Цели:
- Образовательные:
- закрепить навыки слитного и раздельного написания не с причастиями;
- повторить правописание НЕ с разными частями речи.
- Развивающие:
- способствовать развитию активной мыслительной деятельности;
- развивать устную и письменную речь учащихся как форму мышления, наблюдения, обобщения.
- Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки, сплоченность, активное желание вместе учиться в группах, помогая друг другу.
Наглядность: раздаточный материал, таблица « Не с причастиями», распечатанное задание для каждой группы, использование ИКТ.
Технология: «Обучение в сотрудничестве»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, подготовка к уроку, сообщение темы, цели
2. Слово учителя: „Сегодня нам предстоит вновь поработать в группах по хорошо знакомой нам технологии „Обучение в сотрудничестве". Напоминаю, что, работая в группах, вы должны обучать друг друга, вместе решать любые проблемы, быть терпимыми к медлительности своего товарища, радуйтесь каждому правильному решению. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то выполнять вместе. Надеюсь, что урок сегодня пройдет в атмосфере взаимопонимания. А сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить основные положения нашей технологии (на экране проецируется Памятка № 1).
Памятка №1
|
3. Актуализация знаний
Напоминание группам, что каждый правильный ответ оценивается жетоном, ученики могут дополнять ответы своих товарищей.
– Вспомните, с какой темой мы познакомились на
прошлом уроке…
– Расскажите о слитном написании НЕ с
причастиями
– В каких случаях не с причастиями пишется
раздельно
(Учащиеся приводят примеры, используя материал домашнего задания, аргументируют свои ответы, опираясь на таблицу «НЕ с причастиями»)
4. Работа по учебнику
Учитель предлагает обратиться к упр. 136, распределить роли, задания, выбрать редактора группы. Каждая группа имеет свое задание к этому упражнению, обращаясь к Памятке № 2 (проецируется на экране).
Памятка №2
|
Учитель читает задание к тексту (упр.136), затем предлагает обратиться к его выполнению.
Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы в деревне. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?
(Не) забываемое вп..чатление остав..ла гроза в деревне. Нач..лась она вечером. Светлая з..ря еще (не) закрытая черной приближающ..ся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не) прекращавш..гося страха. Казалось, что какая (то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.
(С.Аксаков)
Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный |
I ГРУППА определяет стиль текста, тип речи, его
основную мысль; обращается к словам синонимам на
стр. 67, записывает их в тетради, составляет
словосочетания, чтобы расширить состояние
страха, которое ощутили жители дома от грозы.
II ГРУППА выписывает в тетрадь слова с
пропущенными орфограммами (кроме не), объясняя
условия выбора.
III ГРУППА выписывает примеры НЕ со словами,
объясняя условия выбора.
IV ГРУППА находит и объясняет предложение с
причастным оборотом.
V ГРУППА производит морфологический разбор
причастия непрекращавшегося страха
Заслушиваются ответы групп, за правильные ответы группа получает жетоны. Вывод по заданию.
5. Найдите соответствие «Не с разными частями речи»
(Группы вспоминают правописание НЕ с разными частями речи, используя распечатанные задания)
Задание выполняется учениками «по вертушке»
а) слитное написание существительного
____________________________________________
б) слитное написание прилагательного
____________________________________________
в) раздельное написание прилагательного
____________________________________________
г) краткое прилагательное
_______________________________________________________
д) раздельное написание причастий
_________________________________________________
е) слитное написание причастий
____________________________________________________
ж) слитное написание глагола
______________________________________________________
з) краткое причастие
_____________________________________________________________
Набор: до конца (не) изученный; (не) обыкновенный случай; зачем его (не) волить; проблема (не) решена; рассказывать (не) былицы; проблема (не) решена; взгляд (не) добрый, а злой; небо здесь (не) южное; (не) возвращенная рукопись; цитаты (не) проверены; река (не) глубока; (не) высокий дом.
Правильный ответ оценивается жетоном. Учитель обращает внимание учеников на раздельное написание НЕ с краткими прилагательными: не должен, не рад, не готов, не обязан, не согласен, не способен. От каждой группы приводятся примеры словосочетаний с данными прилагательными.
6. Лексическая разминка (проецируется на экране)
Группам по очереди предлагается определить соответствующий синоним, если группа затрудняется с ответом, отвечают остальные, получая дополнительные жетоны.
- Безграничный, безмерный (неисчерпаемый)
- Постоянно светящийся, не утрачивающий своей силы, своего значения (немеркнущий)
- Не знающий жизни, не имеющий опыта (неоперившийся)
- То, что трудно описать словами (неописуемый)
- Лишённый покрытия, кровли (непокрытый)
- Запрещённый, недозволенный (неразрешённый)
- Огнеупорный (несгораемый)
- Поддерживающий собой что – либо неподвижное, служащий опорой чему – либо (несущий)
- Имеющий плохую успеваемость, отстающий в занятиях (неуспевающий)
- Постоянно бодрый и жизнерадостный (неунывающий)
Вывод по заданию (закрепляется навык правописания НЕ с причастиями)
– А когда данные причастия будут писаться раздельно? (ответы групп)
7. Контрольный срез. Буквенный диктант
1. | невзрачный вид | (с) |
2. | мед не липовый | (р) |
3. | нетрудная задача | (с) |
4. | не посеянный в срок | (р) |
5. | работа не выполнена | (р) |
6. | не надеялся | (р) |
7. | полная неразбериха | (с) |
8. | не готов к ответу | (р) |
9. | невстреченный гость | (с) |
10. | вовсе не интересный фильм | (р) |
8. Итог урока
Ученики дают оценку своей работе в группе.
Оценки за урок: общая оценка группе дается по
количеству жетонов, индивидуальная – за
контрольный срез.
9. Домашнее задание: параграф 24 упр. 135-137.