Тип урока: урок развития речи (2 урока по 45 минут)
Цели:
- возродить традицию русского эпистолярного жанра;
- познакомить учащихся с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта;
- повторить постановку знаков препинания при обращении, вводных словах,
- научить школьников излагать собственные мысли свободно, красиво, корректно, обратить особое внимание на каллиграфию письма;
- показать значение переписки в жизни человека в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать любовь и уважение к родной земле;
- воспитывать уважение к ветеранам.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная,
- коллективная,
- индивидуальная.
Средства работы: тетради, конверты, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня наш урок будет связан с историей. С историей одного обычного предмета, появление которого бывает иногда очень важно. Сегодня мы будем говорить о письме. Люди сейчас стали общаться гораздо больше.
– Каким образом люди общаются? (Интернет, телефон, СМС, письма)
– Когда ваша семья получала письмо последний раз?
– Нужно ли человеку в наш технический век писать письма?
– К какому жанру относятся письма? Если письмо – это способ общения, беседа, диалог, значит, мы будем работать в каком стиле? (Разговорный).
На уроке мы узнаем историю письма, как правильно заполнять адрес на конверте и как написать письмо, о чем говорят письма военного времени… (СЛАЙДЫ 1-3)
II. История письма
– Дайте лексическое толкование слову «письмо» (СЛАЙД 4)
– А теперь давайте послушаем историю возникновения письма. (рассказывают заранее подготовленныедети)
а) Невозможно представить современное общество без книг. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах: папирус, глиняные таблички, восковые дощечки, остраконы… В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал – пергамент. В XI-XV вв. появились берестяные грамоты. (СЛАЙД 5)
б) С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано". (СЛАЙД 6)
в) Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны тамтамы до сих пор используются
для связи на большие расстояния африканскими племенами. (СЛАЙД 7)
г) Интересный и необычный метод для записи чисел был изобретен индейскими цивилизациями. Примерно к VII веку н.э. они начали применять так называемое «узелковое письмо», представляющее собой несколько связанных между собой шерстяных
или хлопчатобумажных ниток. Знаками на этих нитях служили узлы иногда с вплетенными в низ камнями или цветными ракушками. Наиболее широкое распространение узелковое письмо получило в области Центральных Анд в эпоху рассвета государства инков Туантинсуйю в ХV-ХVI веках н.э. Инки такой способ называли кипу (quipu), что на языке кечуа означало узел. Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали». (СЛАЙД 8)
д) Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." – "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей. (СЛАЙД 9)
е) Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся Государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII – начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе. (СЛАЙД 10)
ж) В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки – столько проезжал почтовый дилижанс. (СЛАЙД 11)
з) Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю – на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно находились одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. (СЛАЙД 12)
и) С изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.) и радио (1895 г.) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. (СЛАЙД 13)
к) Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во Второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг (СЛАЙД 14)
– Ребята, а вы бывали на почте? Что интересного вы там видели? Как вы думаете, помогает ли почта общаться с окружающим миром? Что вы можете рассказать о работе почты?
– Какую роль играет эпистолярное письмо в жизни человека? Для чего нужны письма? (Помогают людям общаться на расстоянии. Являются письменными историческими источниками. Они являются хранителями истории человека и его семьи.) (СЛАЙД 15)
III. Объяснение новой темы.
А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков
– В чем взаимосвязь письма и истории?
– В ХХ веке на долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них – Вторая мировая война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени. Письма с фронта... Пожелтевшие треугольники, исписанные неровными солдатскими почерками. Их писали днем в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица... Письма-прощания, письма-напутствия, письма-размышления... (СЛАЙД 16)
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то так далёки они…
– Что вы знаете о работе полевой почты? (СЛАЙД 17)
Полевая почта – вид почтового обслуживания в воинских частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является военно-полевая почта – почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий. |
– Полевая почта... Как дорога она была в годы войны каждому красноармейцу. Здесь работали самоотверженные люди – главным образом девушки. Они, казалось, не зная усталости, порой целыми сутками обрабатывали почтовые отправления: сортировали газеты, журналы, письма, оформляли должным образом посылки, направляя их по воинским частям и подразделениям. Если не хватало дня, прихватывали и часть ночи. Военные почтальоны, нагруженные тяжелыми сумками с пачками писем, газет, журналов, в мороз и стужу, жару и дождь ехали из своих баз сначала на машинах, потом на лошадях, а часто, например, в условиях Заполярья, и на оленьих упряжках в расположение подразделений. Нередко, идя пешком с тяжелыми почтовыми сумками, чтобы как можно быстрее добраться до траншей стрелковых ячеек, они нередко попадали под огонь противника...
IV. Беседа по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
(СЛАЙД №18)
– Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину А.И. Лактионова «Письмо с фронта»?
– Каков её сюжет?
– Кто принес долгожданную весточку с фронта?
– Кто читает вслух письмо?
– Что вы можете сказать о чувствах и переживаниях изображенных на картине людей?
(Своей картине "Письмо с фронта" художник Александр Иванович Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городе у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.)
– Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками»: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!
V. Знакомство с письмом-завещанием и письмом-воспоминанием.
– Письма войны – это «микроистория» человека, народа, страны. Это – уникальный, ни на что не похожий вид исторического документа. Письма родным, семейная и частная хроника, письма-воспоминания, письма-исповеди, письма-завещания… С таким письмом-завещанием мы сейчас с вами познакомимся.
– После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года (СЛАЙД 19)
(письмо читается на фоне лирической музыки из телевизионной программы “Жди меня”).
А) Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню... А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья", – сказал он. Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина... Мое сердце верит: письмо дойдет.
– Что вы узнали о времени написания письма?
– Какие исторические моменты обращают на себя внимание?
