа, страны. Это – уникальный, ни на что не похожий вид исторического документа. Письма родным, семейная и частная хроника, письма-воспоминания, письма-исповеди, письма-завещания… С таким письмом-завещанием мы сейчас с вами познакомимся.

– После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года (СЛАЙД 19)

(письмо читается на фоне лирической музыки из телевизионной программы “Жди меня”).

А) Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню... А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья", – сказал он. Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина... Мое сердце верит: письмо дойдет.

– Что вы узнали о времени написания письма?

– Какие исторические моменты обращают на себя внимание?

– Что рассказывает письмо о Кате?

– Что завещает девочка отцу?

– В деревне Красный Берег в Гомельской области установлен мемориал архитектора Леонида Левина. Мемориал посвящён детям, погибшим во время войны, а также умершим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из элементов мемориала является школьная доска, на которой выбито письмо Кати Сусаниной

д. Красный Берег. Мемориал белорусским детям – жертвам фашизма. Мёртвый класс

Б) В Трептов-парке в Берлине открыт памятник Солдату-освободителю. Послушайте письмо-воспоминание Прокопия Тарасова (СЛАЙД 20)

ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА

«… Мы закрепились на занятом рубеже западнее Одера и стали зарываться в землю. И вдруг на нейтральной полосе заметили ребенка. Он ползал около убитой женщины. Когда затихал гул взрывов, оттуда доносился плач.
Реплики были разные. «Жаль, ребенок...» А в ответ: «Сколько своих ползало, забыл?..» – «Да что мы, звери, что ли! Чужой не чужой, а народился жить...» – это сказал рядовой Нестор Довгалев. Сказал Василию, тому, что вспомнил про своих, сожженных в Белоруссии: «Держи мой автомат. Командиру в случае чего скажи, что сам он, мол, говорил, что мы спасать Европу пришли». И, не простившись, короткими перебежками побежал по изрытому воронками полю. С вражеских холмов ударили пулеметы...
С ребенком в руках он был совсем рядом с нашим окопом, когда пуля вонзилась ему в спину. Упал и уже не поднялся, но спасенного малыша из рук так и не выпустил.
Прокопий Тарасов»

– Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.

VI. Знакомство со структурными особенностями письма

(СЛАЙДЫ 21-22)

– Прочитайте письмо с фронта. Попробуйте определить структурные особенности.

Здравствуйте, мои дорогие мама и братишки!
Вот сегодня, наконец-то, наша полевая почта доставила мне ваши письма. Я очень была рада им.
Уже почти две недели наш батальон в бою. Мы освобождаем Прибалтику. Видели бы вы, как здесь все разрушено и сожжено, все города в руинах… Но мы не унываем, ждем и приближаем скорую победу!
Мама, помнишь, как я перед отправкой накупила конфет, взяла свои любимые духи и юбку, положила в чемодан ваши фотографии. Какая я тогда смешная была! Думала, ненадолго еду. Теперь самое ценное – ваши фотографии. Они всегда со мной.
Витек и Мишаня, помогайте маме, сейчас ей очень трудно. Миша, ходи почаще к бабушке. А ещё, Витек, не бросай учиться. Скоро война закончится, нужны будут и умные головы, и золотые руки, а у тебя большие способности.
Ну все, мои дорогие, буду заканчивать письмо, и так писала в два приема. А обо мне не волнуйтесь.
Ваша любящая дочь и сестра Ирина. 1943 год

Алгоритм написания письма:

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  4. Подпись.
  5. Дата.

– Писать письма – это своего рода искусство, которое требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами голая фраза. Поэтому надо быть очень осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Вот несколько основных правил, которые следует соблюдать при написании письма:

Правила написания писем.

  1. Письмо пишут только на хорошей бумаге
  2. Письмо лучше писать от руки
  3. Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки
  4. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения
  5. Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме
  6. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей
  7. Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  8. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  9. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
  10. Письмо должно быть написано грамотно
  11. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни
  12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  13. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  14. Письмо перед отправлением следует перечитать.

VII. Правила заполнения конверта

(СЛАЙД 23)

Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

– У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно:

  • Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
  • Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
  • Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.
  • Индекс – это цифровое условное обозначение населённого пункта.

(Слайд 24) – склонение слов АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ (подготовка к ЕГЭ)

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. адреса́т адреса́ты
Р. адреса́та адреса́тов
Д. адреса́ту адреса́там
В. адреса́та адреса́тов
Тв. адреса́том адреса́тами
Пр. адреса́те адреса́тах
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. адреса́нт адреса́нты
Р. адреса́нта адреса́нтов
Д. адреса́нту адреса́нтам
В. адреса́нт адреса́нты
Тв. адреса́нтом адреса́нтами
Пр. адреса́нте адреса́нтах

VIII. Работа учащихся над «Письмом ветерану» (благодарственное письмо и письмо-поздравление 65-летием ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)

– Письма согревали бойца в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте почтим погибших в этой страшной войне минутой молчания. Пока мы помним с вами наших защитников, значит, есть у всех душа и сердце.

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

– А теперь давайте напишем ветеранам письма. За что мы можем их поблагодарить? Благодарю за то, что …

  • вы с оружием в руках освобождали родную землю от врага;
  • мы не знаем, что такое фашизм и нацизм;
  • вы восстановили разрушенное народное хозяйство, отдав молодость, силы, здоровье…

– Не забудьте о знаках препинания при ОБРАЩЕНИИ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ (с двух сторон обращения и вводные слова выделяются запятыми)

– Слова-подсказки для письма-благодарности:

  1. Сердечно…
  2. От всего сердца…
  3. От всей души…
  4. Я очень благодарен…
  5. Большое спасибо…
  6. Благодарю Вас (тебя) за то, что…

ПИСЬМО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ

– При составлении письма-поздравления необходимо знать его композицию:

  • КОГО поздравляете
  • С ЧЕМ поздравляете
  • ЧТО желаете
  • ПОЗДРАВЛЯЮ
    от всей души
    от всего сердца
    сердечно
    горячо
  • Разрешите поздравить… пожелать…
  • Позвольте поздравить….. пожелать

(Дети пишут письма по песни военных лет)

IX. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма ветеранам. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным). На этом мы заканчиваем урок. Ваши письма – доказательство того, что вы усвоили данную тему.

Зачитать письма детей можно на классном часе, куда будут приглашены ветераны Великой Отечественной войны.