– Что рассказывает письмо о Кате?
– Что завещает девочка отцу?
– В деревне Красный Берег в Гомельской области установлен мемориал архитектора Леонида Левина. Мемориал посвящён детям, погибшим во время войны, а также умершим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из элементов мемориала является школьная доска, на которой выбито письмо Кати Сусаниной
Б) В Трептов-парке в Берлине открыт памятник Солдату-освободителю. Послушайте письмо-воспоминание Прокопия Тарасова (СЛАЙД 20)
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА
«… Мы закрепились на занятом рубеже западнее Одера и стали зарываться в землю. И вдруг на нейтральной полосе заметили ребенка. Он ползал около убитой женщины. Когда затихал гул взрывов, оттуда доносился плач.
Реплики были разные. «Жаль, ребенок...» А в ответ: «Сколько своих ползало, забыл?..» – «Да что мы, звери, что ли! Чужой не чужой, а народился жить...» – это сказал рядовой Нестор Довгалев. Сказал Василию, тому, что вспомнил про своих, сожженных в Белоруссии: «Держи мой автомат. Командиру в случае чего скажи, что сам он, мол, говорил, что мы спасать Европу пришли». И, не простившись, короткими перебежками побежал по изрытому воронками полю. С вражеских холмов ударили пулеметы...
С ребенком в руках он был совсем рядом с нашим окопом, когда пуля вонзилась ему в спину. Упал и уже не поднялся, но спасенного малыша из рук так и не выпустил.
Прокопий Тарасов»
– Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.
VI. Знакомство со структурными особенностями письма
(СЛАЙДЫ 21-22)
– Прочитайте письмо с фронта. Попробуйте определить структурные особенности.
Здравствуйте, мои дорогие мама и братишки!
Вот сегодня, наконец-то, наша полевая почта доставила мне ваши письма. Я очень была рада им.
Уже почти две недели наш батальон в бою. Мы освобождаем Прибалтику. Видели бы вы, как здесь все разрушено и сожжено, все города в руинах… Но мы не унываем, ждем и приближаем скорую победу!
Мама, помнишь, как я перед отправкой накупила конфет, взяла свои любимые духи и юбку, положила в чемодан ваши фотографии. Какая я тогда смешная была! Думала, ненадолго еду. Теперь самое ценное – ваши фотографии. Они всегда со мной.
Витек и Мишаня, помогайте маме, сейчас ей очень трудно. Миша, ходи почаще к бабушке. А ещё, Витек, не бросай учиться. Скоро война закончится, нужны будут и умные головы, и золотые руки, а у тебя большие способности.
Ну все, мои дорогие, буду заканчивать письмо, и так писала в два приема. А обо мне не волнуйтесь.
Ваша любящая дочь и сестра Ирина. 1943 год
Алгоритм написания письма:
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись.
- Дата.
– Писать письма – это своего рода искусство, которое требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами голая фраза. Поэтому надо быть очень осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Вот несколько основных правил, которые следует соблюдать при написании письма:
Правила написания писем.
- Письмо пишут только на хорошей бумаге
- Письмо лучше писать от руки
- Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки
- Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения
- Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме
- Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей
- Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
- Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
- Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
- Письмо должно быть написано грамотно
- Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни
- Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
- Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
- Письмо перед отправлением следует перечитать.
VII. Правила заполнения конверта
(СЛАЙД 23)
Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!
– У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно:
- Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
- Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
- Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.
- Индекс – это цифровое условное обозначение населённого пункта.
(Слайд 24) – склонение слов АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ (подготовка к ЕГЭ)
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | адреса́т | адреса́ты |
Р. | адреса́та | адреса́тов |
Д. | адреса́ту | адреса́там |
В. | адреса́та | адреса́тов |
Тв. | адреса́том | адреса́тами |
Пр. | адреса́те | адреса́тах |
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | адреса́нт | адреса́нты |
Р. | адреса́нта | адреса́нтов |
Д. | адреса́нту | адреса́нтам |
В. | адреса́нт | адреса́нты |
Тв. | адреса́нтом | адреса́нтами |
Пр. | адреса́нте | адреса́нтах |
VIII. Работа учащихся над «Письмом ветерану» (благодарственное письмо и письмо-поздравление 65-летием ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)
– Письма согревали бойца в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте почтим погибших в этой страшной войне минутой молчания. Пока мы помним с вами наших защитников, значит, есть у всех душа и сердце.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
– А теперь давайте напишем ветеранам письма. За что мы можем их поблагодарить? Благодарю за то, что …
- вы с оружием в руках освобождали родную землю от врага;
- мы не знаем, что такое фашизм и нацизм;
- вы восстановили разрушенное народное хозяйство, отдав молодость, силы, здоровье…
– Не забудьте о знаках препинания при ОБРАЩЕНИИ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ (с двух сторон обращения и вводные слова выделяются запятыми)
– Слова-подсказки для письма-благодарности:
- Сердечно…
- От всего сердца…
- От всей души…
- Я очень благодарен…
- Большое спасибо…
- Благодарю Вас (тебя) за то, что…
ПИСЬМО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ
– При составлении письма-поздравления необходимо знать его композицию:
- КОГО поздравляете
- С ЧЕМ поздравляете
- ЧТО желаете
- ПОЗДРАВЛЯЮ
от всей души
от всего сердца
сердечно
горячо - Разрешите поздравить… пожелать…
- Позвольте поздравить….. пожелать
(Дети пишут письма по песни военных лет)
IX. Подведение итогов.
– Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма ветеранам. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным). На этом мы заканчиваем урок. Ваши письма – доказательство того, что вы усвоили данную тему.
Зачитать письма детей можно на классном часе, куда будут приглашены ветераны Великой Отечественной войны.